В Красноярском крае будут достраивать давно заброшенный, но важный транспортный объект – железную дорогу Карабула – Ярки. Недавно новый проект ее достройки прошел Главгосэкспертизу.
Пока действует только автомобильный мост через реку Ангару чуть ниже села Богучаны в Красноярском крае
Однопутная трасса длиной 43,6 км станет продолжением железной дороги Решоты – Карабула КрасЖД и откроет новые возможности для транспортного обеспечения инвестиционных проектов Нижнего Приангарья, где сосредоточены большие запасы ценных природных ресурсов.
Железная дорога должна обеспечить бесперебойный поток грузов между пос. Таежный (ст. Карабула) и левым берегом Ангары в районе административного центра Богучанского района
Работы по строительству дороги начались еще в 2009 году, а к 2011-му были выполнены на 80%. Но в 2015 году стройка встала. Подрядчик обанкротился, а для завершения работ требовалось более полумиллиарда рублей. Только через 6 лет, в 2021 году, был объявлен тендер на достройку ж.-д. линии.
Многострадальную ветку не могут достроить и полноценно ввести в эксплуатацию уже много лет
Согласно проекту завершения стройки, который выполнило ООО «Промгражданпроект», предстоит реконструкция разъезда Шингачеть длиной 2,68 км и станции Богучаны, где длина путей составит 7,68 км.
Там разместят производственные и вспомогательные здания и сооружения, трансформаторы, оборудование для радиосвязи, пункты обогрева, насосные станции для пожаротушения и другие объекты.
В перспективе ветку продлят через Ангару со строительством железнодорожного моста. При возведении рядом с Богучанами автомобильного моста, который сдали в 2011 году, для железнодорожного перехода даже были оставлены опоры.
Опоры моста через Ангару в 12 км от Богучан были сделаны с запасом, чтобы в будущем установить на них пролеты для железнодорожного перехода. Только вот будущее это никак не может наступить
«Путевое развитие станции Богучаны увязано с перспективой продления линии Карабула – Ярки через Ангару, а также учитывает возможность строительства грузового двора и развития приемо-отправочного парка», – пояснил главный эксперт проекта Роман Рассказов.
«Грузонапряженность» новой ветки, как сообщили в Главгосэкспертизе, давшей положительное заключение на проект, составит 2,1 млн тонн в год. Хотя ранее говорилось о том, что к 2034 году по линии будут перевозить до 20 млн тонн грузов ежегодно.
Впрочем, пока о сроках, когда какие бы то ни было планы будут воплощены в реальность, неизвестно.
Планы о строительстве рядом с Богучанами ЦБК и других лесохимических производств озвучиваются постоянно на протяжении последнего десятилетия. Но пока никаких подвижек не происходит
В ГП Красноярского края «Центр транспортной логистики», которое является заказчиком работ по строительству железнодорожной ветки, ДЕЛА рассказали, что сейчас для проекта еще идет поиск инвестора.
Ивестиции в строительство и поддержание эксплуатации железной дороги могут окупиться только большим грузопотоком. Ранее о грандиозных планах по строительству ЦБК на 1 млн тонн целлюлозы в Приангарье заявляло АО «Краслесинвест» (ВЭБ.РФ) с привлечением инвестиций от Rockwell Capital и участием в проекте крупной китайской корпорации CAMCE. Но пока в Богучанах работает только лесопильное производство и завод по производству топливных гранул (пеллет) из отходов лесопиления.
Возможно, дело сдивнется с мертвой точки в связи с изменением геополитической ситуации: ведь рынки Европы, по всей видимости, надолго закрылись для экспорта, и компаниям необходимо периориентировать свои потоки на Восток. И железная дорога с прямым выходом на Транссиб станет нужна.
Фото «Промгражданпроект» и «Краслесинвест»