новость

Генплану Красноярска поддали газа

В Красноярске стартовал этап общественных обсуждений нового Генплана города. В течение двух дней архитекторы, строители, чиновники, депутаты на площадке МВДЦ «Сибирь» изучали, что уже сделано и что еще предстоит.
Наиболее острые дискуссии возникли вокруг необходимости сокращения производственных площадок и строительства метро, а также планов газификации города в обозримом будущем. Впрочем, в последних вопросах все по полочкам разложил врио губернатора Виктор Толоконский. По его мнению, метро и газ городу нужны, и учесть их в генплане, безусловно, стоит.

Открывая пленарное заседание по итогам двухдневного обсуждения генплана, мэр Красноярска Эдхам Акбулатов напомнил, что в рамках подготовки этого документа отдельно прорабатываются вопросы развития комплексной транспортной схемы города, организации улично-дорожной сети Красноярска, а также правила землепользования и застройки.

Обсуждение Генплана
Чиновники намерены принять новый генплан Красноярска до конца года

«Цель заключается в получении ответа на вопрос: что нужно сделать, чтобы Красноярск был удобным и комфортным для жизни горожан? Общественные обсуждения генплана начались, некоторые замечания уже прозвучали. Я хотел бы пригласить участников слушаний к продолжению обсуждения, которое продлится еще несколько месяцев. Но нам бы хотелось в конце этого года внести документы на рассмотрение депутатов горсовета для утверждения. Это означает, что времени у нас не так много», — сказал Акбулатов.

Главный архитектор института «Красноярскгражданпроект» Антон Шаталов провел краткую презентацию основных направлений генплана. В числе основных принципов при разработке документа он перечислил «создание в Красноярске территории науки, технополисов и технопарков, использование Универсиады для развития инфраструктуры города, укрепление туристического потенциала, приоритет общественного транспорта над частным, использование новых видов общественного транспорта, вывод магистральных сетей с территорий, прилегающих к Енисею, создание продолжительных набережных и рекреационного каркаса».

Слушатели генплана
В обсуждении приняли участие архитекторы, представители бизнеса и власти и обычные горожане

«В конце ХХ века город начал стремительно развиваться на север, ось «север — юг» определяла развитие города последние 30 лет. Емкость, которая в городе существовала по этой оси, заполнена, на севере появилось более 200 тыс. жителей. На юге сегодня мы уперлись в наш природный комплекс, а на севере — в санитарно-защитные зоны алюминиевого завода. Поэтому мы сегодня видим осью развития ось «северо-запад — юго-восток». Такое развитие подразумевает полицентричность города — то есть формирование небольших подцентров», — рассказал Шаталов.

По его словам, Енисей должен дать импульс для развития зеленого каркаса города.

«Берега реки освобождаются от промпредприятий и к 2033 году будут формировать полноценный каркас, соединяющий Енисей со всем пригородным комплексом, окружающим город», — сказал Шаталов.

Расчетная численность населения на расчетный срок составляет 1,3 млн человек. Жилая обеспеченность должна вырасти до 32 кв. м на человека. Жилищное строительство должно вырасти в городе вдвое, а более 2 млн кв. м ветхого и аварийного жилья должны пойти под снос.

«Промышленные территории будут уменьшены на 20%, тем не менее оптимизация их использования поможет промышленности продолжить развитие. Жилищные зоны увеличатся на четверть, общественные увеличатся вдвое, на 20% вырастут территории транспортной инфраструктуры, на четверть уменьшатся промышленная и коммунально-складская территории, на 60% уменьшатся территории сельхозназначения.

Город, оставаясь промышленным, станет зеленым и удобным для горожан», — сообщил Шаталов.

Генплан, по его словам, учитывает планируемую скоростную железную дорогу, которая свяжет Барнаул, Новосибирск, Томск и Красноярск.

«Город планирует вынос транзитной железнодорожной грузовой ветки за пределы города и создание двух терминально-логистических центров. На левом берегу, за пределами города, в районе Дрокино, и на правом берегу, в черте города, на территории химкомбината «Енисей». Кроме того, в генплане заложена развитая транспортная сеть с возможностью ее закольцовки, с созданием достаточного количества широтных и меридиональных транспортных магистралей, выделенных полос для общественного транспорта и интеграцией всех его видов», — поведал Шаталов.

После его доклада с краткими отчетами выступили модераторы профильных круглых столов, в рамках которых обсуждались 4 аспекта генплана — в разрезе вопросов развития транспортной инфраструктуры, инженерных сетей, промышленности и экологии города.

Депутат горсовета Александр Коропачинский, курировавший транспортную тему, сообщил, что в ходе обсуждения все его участники пришли к тому, что Красноярск будущего должен быть городом для людей, а не автомобилей.

«Поэтому надо готовиться к тому, что будут ограничения, ведь город для пешеходов невозможно построить без ограничений для водителей. Нужно идти и к тому, что большая часть населения будет передвигаться на общественном транспорте, поэтому реконструкция системы общественного транспорта — важнейшая составляющая решения транспортной проблемы Красноярска. И последний вопрос — строительство метро. Вчера состоялись два диаметрально противоположных выступления, одно «за», другое «против». Против потому, что метро — очень дорогой объект, и населения Красноярска пока недостаточно, чтобы такой высокопроизводительный вид транспорта построить и содержать», — рассказал Коропачинский.

