Проект городской электрички в теории мог заработать в Красноярске уже с января. Однако вопрос, как водится, уперся в юридические вопросы — в настоящее время электрички не отнесены к городскому общественному транспорту, а Заксобрание исправить эту норму оказалось не в силах, и теперь намерено сплавить вопрос горсовету. В итоге реализация проекта откладывается на неопределенный срок.
8 октября в комитете по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Заксобрания рассматривали во втором чтении изменения к закону края «О транспортном обслуживании населения и некоторых вопросах обеспечения безопасности дорожного движения в Красноярском крае».
Предваряя обсуждение, председатель комитета Анатолий Матюшенко объяснил, что изначально изменения предполагалось внести как раз ради развития городской электрички и ее стыковки с другими видами общественного транспорта, однако до второго чтения закон добрался уже изрядно потрепанным.
По расчетам, красноярское «наземное метро» может перевозить до 250 тыс. пассажиров в сутки
Выступавший с основным докладом министр транспорта края Сергей Еремин уточнил, что в первоначальной редакции «вводилось определение муниципального маршрута — как раз, чтобы реализовать проект городской электрички». Однако против этой нормы выступило экспертно-правовое управление Заксобрания (ЭПУ).
«Учитывая проведенную совместно с ЭПУ работу мы согласились с тем, что муниципальный маршрут из закона надо исключить, так как это полномочия муниципальных органов власти», — сказал Еремин.
Однако окончательно тему удалось раскрыть лишь заместителю начальника КЖД по работе с органами власти Льву Ткачеву.
«Стояла задача так — чтобы красноярская железная дорога могла оказывать услуги перевозки пассажиров в городском транспорте, необходимо было внести изменения в закон о транспортном обслуживании населения, а именно, признать железнодорожный транспорт участником внутригородских пассажирских перевозок.
Сегодня понятие городских маршрутов подразумевает использование лишь автомобильного транспорта. Сюда не входит ни речной транспорт, ни воздушный, ни железнодорожный. То есть мы не можем оказывать услугу населению как городской перевозчик», — пояснил Ткачев.
В связи с этим железнодорожники не могут предложить населению фиксированные тарифы.
«Мы не можем сегодня развивать инфраструктуру, мы едем сегодня по правому берегу как пригородный поезд, оплачивая за каждую зону дополнительно 8 руб. Каждая следующая остановка стоит дороже. В результате граждане не пользуются железной дорогой», — сказал Ткачев.
Вместе с тем, по его оценке, потребность в использовании железнодорожного транспорта в Красноярске составляет около 250 тыс. человек в сутки,
то есть четверть от пассажиропотока всего общественного городского транспорта.
«Мы могли бы одним электропоездом за 7 минут со станции Енисей до центра города довести 1,5 тыс. человек. Мы могли бы разгрузить пробки. Но не хватает одной-единственной поправки в закон — признать железнодорожный транспорт городским перевозчиком. Если мы откладываем решение вопроса, мы совершаем ошибку — не даем возможности с 1 января поехать городской электричке», — сказал Ткачев.
Из-за юридических и бюрократических сложностей
проект красноярской городской электрички снова подвис
В мэрии Красноярска выход КрасЖД на рынок муниципальных перевозок только приветствуют.
«Город поддерживает появление на рынке нового перевозчика, оно необходимо. Но вместе с тем мы понимаем, что появление данного перевозчика само по себе не может произойти без слияния и взаимодействия определенных видов транспорта, без организации транспортно-пересадочных узлов», — сказал заместитель руководителя департамента транспорта администрации Анатолий Зуев.
Однако все благие намерения упираются в вердикт ЭПУ — появление обсуждаемой нормы в краевом законе
нарушит закон федеральный
и неминуемо приведет к протесту прокуратуры.
«Это вопрос местного значения, это должен решать горсовет, там должны создать правила оказания таких услуг населению», — подчеркнули эксперты.
В итоге именно горсовету Еремин и предложил передать решение вопроса.
«Вопрос лежит в юридической плоскости. Есть в городе положение о транспортном обслуживании, которое утверждено депутатами горсовета. Там сказано, что деятельность департамента транспорта регулируется в отношении автомобильного и электротранспорта.
Какие проблемы туда добавить железнодорожный, водный, хоть авиационный? Вообще не проблема, хоть гужевой добавьте! Мы здесь никаких препятствий не видим.
Надо департаменту транспорта выходить на главу города и в горсовет с такой инициативой. И будет департамент транспорта заниматься железнодорожными перевозками внутри Красноярска», — заключил Еремин.
Как на это предложение отреагируют в мэрии, покажет время. Пока же депутаты постановили продолжить работу специализированной рабочей группы, которая призвана разбираться в вопросе.
А проект городской электрички, пока чиновники перебирают и обмениваются бумажками, завис в воздухе.
Ранее по теме на ДЕЛА.ru: