В Красноярске началось обсуждение проекта закона, который сулит новый передел рынка наружной рекламы. Документ, как говорят источники ДЕЛА.ru, разрабатывался под чутким руководством лоббистов введения процедуры конкурсов на размещение конструкций вместо аукционов.
Эту инициативу уже забраковали на уровне города, поскольку бюджет мог понести существенные потери в доходах, а малый бизнес – в рабочих местах. Но идейные вдохновители конкурсов останавливаться не собираются и теперь пытаются реализовать свои планы через краевое Заксобрание.
Ранее ДЕЛА.ru писали, что на уровне края планируется принять закон о перераспределении полномочий в сфере рекламы. Проект документа предполагает, что решением вопросов, связанных с наружкой в Красноярской агломерации (на территории не только Красноярска, но и Березовского, Сухобузимского, Манского, Емельяновского районов, Железногорска, Дивногорска и Сосновоборска) и прочих городских округах, будет заниматься орган власти региона. Ему же предстоит выбрать форму проведения торгов – это может быть либо аукцион, либо конкурс.
Источники на рынке утверждают, что
в принятии такого закона очень заинтересованы сторонники проведения конкурсов на размещение конструкций.
Сейчас система торгов по наружке в Красноярске базируется на электронных аукционах – это, по мнению бизнесменов, более конкурентная и прозрачная процедура. Однако ее пытались отменить, когда сферу рекламы в администрации курировал экс-замглавы управления архитектуры Эдуард Веккессер.
Его работу раскритиковали в горсовете, после чего Веккессер покинул свою должность.
Через некоторое время местных рекламщиков вдруг начали «кошмарить» проверками.
Почти все они проходили с подачи одной компании, которая может быть связана с лоббистами конкурсов.
Источник на рынке наружки не исключал, что учащение проверок – это определенный ход, чтобы показать неспособность городских властей регулировать сферу рекламы, из чего следует, что эти функции якобы необходимо передать на уровень края.
Конечная же цель всего затеянного процесса, включая проталкивание закона к принятию в ЗС, –
это переход на конкурсы, уверен источник в рекламном сообществе.
На рынке бытует мнение, что лоббисты надеются на благоприятный для себя исход именно в Заксобрании, поскольку с более политически разнообразным горсоветом договориться априори сложнее. О готовности инициаторов закона быть настойчивыми говорят и предполагаемые сроки вступления документа в силу – это 1 января 2020 года. То есть можно предположить, что рассмотреть проект рассчитывают за оставшиеся три месяца.
Фото К. Корнеева, пресс-служба Заксобрания
По информации ДЕЛА.ru, консультации по поводу законопроекта уже начались в Заксобрании, документ официально внесен на рассмотрение. Первые обсуждения уже состоялись в комитете по промышленной политике, транспорту и связи. Депутатам проект презентовала служба по контролю в области градостроительной деятельности края. Основной посыл инициаторов закона якобы состоит в том, что необходимо навести порядок в сфере размещения рекламы. Этот аргумент тут же отсылает к внезапно начатым проверкам в отношении представителей рекламного бизнеса.
Впрочем, известно, что, несмотря на доводы докладчиков, члены профильного комитета ЗС неоднозначно отнеслись к законопроекту и отложили его дальнейшее рассмотрение. Понятно, что порядок наводить надо, но депутатов не убедили, что делать это нужно именно предлагаемым в законе способом. К тому же парламентарии не уверены, что вследствие принятия закона не будет нанесен ущерб экономическим интересам муниципалитета.
Кстати, именно об этом и говорят в рекламном сообществе.
Предприниматели отмечают, что последствия принятия такого закона могут быть фатальными для рынка «наружки».
Новый передел неминуемо пошатнет финансовую стабильность игроков – то есть малых и средних местных компаний. При переходе на конкурсы торги станут менее прозрачными, а риски, связанные с коррупцией и заходом знакомых компаний-участников, возрастут.
«Вывод о более высокой эффективности аукционов был сделан ФАС и городским советом депутатов Красноярска, – поясняет юрист Иван Мазка. – Сами рекламщики неоднократно предоставляли заключения, которыми доказано, что эффективность торгов в виде аукционов в несколько, а то и в десятки раз в зависимости от ситуации превосходит торги в форме конкурсов. Конкурсы – это по большей мере не ценовая борьба, в них победителя выявляют по иным критериям, которые отличаются высокой долей субъективности и непрозрачности».
Юристы убеждены, что положения законопроекта противоречат федеральному законодательству в сфере деятельности органов местного самоуправления и рекламы.
В минусе могут оказаться не только сами рекламщики, но и муниципальные бюджеты.
Чиновникам же добавят бумажной волокиты: власти на местах будут собирать информацию о конструкциях, потом передавать ее в край – на все эти процессы времени будет уходить больше, чем сейчас, когда все вопросы решаются на уровне одной администрации.
В среде предпринимателей есть предположение, что лоббисты закона даже не намерены прибирать рынок к рукам – им эта головная боль ни к чему. На рынке говорят, что уже якобы существует целая схема, по которой после введения предусмотренных проектом закона конкурсов
около сотни самых прибыльных рекламных мест в городе с дисконтом уйдут одной крупной московской фирме.
Сами же идейные вдохновители, получив дивиденды, устранятся от темы.
Итог всего этого может оказаться плачевным. Очевидно, что красноярские предприниматели потеряют часть бизнеса. Падение доходов от рекламы скажется на поступлениях в местные бюджеты. А между тем москвичи, отхватив немалый кусок рынка наружки в городе, вероятно, хорошо заработают, но платить налоги уже, видимо, будут по месту регистрации – в столице.
«Данный проект направлен на передел рынка, – добавляет Иван Мазка. – Рекламный бизнес в Красноярске находится в режиме постоянной конфронтации с некими игроками, которые хотят зайти на рынок с помощью административного ресурса. При этом как крупные города РФ, Москва, Санкт-Петербурга, Казань, Екатеринбург, так и небольшие – Великий Новгород, Томск и другие – полномочия по регулированию рекламного бизнеса никогда не передавали на уровень региона, поскольку это неразумно, противозаконно и неэффективно».