новость

Opel разделили на троих

Международный автопром потрясен: контрольный пакет концерна Opel (европейского подразделения американского автогиганта General Motors) продан консорциуму Сбербанка, австрийско-канадской компании Magna и «Группы ГАЗ».
У официального дилера Opel в Красноярске сделка опасений не вызывает.

Сбербанк стал одним из крупнейших акционеров Opel Теперь Сбербанк стал одним из крупнейших акционеров Opel (35% акций). Новое приоб­ретение Сбербанка — не только самая громкая сделка за всю историю отечественного авто­прома, но и наиболее спорная. Многие россий­ские и зарубежные аналитики оценивают ее неоднозначно.

Все ее участники, как продавцы — GM и Opel, так и покупатели — канадско-российский кон­цорциум, находятся в сложнейшем финансовом положении. Общие долги «Группы ГАЗ» превысили отметку в 40 миллиардов рублей. ГАЗ до сих пор не получил от российского правительства сколь-нибудь значимой финансовой помощи, кроме госгарантий на четыре миллиарда рублей для реструктуризации своих задолженностей. Откуда в такой ситуации могли найтись деньги на покупку? Однако они нашлись...

По информации «Коммерсанта», некоторое время назад холдинг «Русские машины», в который входит и «Группа ГАЗ», владел почти 20 миллионами голосующих акций Magna International.

У Олега Дерипаски тоже есть что-то от Opel
У Олега Дерипаски тоже есть что-то от Opel

На покупку 20%-ного пакета акций «Русские машины», подконтрольные Олегу Дерипаске, потратили 1,54 миллиарда долларов США. Вскоре Дерипаска избавился от акций Magna. Как сообщило Reuters, такое решение было принято российской компанией в связи с мировым финансовым кризисом.

Положение второго российского участника сделки — Сбербанка, также нельзя назвать блестящим. Здесь прогнозируются убытки по итогам 2009 года, и уже готовятся покрыть их за счет выпуска дополнительных акций, сообщает «Московский комсомолец». Чистая прибыль крупнейшего по размеру активов банка России по итогам первых четырех месяцев 2009 года уменьшилась в 57 раз по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.

О самом GM и говорить нечего — американский автогигант со столетней историей объявлен банкротом. Спешная продажа Opel помогла этому подразделению GM избежать банкротства.

американский автогигант со столетней историей объявлен банкротомНакануне сделки Opel находился в отчаянном положении. У премьер-министра земли Гессен — Роланда Коха вырвалось признание немецким журналистам: «Если соглашение не будет подписано, у Opel не останется выхода, кроме банкротства». «Черная полоса» для Opel началась в 1999 году, а первую небольшую прибыль компания смогла принести лишь в 2006-м. Но вскоре грянул кризис, и в прошлом году продажи снова упали на 10%. В России по итогам четырех месяцев Opel потерял еще больше — половину продаж.

Однако глава Сбербанка Герман Греф полон оптимизма. В интервью телеканалу «Вести» он заявил, что сделка по покупке 35% акций атоконцерна Opel совершена в интересах страны: «...Это очень хороший шанс для России получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее сегодня продвинутых с точки зрения технологий европейских производителей».

На покупку Opel партнерам потребовалось не менее 5 млрд. евро. В результате за 51% продаваемых акций покупатели выложили 650 млн. евро. Зато на оплату всех долгов и социальных обязательств, по словам представителей немецких властей, потребуется еще не менее 5 млрд. евро. Аналитики банков предполагают снижение цены акций Сбербанка из-за этого приобретения.

Значительность ли сделки или финансовые проблемы ее участников повлияли, только переговоры, тянувшиеся не один месяц, проходили в нервозной обстановке. Немецкое правительство выдвинуло соискателям аж 14 условий. О подробностях никто из сторон не распространялся. Журналисты не всегда могли получить интересующую их информацию. Накануне официального объявления покупателя Opel телефон вице-президента Magna Хьюберта Хедля был отключен, а в Сбербанке от комментариев отказались. Судьба сделки до последнего момента висела на волоске.

