Красноярская железная дорога заявила о существенном росте погрузки и перевозок каменного угля в сторону сухопутных погранпереходов с КНР и к экспортным портам Дальнего Востока. Вместе с тем угледобывающие предприятия юга Енисейской Сибири все еще испытывают проблемы с отправкой своей продукции.
![Поезд с сибирским углем идет по Козинскому виадуку в Саянах](/medianew/img/viaduk4-8131691.jpg)
Поезд с сибирским углем следует по Козинскому виадуку в Восточных Саянах
В первом квартале 2024 года КрасЖД отправила в восточном направлении из Республики Хакасии 1,486 млн тонн твердого топлива. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года
рост составил +37% (в 1,4 раза).
Как рассказали ДЕЛА железнодорожники, наибольший объем отгрузили со станций, находящихся в районе Аскиза, Черногорска и Абакана: Камышта, Черногорские копи, Ташеба, Хоных. Часть хакасского угля отправлялась на экспорт также и через станции правобережья Енисея.
![Состав с углем на станции Красноярской железной дороги](/medianew/img/ugolzd-4041329.jpg)
Через КрасЖД на восток следует уголь, добытый как в Кемеровской области, так и на месторождениях Хакасии, Тывы и самого Красноярского края
Через Красноярский край осуществляется и отправка на экспорт топлива из Республики Тыва. Напомним, что этот регион до сих пор не связан с остальной Россией железной дорогой – многострадальный проект трассы Кызыл – Курагино через Западные Саяны все время откладывается.
![Железнодорожная ветка Кызыл-Курагино общая схема](/medianew/img/kizil-kuragino-8441331.jpg)
Железнодорожную ветку длиной в 410 км через горы Западного Саяна должен был построить частный инвестор. Разговоры об этой связи Тывы и Транссиба идут уже более 10 лет, но ни одного километра так и не было построено
Однако благодаря своим характеристикам уголь из Тывы (в том числе и марки Ж) высоко востребован в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому и Тувинская горнорудная компания, и Межегейуголь (Распадская) более 300 км везут добытое твердое топливо автомобилями по федеральной трассе Р-257 «Енисей» (Усинский тракт) до станции Минусинск, где уже и происходит его перегрузка в вагоны для отправки на Китай и к океанским экспортным портам.
За первые три месяца КрасЖД таким образом вывезла 205 тыс. тонн тувинского угля.
![Грузовик углевоз везет уголь из Тывы через Саяны](/medianew/img/uglevoz-2441330.jpg)
Только высокая ценность для коксохимической промышленности оправдывает себестоимость тувинского угля, который вынуждены везти грузовиками через многочисленные горные перевалы до ближайшей железнодорожной станции
Наиболее востребованными у угольщиков Енисейской Сибири являются трансграничные железнодорожные переходы с Китаем Нижнеленинское – Тунцзян, Гродеково – Суйфэньхэ, Камышовая – Хуньчунь. На некоторых из них
экспортный угольный грузопоток за год увеличился почти в 3 раза.
При этом 52% загруженного на станциях Красноярской железной дороги угля идет к портам Тихого океана России для дальнейшей отправки балкерами в другие страны ЮВА.
![Транссиб и Южный ход Транссиба общая схема](/medianew/img/transsib-map-4360116.jpg)
Основной поток угля идет через Южный ход Транссиба, чтобы потом от Тайшета отправиться или через БАМ к портам Советской гавани, или через основной ход к портам Приморья, или прямиком по ж.-д. дороге в Китай
Между тем сами угольщики продолжают жаловаться на нарастающие кризисные явления в отрасли. На прошедшем совещании Верховного Совета Республики Хакасия под председательством Сергея Сокола они заявили, что из-за проблем с квотами на вывоз и железнодорожными тарифами, а также в связи с общим ростом себестоимости добычи и падением цен на продукцию они даже отправляют часть коллектива в вынужденные отпуска.
По их словам, часто до 2/3 конечной стоимости угля составляют именно транспортные расходы.
![Железнодорожный состав с углем следует вдорль р. Кизир](/medianew/img/kizir2-3761127.jpg)
Железнодорожный состав с углем следует по новому реконструированному двухпутному участку вдоль р. Кизир
Но как бы там ни было, Красноярская железная дорога делает все возможное для наращивания экспортного потенциала – объективно вывоз угля в сторону Дальнего Востока из Центральной Сибири постоянно растет.
Достигается это комплексом мер:
- Обновлением локомотивного парка и активным переходом к вождению тяжеловесных поездов более 7100 тонн. В этом году готовится эксперимент по проводке составов весом уже до 14 200 тонн.
- Реконструкцией и обновлением самой инфраструктуры Южного хода Транссиба на участке Междуреченск – Абакан – Минусинск – Саянская – Тайшет.
![Второй Джебский тоннель на трассе Междуреченск - Тайшет](/medianew/img/1-6851989.jpg)
Рядом с существующими тоннелями прокладываются новые для организации встречного движения и общего роста пропускной способности Южсиба, построенного в сложных географических условиях
Через эту ветку и идет основной поток угля в восточном направлении: как транзитный из Кузбасса, так и тонны добытого в Хакасии, Тыве и в самом Красноярском крае. Построенная в 1960-х годах в однопутном исполнении трасса через горы Южной Сибири сейчас активно обзаводится вторыми путями, через таежные реки и ущелья возводятся вторые мосты, а через горные хребты Восточных Саян пробиваются вторые параллельные тоннели.
Так что с каждым годом провозная способность через географический центр России – Красноярский край – в сторону Восточного полигона РЖД неуклонно растет.
Фото: КрасЖД