В красноярском УФАС начался процесс по громкому делу о передаче объектов «МРСК Сибири» на территории края в аренду «Тываэнерго». Сами антимопольщики уже успели окрестить этот процесс «крупнейшей аферой» на территории края за последние годы – ведь в результате плата за подключение к сетям в регионе будет регулироваться из соседней республики.
Обстоятельства этого дела во всех красках журналистам несколько недель назад описывал замруководителя краевого УФАС Олег Харченко. Сегодня за эти высказывания в прессе юристы МРСК попытались отстранить его от рассмотрения дела.
Ранее ДЕЛА.ru подробно писали об обстоятельствах, послуживших основанием для возбуждения в отношении «МРСК Сибири» дела по подозрению в злоупотреблении доминирующим положением на рынке (см. подр.: «Красноярская энергия перешла в Туву»).

Сетевое хозяйство Красноярского края переведено в Туву
Напомним кратко – согласно жалобам заявителей, в середине года «МРСК Сибири» передала свои сети, находящиеся на территории Красноярска и районов края, в аффилированную организацию «Тываэнерго».
Миллиардные активы были переданы по весьма сходной арендной цене, 2,5 млн руб. в месяц, а сфера деятельности компании распространилась и на Красноярский край.
В итоге региональная энергетическая комиссия края (РЭК) никакой роли в регулировании тарифов по передаче энергии на территории края по всем крупнейшим потребителям более не играет, а все тарифы определяет служба по тарифам республики Тыва.
В самом начале заседания комиссии УФАС представитель «МРСК Сибири» заявил ходатайство об отводе председателя комиссии Олега Харченко и остальных ее членов.
Отстранить Харченко он потребовал на основании пресс-конференции, которую тот устраивал 10 декабря и на которой поведал прессе о передаче сетей МРСК в Туву.
«В ходе пресс-конференции Харченко, комментируя данное дело, заявил, что сделки, совершенные МРСК, являются притворными. Указанный вывод сделан должностным лицом без исследования и оценки доказательств, которые на тот момент не были представлены в ФАС.
Указанное лицо сделало вывод о виновности «МРСК Сибири» в совершении монополистического деяния и огласило те меры, которые комиссия «УФАС» предпримет в связи с указанным действием, а именно, цитирую: «Придется отменять либо нашим предписанием, либо привлечь к этому делу прокуратуру», – сказал представитель МРСК.

«МРСК Сибири» не понравилось, что Олег Харченко упомянул о ее виновности
до фактического рассмотрения дела
Остальных членов комиссии он предложил отозвать, поскольку те «находятся в служебном подчинении у Харченко, что свидетельствует о зависимости их позиции от конкретных указаний и предвзятого мнения председателя».
Комиссия УФАС (которую, собственно, и требовали распустить и поменять на новую), посовещавшись, ходатайство отклонила.
Но представитель МРСК не сдавался и заявил второе ходатайство. Оно заключалось в требовании передать дело на рассмотрение из красноярского УФАС в ФАС России, поскольку предполагаемое нарушение – сделка по заключению договора аренды – совершалась на территории двух субъектов РФ, в Красноярске и Кызыле.
Представители от заявителей, присутствовавшие на заседании, возразили против этого. Они полагают, что в договоре аренды в качестве места заключения договора указан Красноярск, а потому и дело должно быть рассмотрено именно здесь.
Комиссия, посовещавшись еще раз, не удовлетворила и это ходатайство.

Юридическая служба МРСК пыталась избежать рассмотрения дела в Красноярске
Однако и тут представитель МРСК не уступил, продемонстрировав едва ли не чудеса юридического искусства. Он сообщил, что «МРСК Сибири» уже обратилось в ФАС России с просьбой забрать дело на федеральный уровень. Так что до того, как центральный аппарат антимонопольной службы даст ответ, рассматривать дело в Красноярске было бы неправильно, отметил юрист.
Кроме того, по его словам, у ответчика не хватило времени на ознакомление с материалами и пояснениями, представленными заявителями и заинтересованными лицами.
Последний довод комиссия в итоге учла, поэтому дело перенесли, но лишь до 31 декабря.
Комментируя прессе итоги заседания, Харченко сообщил, что ответчик не только передал ключевые сетевые объекты в Туву, о чем было известно и ранее, но и тут же забрал их обратно на обслуживание.
«Для чего необходимо было это делать, будем выяснять в ходе содержательного рассмотрения дела», – заключил Харченко.