новость

Красноярские маршрутчики разоряются

Ситуация на красноярском рынке пассажирских перевозок усугубляется. Коммерческие компании продолжают разоряться, многие из них прямо сейчас готовы продать свой бизнес. Причина — в сдерживании роста тарифов на проезд в автобусах.
Сегодня краевые власти пообещали с 1 декабря повысить плату за проезд до 13 руб. Однако владельцы маршруток заявляют, что отрасль это не спасет, коммерческие компании будут вынуждены покинуть рынок.

Красноярские маршрутчики один за одинм разоряются
Красноярские маршрутчики один за одним разоряются

На днях разорился крупный красноярский перевозчик. У компании «Красбус», работающей по наиболее популярным маршрутам (43-й , 2-ой и 79-й), банк за долги отобрал 30 автобусов. Машины были проданы в другой регион (Ростовская область).

Из-за банкротства компании в маршрутной системе города возникла брешь, красноярцы ожидали автобусов по 30-40 минут.

Проблему удалось решить с помощью использования резервных автобусов муниципальных предприятий. Как объясняют специалисты Гортранса, ситуация была сложная, автобусы искали в спешке, и большая удача, что их вообще нашли. Сейчас, согласно скорректированному расписанию, интервал движения хоть и увеличился, но остается равномерным. Несмотря на это, гарантий, что в ближайшем будущем ситуация с нехваткой автобусов на маршрутах не повторится, нет.

Как рассказали ДЕЛА.ru владельцы компаний-перевозчиков, в предбанкротном состоянии находится 90% красноярских коммерческих предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки.

«Ситуация, которая произошла с «Красбусом», когда лизинговая компания и банк за долги забирает и продает автобусы в другой регион, на нашем рынке происходит не в первый раз. 90% частных предприятий имеют непогашенные долги перед кредитными организациями, — рассказывает владелец автотранспортного предприятия Константин Кнапнугель.

Коммерческие автоперевозчики все в долгах
Красноярские коммерческие автоперевозчики все в долгах

— Для того чтобы пережить лето, практически все компании-перевозчики были вынуждены взять кредиты для пополнения оборотных средств. Дальнейшая работа многих компаний сейчас зависит от того, насколько банки и лизинговые компании перевозчику верят. Многие ведут переговоры о реструктуризации долгов, увеличивают срок погашения кредитов и т.д. Ситуация была плачевной и осталось таковой».

Причина тяжелого финансового состояния перевозчиков, по мнению участников рынка, в сдерживании роста тарифов на проезд. И если тариф в ближайшее время не будет увеличен, то большинство частных компаний вынужденно остановят деятельность.

«Средний тариф должен быть выше 13 руб., а у нас получается, если тариф будет 13 руб., по карте мы будем возить за 12 руб., соответственно, перевозчик будет в итоге получать по карте 11,60 руб. и 10,80 руб. по социальному билету.
Средний билет будет стоить 12 руб., а это значит, что череда банкротств продолжится, — комментирует г-н Кнапнугель. — Покрыть наработанные за 2010 г. долги с помощью такого тарифа невозможно. На эти деньги нельзя даже поддерживать предприятия на уровне рентабельности.

Выйти из сложившейся ситуации можно только одним способом, провести репривати­зацию государством частных компаний. Муниципалам нужно увеличивать свою долю на рынке перевозок, тогда удастся избежать коллапса из-за банкротства коммерческих компаний. Уже сейчас недовыпуск на маршрутах города очень высокий, и ситуация дальше будет усугубляться».

Общий настрой у красноярских перевозчиков весьма пессимистичный. По словам Константина Кнапнугеля, бизнесмены в необходимое повышение тарифов не верят, многие объявили о продаже автобусов, чтобы в ближайшее время уйти с рынка.

Коллапса можно избежать проведя реприватизацию частных перевозчиков
Коллапса можно избежать, проведя реприватизацию частных перевозчиков

«Выставлено много объявлений о продаже б/у техники в другие регионы. Я знаю 4 компании, которые готовы продавать ЛИАЗы по 1 млн руб., лишь бы скорей избавиться от этого бизнеса. Некоторые готовы хоть сейчас продать готовое предприятие с машинами и штатом сотрудников. Только никто покупать не хочет, ни частники, ни муниципалы, — подчеркнул он.

— Это все происходит от безысходности, запас прочности кончился, в перемены к лучшему никто не верит. На собствен­ном примере скажу, моя компания за 2010 г. увеличила кредитную нагрузку до 11 млн руб. Куда дальше? Зачем такой бизнес нужен? Мы не благотворительные организации и даль­ше работать себе в убыток не можем».

О том, что стоимость проезда в маршрутках нужно поднимать, ДЕЛА.ru писали неоднократно (см. подробнее «Плата за проезд в маршрутках Красноярска»). В необ­ходимости этого шага уже никто не сомневается. Широкие дискуссии по поводу того, насколько тариф будет увеличен, ведутся уже второй месяц, но официально о цифрах краевые власти рассказали только сегодня.

