В Красноярске не складывается с дорогой, которая должна была пройти по самому берегу Енисея от Удачного до Николаевского моста. Согласно контракту проектирование требовалось завершить в декабре 2023 года, но работы на сегодня приостановлены: стройка оказалась бы слишком сложной и дорогой из-за водозабора «Гремячий лог».
Между тем в документах на сайте правительства пока еще говорится о начале строительства этого важного дорожного объекта в 2025 году.
Дорога должна была пройти от Удачного по самой кромке берега Енисея, пересечь ручей Гремячий, пробраться через скалы и влиться в развязку перед Николаевским мостом
Альтернативный путь из западной части города к центру – автодорога по ул. Лесной до Николаевского моста – значится пока как один из объектов корректировки госпрограммы края «Развитие транспортной системы». Законопроект недавно был опубликован правительством.
В этом документе 2-полосный проезд называют «основной транспортной артерией,
связывающей п. Удачный, микрорайоны Студгородок и Академгородок с ближайшим выходом на правобережье по мосту через р. Енисей, а также с центром Красноярска через ул. Дубровинского».
Примерно таким мог быть путь дороги – она должна начинаться недалеко от Свято-Успенского мужского монастыря и выходить на Николаевский проспект около бывшего Мелькомбината
В законопроекте сказано также: «Объект находится на стадии проектирования. Работы по строительству объекта будут начаты в 2025 году».
Отметим, что контракт на проведение инженерных изысканий и подготовку проекта дороги был подписан в июле 2022 года между «КрУДором» и новосибирской компанией «РосИнсталПроект», победившей в конкурсе. Цена всех работ – 68 млн рублей, выделенных из краевого бюджета.
Дорога должна была начинаться от дома по Лесной, 43а и упираться в транспортную развязку с Николаевского моста на ул. Дубровинского.
Предполагалось, что ее длина составит 5,5 км, ширина – 2 полосы, покрытие будет асфальтобетонным.
Другие параметры, такие как нормативные нагрузки, категория, дорожные сооружения, требовалось определить при разработке проектной документации.
Трасса могла пройти под Красивым берегом и уменьшить очарование одного из лучших видовых мест города – но, возможно, теперь енисейский берег никто трогать не будет
Проектирование требовалось выполнить поэтапно и завершить к 15 декабря 2023 года.
По информации системы госзакупок, по крайней мере до июля этого года все работы шли в графике с полным освоением выделенных денег. Так, были проделаны инженерно-геологические изыскания, геофизические исследования, инженерно-гидрометеорологические и экологические изыскания.
Все это – на общую сумму около 20 млн рублей, и деньги уже потрачены.
На вторую половину 2023 года оставался самый существенный – четвертый – этап: это археологическое обследование, историко-культурная экспертиза и сами проектные работы с созданием документации по планировке территории и информационной модели объекта.
Но не тут-то было. На пути проектировщиков встал водозабор «Гремячий лог».
Водозабор – объект стратегический с особыми требованиями к охранной зоне. Но дорога может пройти только тут – на узком пространстве между отвесным склоном и Енисеем. Или, как вариант, необходимо строить дорогостоящий обход этого места
И, как теперь поясняют ДЕЛА в «КрУДоре», сам контракт заключался с «РосИнсталПроектом» «для оценки технических возможностей строительства объекта регионального значения». Оценили: результат оказался отрицательным.
«Согласно заданию, проектная организация после завершения необходимых обследований и изысканий рассмотрела возможность расположения объекта», – пояснили в управлении, но анализ вариантов, которые предложили проектировщики, показал, что в связи с наличием водозабора строительство дороги «будет технически сложным и потребует очень больших затрат».
«В связи с этим в настоящее время поставлен вопрос о целесообразности реализации указанного проекта, а выполнение проектно-изыскательских работ приостановлено», – заключили в «КрУДоре».
Строить дорогу под горой по документам в 2025 году все еще вроде как собираются. Но, скорее всего, этого не случится
Водозабор был бы не единственным препятствием – местами дорогу пришлось бы пробивать в скальном массиве, а местами – возможно, засыпать часть русла Енисея, строить мосты или подпорные стены.
Между тем пока вопрос не решен окончательно – в стратегических документах о транспортном развитии края дорога пока еще остается.
Кстати, для нее ранее даже было найдено финансирование: за счет инфраструктурного кредита, который региону выделили в том числе на этот объект летом 2022 года, 1,7 млрд рублей.
Отметим, что это уже вторая неудачная попытка с новыми дорогами в этом районе Красноярска. В свое время существовал проект дороги из Академгородка мимо «Гремячего лога» прямо к новой развязке у Николаевского моста. Тогда на изыскания была потрачена примерно такая же сумма с тем же – отрицательным – вердиктом.
Как известно, рисовать – не строить. Ранее власти Красноярска потратили почти 22 млн руб. на проектирование короткой дороги от ЖК Гремячий лог к Николаевскому мосту по руслу самого ручья. Но в итоге от прокладки дороги отказались
Эта дорога вдоль русла ручья сильно бы помогла жителям быстростущего Нового Академгородка попадать в центр или на правый берег без нарезания лишних кругов.
Примечательно, что трасса Удачный – Николаевский мост являлась лишь частью большого объекта, автодороги от поселка Известковый через мост до ул. Куйбышева и далее до Северного шоссе. Теперь подвисли и эти большие планы.
В общем, пока в улучшении транспортной доступности Академгородка и Удачного в обозримом будущем никаких подвижек нет. Красноярцам и дальше придется стоять в пробках по двум дорогам, соединяющим эту часть города с его центром.