Красноярская железная дорога заявила о существенном росте погрузки и перевозок каменного угля в сторону сухопутных погранпереходов с КНР и к экспортным портам Дальнего Востока. Вместе с тем угледобывающие предприятия юга Енисейской Сибири все еще испытывают проблемы с отправкой своей продукции.
Поезд с сибирским углем следует по Козинскому виадуку в Восточных Саянах
В первом квартале 2024 года КрасЖД отправила в восточном направлении из Республики Хакасии 1,486 млн тонн твердого топлива. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года
рост составил +37% (в 1,4 раза).
Как рассказали ДЕЛА железнодорожники, наибольший объем отгрузили со станций, находящихся в районе Аскиза, Черногорска и Абакана: Камышта, Черногорские копи, Ташеба, Хоных. Часть хакасского угля отправлялась на экспорт также и через станции правобережья Енисея.
Через КрасЖД на восток следует уголь, добытый как в Кемеровской области, так и на месторождениях Хакасии, Тывы и самого Красноярского края
Через Красноярский край осуществляется и отправка на экспорт топлива из Республики Тыва. Напомним, что этот регион до сих пор не связан с остальной Россией железной дорогой – многострадальный проект трассы Кызыл – Курагино через Западные Саяны все время откладывается.
Железнодорожную ветку длиной в 410 км через горы Западного Саяна должен был построить частный инвестор. Разговоры об этой связи Тывы и Транссиба идут уже более 10 лет, но ни одного километра так и не было построено
Однако благодаря своим характеристикам уголь из Тывы (в том числе и марки Ж) высоко востребован в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому и Тувинская горнорудная компания, и Межегейуголь (Распадская) более 300 км везут добытое твердое топливо автомобилями по федеральной трассе Р-257 «Енисей» (Усинский тракт) до станции Минусинск, где уже и происходит его перегрузка в вагоны для отправки на Китай и к океанским экспортным портам.
За первые три месяца КрасЖД таким образом вывезла 205 тыс. тонн тувинского угля.
Только высокая ценность для коксохимической промышленности оправдывает себестоимость тувинского угля, который вынуждены везти грузовиками через многочисленные горные перевалы до ближайшей железнодорожной станции
Наиболее востребованными у угольщиков Енисейской Сибири являются трансграничные железнодорожные переходы с Китаем Нижнеленинское – Тунцзян, Гродеково – Суйфэньхэ, Камышовая – Хуньчунь. На некоторых из них
экспортный угольный грузопоток за год увеличился почти в 3 раза.
При этом 52% загруженного на станциях Красноярской железной дороги угля идет к портам Тихого океана России для дальнейшей отправки балкерами в другие страны ЮВА.
Основной поток угля идет через Южный ход Транссиба, чтобы потом от Тайшета отправиться или через БАМ к портам Советской гавани, или через основной ход к портам Приморья, или прямиком по ж.-д. дороге в Китай
Между тем сами угольщики продолжают жаловаться на нарастающие кризисные явления в отрасли. На прошедшем совещании Верховного Совета Республики Хакасия под председательством Сергея Сокола они заявили, что из-за проблем с квотами на вывоз и железнодорожными тарифами, а также в связи с общим ростом себестоимости добычи и падением цен на продукцию они даже отправляют часть коллектива в вынужденные отпуска.
По их словам, часто до 2/3 конечной стоимости угля составляют именно транспортные расходы.
Железнодорожный состав с углем следует по новому реконструированному двухпутному участку вдоль р. Кизир
Но как бы там ни было, Красноярская железная дорога делает все возможное для наращивания экспортного потенциала – объективно вывоз угля в сторону Дальнего Востока из Центральной Сибири постоянно растет.
Достигается это комплексом мер:
- Обновлением локомотивного парка и активным переходом к вождению тяжеловесных поездов более 7100 тонн. В этом году готовится эксперимент по проводке составов весом уже до 14 200 тонн.
- Реконструкцией и обновлением самой инфраструктуры Южного хода Транссиба на участке Междуреченск – Абакан – Минусинск – Саянская – Тайшет.
Рядом с существующими тоннелями прокладываются новые для организации встречного движения и общего роста пропускной способности Южсиба, построенного в сложных географических условиях
Через эту ветку и идет основной поток угля в восточном направлении: как транзитный из Кузбасса, так и тонны добытого в Хакасии, Тыве и в самом Красноярском крае. Построенная в 1960-х годах в однопутном исполнении трасса через горы Южной Сибири сейчас активно обзаводится вторыми путями, через таежные реки и ущелья возводятся вторые мосты, а через горные хребты Восточных Саян пробиваются вторые параллельные тоннели.
Так что с каждым годом провозная способность через географический центр России – Красноярский край – в сторону Восточного полигона РЖД неуклонно растет.
Фото: КрасЖД