Так, на совещании под руководством председателя регионального правительства Эдхама Акбулатова чиновники министерства транспорта края сообщили, что тариф на маршрутки с 1 декабря будет увеличен до 13 руб. Министр транспорта Захар Титов пояснил, что увеличить предельный тариф на 2 руб. предполагается не только в авто­бусах, но и в трамваях и троллейбусах.

Перевозчикам такого повышения недостаточно. Как сказала ДЕЛА.ru пресс-секретарь председателя правительства края Татьяна Рябкова, предприни­матели еще в прошлом году выходили на правительство края с требованием увеличить проезд до 15 руб.

«Увеличение оплаты за проезд до 15 руб. очень негативно сказалось бы на населении, краевое правительство подошло к решению этого вопроса сбалансиро­ванно. Учитывая, что не повышать тарифы дальше уже не представляется возможным, поскольку расходы перевозчиков с 2008 г. по конец 2010 г. существенно выросли, было принято серединное решение, увеличить стоимость проезда до 13 руб.», — пояснила г-жа Рябкова.

Часть коммерческих перевозчиков все-таки согласна работать по безналичному расчету
Часть коммерческих перевозчиков Красноярска все-таки согласна работать по безналичному расчету

Открыт пока вопрос о работе по электронным проездным. Как выяснилось, в постанов­лении о предельном тарифе на проезд и провоз багажа в общественном транспорте, которое краевое правительство готовится принять завтра, о дифференциации размера оплаты по наличному и безна­личному расчету не говорится ни слова.

Однако льгота для владельцев транспортных карт все же планируется. «В постановлении правительства края говорится только о повышение тарифа на 2 руб. Льгота предполагается в рамках отношений перевозчик — «Красноярскавтотранс» (компания занимается внедрением транспортной карты в Красноярске). Планируется, что стоимость проезда по карте будет ниже стоимости наличного расчета на 1 руб.», — добавила Татьяна Рябкова.

На сегодняшнем совещании тема внедрения транспортной карты в коммерческих автобусах обсуж­далась. Напомним, сейчас карта действует только на муниципальном транспорте, частные компании до сих пор отказывались по ней работать, заявляя, что готовы ее использовать только в случае роста тарифов (см. «Плату за проезд поднимут до 14 рублей?»).

По словам участников совещания, эта проблема почти решена. Руководитель депар­тамента транспорта города Олег Якубович заявил, что 15 красноярских коммерческих перевозчиков находятся в стадии подписания соглашения с «Красноярскавтотрансом».

«Эти предприятия почти готовы начать перевозки по транспортной карте. Соответственно, есть полная уверенность в том, что с 1 декабря 60% маршрутной сети будет работать и по безналичному расчету. Остальные компании пока оценивают эконо­мическую целесообразность такой работы. Но в целом проект поддерживается», — пересказала слова г-на Якубовича Татьяна Рябкова.

Еще раз подчеркнем, постановление об увеличении тарифов завтра почти наверняка будет принято на заседании краевого правительства.

Михаил Омышев
Председатель правления ассоциации пассажирских перевозчиков Красноярска

Михаил Омышев

Тариф в 13-12 руб. уже запоздал как минимум на 1 января 2010 г. По расчетам, которые мы подавали в правительство края, на август-сентябрь 2010 г. тариф за проезд составлял 14 руб.

Эта стоимость была рассчитана без учета поднятия оптовых цен на дизельное топливо в зимний период. Сейчас нас уведомили, что, несмотря на недавно произошедший рост стоимости, в ближайшее время цена на дизель еще поднимется.

Пока подавать новые расчеты в этом году мы не будем. После первого января будет понятно, насколько вырастут наши расходы на энергоносители, тепло, топливо, коммунальные услуги, как изменится объем выплачиваемых налогов.

Напомню, с 1 января страховые взносы увеличатся для всех предприятий. Как только мы будем обладать соответствующими цифрами, будет ясно, на какую стоимость тарифа мы выходим, и какие документы в связи с этим сможем подать в краевое правительство.

Методика, по которой рассчитывался нынешний тариф, устарела по многим пока­зателями. Комиссия по тарифам в правительстве края может рассмотреть вопрос об изменении методики и без нашего запроса.

Один раз в год, учитывая, что ситуация по всем исходным составляющим на рынке меняется: цены растут, рентабельность бизнеса падает, тарифы на проезд в автобусах должны пересматриваться.

Я думаю, что когда краевыми чиновниками будет проведено исследование пасса­жиропотока, и у них будут на руках данные по нашим расходам, комиссия по тарифам самостоятельно начнет рассматривать вопрос о повышении тарифа. Если этого не произойдет, значит, мы будем обращаться в правительство с теми цифрами, которые у нас получаться по факту расчетов.

Методика расчета тарифов в общественном транспорте с учетом всех особен­ностей регионов должна быть проработана на федеральном уровне. А у нас по стране вилка оплаты за проезд от 11 до 28 руб. И этот вопрос, мягко говоря, непонятен.

С обращением разработать эту методику и сузить эту вилку, мы выходили на министра транспорта РФ Игоря Левитина. Он дал соответствующее поручение департаменту, отвечающему за эти вопросы, эта работа уже начата. Эта работа не на 2-3 месяца, это работа на перспективу, первые ее результаты будут видны к концу 2011 г.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).