Одна из крупнейших дорожных компаний Красноярского края, АО «КрайДЭО», работала с нарушениями и неэффективно расходовала средства. Об этом стало известно из результатов проверки ее финансово-хозяйственной деятельности, которая проводилась в 2022 году Счетной палатой региона. При этом, как стало известно пару недель назад, директор организации стал фигурантом уголовных дел о взятках и злоупотреблениях.
Учредителем КрайДЭО является Красноярский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом
АО «Краевая дорожно-эксплуатационная организация» – одно из семи акционерных обществ, акции которого находятся в собственности края. Оно занимает ведущую позицию в дорожной отрасли. Как говорится в отчете Счетной палаты, поступившем в Законодательное Собрание и выложенном в сети депутатом Александром Глисковым, в 2020–2022 закон об АО и устав общества были нарушены –
а в итоге краевой бюджет лишился 30 млн рублей доходов в виде дивидендов.
КрайДЭО является крупнейшей дорожно-эксплуатационной компанией региона с филиалами по всему Красноярскому краю
Значительная часть отчета посвящена неправомерным расходам компании. Так, при наличии 14 легковых автомобилей, огромных кредитах, нехватке собственных оборотных средств «КрайДЭО» закупила два легковых автомобиля
более чем на 17,3 млн рублей «с избыточными потребительскими свойствами».
Кроме того, для ремонта трех кабинетов организации – приемной, кабинета гендиректора и его зама – товаров «с избыточными потребительскими свойствами» и «личных бытовых товаров» было закуплено на сумму более 7,6 млн рублей.
В Счетной палате приводят пример: дорожники обзавелись офисным столом датского производства за 441 тыс. руб., товарами для душевой кабины производства Италии и Польши за 234 тыс. рублей, напольным итальянским светильником за 154 тыс. рублей, тремя кашпо за 28 тыс. рублей каждое.
Руководство краевой компании любило покупать все импортное в дорогом сегменте
При высокой кредитной нагрузке «КрайДЭО» предоставляло займы дочернему обществу, ООО «ДСК «КрайДЭО» в Республике Алтай. А само при этом брало заем в 10 млн для выплаты зарплаты работникам в одном из районов края.
В отчете отмечен также рост объема работ, которые были переданы субподрядчикам – примерно треть от всего количества. Стоимость субподрядных работ составила 1,26 млрд рублей при общем объеме выручки в 2021 году в 4,75 млрд.
При этом выборочная проверка договоров субподряда показала «наличие коррупционных рисков».
В частности, директор «КрайДЭО», Евгений Найденко, заключил за год 13 договоров на 86,5 млн рублей с ООО «Электросервис»,
которое он возглавлял раньше.
Руководители краевых организаций любят люксовые импортные автомобили
Напомним, Найденко, который стал директором организации в феврале 2021 года, подозревается в получении взятки от руководителя того же «Электросервиса» – в виде дорогостоящего мобильного телефона и Land Rover Range Rover Sport – на 7,8 млн рублей.
За это директор КрайДЭО, по версии следствия, как раз и подписывал с компанией договоры субподряда и прочие документы. Уголовное дело в отношении него заведено не только о взятках, но и о злоупотреблении полномочиями.
Директор КрайДЭО Евгений Найденко находится под следствием за взятку почти в 8 млн руб.
Проверка аудиторов вскрыла и другие нарушения, в связи с которыми упоминается Найденко. К примеру, он получил от АО компенсацию затрат на аренду жилья – сумма была значительно завышена в сравнении с указанной в положении компании, и, как подсчитали в ведомстве, ущерб «КрайДЭО» при выплате денег превысил 151 тыс. рублей.
Счетная палата нашла недостатки и в ведении бухучета в дорожной организации, и в проведении инвентаризации имущества.
Традиционно начальство выписывало себе многомиллионные премии, а дивиденды в краевую казну уходили в гораздо меньших размерах
Называют аудиторы и размер вознаграждения гендиректору – так, например,
по итогам работы в 2021 году он получил премию в 3,8 млн рублей
при том, что в краевой бюджет было перечислено лишь около 350 тыс. рублей дивидендов.
В Счетной палате делают вывод: в 2021 году финансовое положение «КрайДЭО» ухудшилось по сравнению с 2019 и 2020 годами – предприятию не хватало оборотных средств. В целом аудиторы признали, что проверка «не подтверждает эффективность управления акциями общества в 2020–2021 годах»,
а в работе «установлены недостатки и нарушения, в том числе при расходовании средств в рамках инвестиционной программы и управления имуществом».