Правительство Красноярского края опубликовало на своем официальном сайте проект программы развития транспортной системы до 2016 г. Власти намерены серьезно вложиться в дорожную отрасль, внедрение ГЛОНАСС, повышение безопасности дорожного движения, субсидирование пассажирских перевозок. А вот на многие масштабные проекты, такие как обновление парка речных судов и строительство метро, денег пока нет.
Общий объем финансирования программы на три года составляет 44,65 млрд руб.
Больше 30% средств — это строительство четвертого моста через Енисей и реконструкция трассы Красноярск — Железногорск.
Кроме того, в списке крупных строек — новый перрон аэропорта «Емельяново». На его реконструкцию предусмотрено 1,2 млрд руб. По планам властей, расширение нынешнего перрона необходимо для эксплуатации нового пассажирского терминала и реконструкции магистральной дорожки и участков рулежных дорожек, которые уже значительно изношены. Завершить работы планируется в 2016 г.
В новый пассажирский терминал «Емельяново» будет вложено 100 млн евро
Напомним, что обновлением аэропорта Красноярска займутся две крупные федеральные компании. «Интеррос» Владимира Потанина уже понемногу отстраивает новый грузовой терминал, а вот для «Реновы» Виктора Вексельберга вся работа над аэровокзалом еще впереди. Предполагается, что пассажирский терминал уровня обслуживания «С» площадью не менее 40 тыс. кв. м будет способен пропускать 2,25 млн пассажиров в год.
Объем инвестиций в объект составит 100 млн евро (см. подр. «Аэропорт Красноярска обновят два олигарха»).
На этом перечень мегапроектов, имеющих реальное финансирование, по сути, заканчивается. Следом за ним идет список приоритетных «для реализации в краткосрочной перспективе мероприятий», уже не обеспеченных деньгами. И он гораздо шире.
На первое место краевой минтранс поставил обновление пассажирского речного флота.
«М. Ю. Лермонтов» уходит на списание, но заменить его пока нечем
Как отмечает ведомство, со следующего года планируется вывести из эксплуатации дизель-электроход «М. Ю. Лермонтов», который курсировал между Красноярском и Игаркой. Судно уже включено в план приватизации госимущества (см. подр. «Красноярского «собрата» утонувшей «Булгарии» продадут»).
Оставшиеся на ходу теплоходы «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов» стоят в очереди на списание в 2016 г. В результате через три года в крае будут отсутствовать суда, способные выполнять перевозку пассажиров по Енисею от Красноярска до Дудинки и других населенных пунктов, расположенных вниз по течению реки, отмечается в обосновании программы. Причем ликвидация транспортного сообщения оставит ряд населенных пунктов края «в полной изолированности», предупреждает минтранс.
В связи с этим ведомство считает необходимым провести обновление пассажирского флота до 2016 г. и предлагает «с учетом ограничений краевого бюджета» три пути решения проблемы — модернизацию эксплуатируемых судов, приобретение судов на вторичном рынке или строительство новых.
Больным вопросом, тоже требующим решения в краткосрочном периоде, остается метрополитен.
Многие ждали, что власть обнадежит красноярцев планами о продолжении строительства подземки в рамках подготовки к зимней Универсиаде 2019 г. Но в программах чиновников значатся только автобусы и дороги (см. подр. «Красноярской Универсиаде посулили дороги и автобусы»).
Только на поддержание выработок в безопасном состоянии
в течение 3 лет требуется более 200 млн рублей
Ситуация с метро выглядит следующим образом. Есть проект строительства первой линии — это участок от станции «Высотная» до станции «Проспект Мира» протяженностью 8,22 км в двухпутном исчислении. Документация была утверждена еще в 1994 г.
Однако в 1998 г. правительство РФ из-за нехватки средств выделило для финансирования первый пусковой комплекс, включающий три станции — «Высотная», «Копылова» и «Вокзальная». Протяженность этой ветки — 5,04 км в двухпутном исчислении.
В 2010 г. финансирование строительства метрополитена в Красноярске из бюджета РФ было прекращено. Все станции, кроме «Высотной», законсервированы. По оценкам минтранса края, чтобы запустить в эксплуатацию первую очередь (ветка от «Высотной» до «Вокзальной»), нужно 40,6 млрд руб. в ценах 2012 г. —
сумма равноценна объемам финансирования всей программы развития транспортной отрасли на три года.
В связи с этим все, что предлагает министерство, — это хотя бы обеспечить сохранность подземных горных выработок в безопасном состоянии (проветривание, освещение, осмотр выработок, откачка воды, спуск-подъем людей на горизонт). В 2014 г. на это потребуется 50 млн руб., в 2015 и 2016 гг. — по 76,1 млн руб.: суммарно получается более 202 млн руб.
Также министерство ставит цель построить в Красноярске новый междугородний автовокзал.
С нынешним возникает масса проблем, полагают чиновники. Основная трудность — это расположение здания. Автовокзал, на котором замыкается множество маршрутов, находится практически в центре города. В результате автобусам приходится пробиваться сквозь пробки, чтобы довезти пассажиров до конечной остановки.
«В целях решения данной проблемы необходимо пересмотреть текущее расположение междугороднего автовокзала в сторону смещения его к автомобильным подходам к Красноярску и с учетом возможности объединения с другими видами транспорта», — пишет минтранс.
«Наиболее привлекательным» местом для размещения нового автовокзала министерству видится площадка вблизи строящегося путепровода на ул. Авиаторов и дворца «Арены.Север».
Появление там автовокзала обеспечит «минимальное прохождение по городу маршрутов, следующих с северного, западного, восточного и части южного направлений», считают в минтрансе.
Предполагается, что в ближайшей перспективе новое место расположения автовокзала будет включено в разрабатываемый генплан города. После чего власти займутся поиском инвесторов для строительства объекта.