Выбирая между предложениями итальянской компании Fiat и русско-канадской команды в составе Сбербанка, «Группы ГАЗ» и Magna, как после призналась федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель, переговорщики даже обращались за советом к американскому президенту Бараку Обаме, сообщают «Известия»

Глава Fiat Серджо Маркионне назвал продажу Opel «непрозрачной» и демонстративно не приехал на переговоры в Берлин. Он добавил, что Fiat заинтересован в Opel, но «сосредоточится на проведении сделки с Chrysler».

«ГАЗ» выполняет в этой «тройке» роль индустриального партнераСтановясь крупнейшим владельцем Opel наряду с GM, Сбербанк не будет определять его стратегию и производственную политику. «ГАЗ» выполняет в этой «тройке» роль индустриального партнера, предоставляющего площадку своего нового технологического комплекса в Нижнем Новгороде и дешевые рабочие руки.

А вот Magna разыграла эту сделку, словно по нотам. С большой выгодой для себя. Именно от нее исходила инициатива покупки Opel. Она же будет руководить немецким автопроизводителем, формально не владея даже его блокпакетом (всего — менее 20% акций).

Не смотря ни на что, сделка состоялась. И то, что часть Opel стала российской собственностью — уже свершившийся факт. Часть аналитиков считают, что российский автопром получил отличный шанс выйти на мировые рынки. По их мнению, покупка 35%-ной доли в Opel — это первая в истории российского бизнеса успешная сделка такого масштаба.

По условиям сделки Opel в результате получает краткосрочный заем в объеме 1,5 млрд евро и госгарантии на кредиты в объеме 4,5 млрд евро на 5 лет от немецкого правительства.

Новые владельцы обязаны сохранить все четыре завода Opel в Германии
Новые владельцы обязаны сохранить все четыре завода Opel
в Германии

Новые владельцы обязаны сохранить все четыре завода Opel в Германии, что позволит обеспечить занятость 25 тысяч рабочих. Хотя 2,6 тыс. рабочих мест все же придется пожертвовать.

Итальянцы предлагали сократить в несколько раз больше. Это вызвало раздражение проф­союзов. Немецкий канцлер не могла риско­вать, нервируя избирателей в преддверии выборов в Бундестаг. Канадцы предложили оптимизировать производство гораздо меньшей потерей рабочих мест. Не исключено, что именно это и сыграло решающую роль при принятии решения в пользу Magna.

Вот почему, с самого начала было ясно, что определение новых хозяев для одной из крупнейших автомобилестроительных компаний Европы — это вопрос в первую очередь политический.

Для того чтобы разместить производство в России потребуется 6-9 месяцев. GM совместно с Magna будут осуществлять экспертизу произ­водства новых авто и технологический контроль.

Руководители Magna говорят о сборке на ГАЗе 180 тыс. и продаже в России до 1 млн Opel в год. Однако российские аналитики высказывают сомнения в реальности этих планов. По их мнению, в лучшем случае речь может идти о поставке с немецких заводов готовых машинокомплектов для последующей исключительно отверточной сборки.

Все же остальное требует не просто производственных площадей для сборки, а коренного технического перевооружения. Для российского завода, обремененного более чем 40 млрд. рублей долгов, — задача неподъемная.

Александр Песегов, руководитель отдела маркетинга АЦ «Атлантик-Моторс», официального дилера Opel в Красноярске успокоил РЕКЛАМУ-МАМУ рассказав, что данная сделка вряд повлияет на потребительский спрос на автомобили этого бренда:

— Сливки снимут учредители, вряд ли на местах что-то изменится кардинально. Думаю, обойдемся без революций и переворотов. Спад продаж наблюдается и у нас. Кризис в первую очередь коснулся бизнеса автомобильных продаж. Это характерно продавцов всех марок.
Думаю, что озвученное количество — 180 тысяч машин в год — вполне реально. Уже есть опыт производства Ford, Skoda Oktavia. Можно перенять опыт организации оттуда. Считаю, что и факт российской сборки вряд ли повлияет на уровень спроса. На российских заводах уровень контроля качества очень высокий.

РЕКЛАМА-МАМА тоже надеется, что в чьих бы руках ни находился контрольный пакет акций, для российских поклонников марки, а их, как утверждает г-н Песегов, немало, ничего принципиально не изменится.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).