Антон Глушков, выступавший модератором при обсуждении инженерной инфраструктуры, рассказал, что все выступающие сошлись на необходимости создать при администрации постоянно действующий орган, который консолидировал бы программы развития естественных монополий.

«Потому что у каждой монополии свой горизонт планирования, своя инвестпрограмма, и на сегодня они между собой никак не сбалансированы. Это должно быть сделано в рамках генплана. Кроме того, в ходе обсуждения выступающие отметили, что в работе по генплану не представлены в полной мере проекты развития ливневой канализации и дальнейшей газификации», — сообщил Глушков.

Жилые районы
Численность населения столицы края к 2033 году составит 1,3 млн человек

Председатель регионального отделения РСПП «Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края» Михаил Васильев, курировавший обсуждение будущего промышленности города, рассказал, что самую активную дискуссию вызвал вопрос о необходимости сокращения производственных площадей.

«Мы живем в промышленном городе, и никто не сомневается, что эта составляющая будет развиваться. Проектировщики закладывают снижение площадей, на которых будет размещаться промышленность в городе, на четверть. Но это промышленность новых переделов, которая обеспечит четырехкратный рост в денежном исчислении объемов производства в текущих ценах и предоставит на треть больше рабочих мест.
Площади уменьшатся за счет освобождения земли как от умерших производств, так и от ряда действующих предприятий, которые предполагается вынести за пределы города. Эта тема была очень остро воспринята руководителями предприятий, и дискуссия по этому вопросу будет продолжаться, потому что здесь есть пересечение разных, зачастую полярных, интересов», — сказал Васильев.

Наконец, директор центра урбанистики Томского государственного университета Алексей Козьмин, курировавший обсуждение экологического каркаса города, рассказал, что, по мнению участников обсуждения, «уникальный природный ландшафт» Красноярска должен быть предметом охраны. Кроме того, рост города потребует увеличения энергомощностей генерирующих объектов, что приведет к увеличению объемов выбросов в атмосферу, «и эту проблему нужно обсуждать». Наконец, участники обсуждения пришли к выводу, что в каждом районе города жителям в шаговой доступности от дома нужны рекреационные пространства, и это в генплане необходимо учесть.

Подвести итог мероприятию доверили врио губернатора Виктору Толоконскому, который свою речь начал с откровений.

«Я несильно разбираюсь в градостроительных проблемах и задачах, — заявил Толоконский, 6 лет проработавший мэром Новосибирска. — Это специфическая тема архитекторов, строителей, философов. В этом плане я всегда был участником принятия управленческих, экономических решений. Я не должен советовать архитектору, как, я не должен вмешиваться в форму, но я должен найти деньги, согласовать интересы и увидеть последствия того, что архитекторы и строители предлагают.

макеты на обсуждении генплана
В Красноярске должны появиться новые общественные пространства и зеленые зоны

И о генплане мне сложно говорить, потому что я знаю его плохо. Чтобы рассуждать профессионально и компетентно, нужно знать многие исторические и настоящие проблемы, разные части города, микрорайоны, зоны, улицы. Поэтому, когда я сейчас ехал сюда, то думал о том, что, если мне дадут слово, — блеснул скромностью врио губернатора, — я скажу не о самом документе, а о задачах развития города: его территории, транспортной системы, экологических вопросах».

Толоконский согласился, что транспортная система должна быть основополагающей в развитии города.

«Нужно ли Красноярску метро? Нужно. И, я думаю, тут разных пониманий быть не должно. В Красноярске особый климат, особые расстояния, и метро, которое соединит два берега и сможет легко стать главной осью движения с ключевым пассажиропотоком, резко повысит транспортную доступность. Метро нужно прежде всего для студентов, а их будет все больше, и для пожилых людей. Метро надо строить.

Но здесь должна быть общая бюджетная политика — это не может быть прерогативой лишь самой территории. Уверен, мы сможем доказать, что федеральная поддержка здесь региону необходима. Одна станция и один переход — это сегодня 5—6 млрд руб. На первую очередь надо 5—6 станций и метромост. Можно понять, каков порядок необходимых средств», — сказал Толоконский.

При этом он отметил, что если бы речь шла о собственных деньгах края, то он предпочел бы эти средства направить на развязки.

«Но без метро город не будет развиваться. И исключать его из генплана неправильно. Метро — атрибут миллионного города», — заключил врио губернатора.

Говоря о развитии города в целом, он отметил, что в ближайшем будущем Красноярску потребуется построить целый ряд крупных общественных объектов, и где они появятся — большой вопрос.

Генплан
Город будет развиваться по северо-западной оси

«Я до сих пор не могу почувствовать, на каких территориях Красноярск будет в основном развиваться в ближайшие 20 лет. Нам нужен обновленный общественный центр города — ведь мы многих объектов сейчас не имеем. Мы сейчас с десятком объектов Универсиады уже сталкиваемся с трудностями, маленький стадиончик разместить — это целая проблема, а нам таких объектов в ближайшей перспективе понадобится намного больше», — сказал Толоконский.

В 20-летней перспективе, по его мнению, городу никак не обойтись и без газа.

«Задача газификации Красноярска общероссийская — нам предстоит тянуть магистрали на расстояние порядка 600—700 км, это около 150—200 млрд руб., и это не может решить бюджет края, но это задача, без решения которой Красноярск не может развиваться», — сказал Толоконский.



Фото Анны КРАВЧЕНКО

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).