В Красноярском крае продолжается строительство нового морского порта на Севморпути. В конце ноября в порт «Енисей» на Таймыре доставили судопогрузочную машину радиально-телескопического типа, которая может грузить по 3000 тонн угля за час. Установка этой техники станет новым этапом проекта по освоению крупнейшего арктического Сырадасайского угольного месторождения.
![погрузочная машина в порту](/medianew/img/1-4661480.jpg)
Элементы конструкции прибыли на стройку нового порта
Сейчас в порту «Енисей» строится причал и проводится дноуглубление канала для подхода к берегу до отметки в минус 16 метров. В результате туда смогут заходить навалочные суда дедвейтом свыше 65 тысяч тонн.
![Начало строительства порта Енисей на Таймыре](/medianew/img/ugol2-8054462.jpg)
Начало строительства порта – дамба уходит подальше от берега в Енисейский залив Карского моря, чтобы глубокосидящие балкеры могли брать на борт как можно больше угля
Судопогрузочную машину уже начали собирать и монтировать на причале. Максимальная длина ее телескопической стрелы составит 60,5 метра, а радиус дуги – 62 метра.
Планируется, что установка машины завершится уже в первом квартале 2024 года. Она станет одной из самых мощных подобных машин в российской Арктике.
![погрузочная машина в порту](/medianew/img/3-4661480.jpeg)
Проект освоения месторождения включает создание угольного разреза, морского угольного терминала, автодороги, вахтового поселка, электростанции, аэродрома и других объектов
Освоением одного из крупнейших месторождений твердого ископаемого топлива на западе полуострова Таймыр – Сырадасайского месторождения коксующего угля – с общими запасами в 5,7 млрд тонн занимается компания «Северная звезда» (входит в группу «Русская Энергия»).
![Уникальное по запасам и качеству угля Сырадасайское месторождение расположено далеко за полярным кругом](/medianew/img/ugol3-8054462.jpg)
Уникальное по запасам и качеству угля месторождение расположено далеко за Полярным кругом
На первоначальном этапе предполагается создание разреза мощностью 5 млн тонн в год с последующим удвоением объемов добычи.
Для доставки углеводоворов на экспорт, в основном в страны Юго-Восточной Азии, в Енисейском заливе и строится новый глубоководный порт. Планируется, что при проводке атомными ледоколами маршрут из Сибири через восточную часть Севморупти в Тихий океан станет круглогодичным уже в следующем году.
![Атомный ледокол сибирь осуществляет проводку](/medianew/img/ugol1-8054462.jpg)
Караваны судов из новых портов Арктики будут идти в Китай и другие азиатские страны при помощи атомных ледоколов круглый год
Как рассказали в компании «Северная звезда» корреспонденту ДЕЛА, сейчас почти закончили строить причальную стенку первой очереди грузового причала длиной 129,4 метра. Вахтовый поселок площадью 5,5 тыс. кв метров уже готов, а также завершен первый технологический этап строительства автодороги протяженностью 56 км от морского порта до угольного разреза.
![Машина для погрузки угля в порту Енисей](/medianew/img/2-4661480.jpg)
Когда эту машину соберут, она будет подавать уголь с площадки хранения в порту на суда
Промышленная добыча на Сырадасайском месторождении уже началась – первые 100 тыс. тонн таймырского угля были отправлены в Китай.
![Порты Бухта Север и Порт Енисей в Енисейском заливе карта](/medianew/img/zaliv-6960236.jpg)
Действующие и активно строящиеся новые порты на Северном морском пути в устье Оби и Енисея
Впрочем, «Енисей» – не единственный морской порт, который сейчас активно строится на севере Красноярского края. Немного севернее, все в том же Енисейском заливе, компания «Роснефть» ведет строительство нефтеналивного терминала «Бухта Север». Он является частью проекта «Восток Ойл» по разработке огромных месторождений жидких углеводородов на Таймыре и левобережье Енисея. В перспективе через этот терминал будет отгружаться до 100 млн тонн нефти ежегожно, и танкеры ледового класса повезут добытые углеводороды все по тому же Севморпути.
Фото: «Северная звезда», Атомфлот, ДЕЛА