интервью

Сергей Козерод: «Билайн» изменит рынок, который сам создал»

В условиях кризиса как федеральные, так и региональные компании серьезно задумываются над оптимизацией своей деятельности. «Билайн», например, планирует сократить одну из самых больших статей операционных расходов. Как это может отразиться на клиентах компании и какие возможности заработать сейчас есть у собственников недвижимости, рассказал региональный директор Сибирского региона Сергей Козерод.

Сергей Козерод
Сергей Козерод, региональный директор Сибирского региона компании «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»)

– В конце 2014 года руководители Си­бир­ского региона сообщили о наме­рении изменить правила игры на рынке аренды площадок под базовые станции. Вы начали эти действия из-за кризиса?

– В части расходов на аренду техноло­гических позиций компания начала эту работу задолго до того, как произошло повышение курса доллара. Нам необхо­димо оздоровить рынок, который мы сами и создали. Сейчас стоимость квад­ратного метра аренды на никем не ис­поль­зуемой крыше в среднем в четыре раза больше, чем квадратный метр коммерческой недвижимости в хорошем бизнес-центре. На эти метры на крыше нет претенден­тов, кроме нас. И их стоимость встает поперек развития сети, а значит, сервиса для миллиона клиентов.

– Что значит «встает поперек»?

– Объем трафика, который проходит через сеть, за последний год снова вырос в два раза. Мы устанавливаем дополнительные базовые станции, чтобы сохранять качество сервиса. Мы не можем допустить остановку в развитии сети и тем более не допустим массового повышения цен на наши услуги из-за неоправданно высокой стоимости арендных платежей.

– Что вы предпринимаете, чтобы изменить ситуацию?

– Мы создали этот рынок, и мы будем его изменять. Мы сокращаем площадь аренды – оптимизируем оборудование, заменяя массивные конструкции небольшими термобок­сами. Строим свои антенно-мачтовые сооружения и переезжаем на них. Расширяем сотрудничество с нашими корпоративными клиентами, у которых есть в собственности здания и сооружения. Когда цена необоснованно повышается, вовлекаем юридическую службу. Развиваем стратегическое партнерство с другими операторами – обмениваемся собственными позициями. И самое главное, ведем переговоры с существующими партнерами по приведению стоимости к адекватным ценам.

– Партнеры понимают сложившуюся ситуацию?

– Мы ищем точки пересечения. Кто-то понимает, что в нынешних условиях лучше сохранить этот доход, для получения которого ничего не нужно делать. Некоторые относятся к переговорам иррационально. То есть принципиально не желают привести стоимость аренды к адекватной цифре.

Более того, часто мы сталкиваемся с ситуациями, которые не вписываются в существующую экономическую реальность.

– В чем состоит экономическое противоречие?

– В то время, когда все арендаторы коммерческой недвижимости снижают цены, чтобы сохранить клиентов, мы только за два месяца 2015 года получили от своих партнеров 195 заявлений на повышение. Владельцы бизнес-центров и торговых центров с площадями, которые специально строились, чтобы их сдавали в аренду, снижают цены. А собствен­ники зданий и сооружений хотят повышения в момент экономического спада. Ни одно из этих заявлений не будет удовлетворено.

– Как вы планируете решать эти вопросы?

– Все эти вопросы мы решаем переговорами. Если они не приведут к результату, мы разорвем сотрудничество.

– Собственники готовы отказаться от всего дохода?

– Иногда они готовы отдать его другим компаниям. В том числе своим конкурентам. В таких случаях мы перемещаем оборудование на новую позицию.

– Вы находите новых партнеров-арендодателей?

– Да. Там, где стоимость аренды завышена, мы демонтируем оборудование и переез­жаем на новые позиции. Порой на это требуется несколько часов. Например, в Красно­ярском крае нам не удалось договориться о снижении завышенной стоимости аренды земельного участка. Мы за несколько часов с помощью крана-манипулятора перевезем оборудование на соседний участок. Пара часов работы, и мы в три раза снизим стои­мость аренды.

– Но ведь не все оборудование можно погрузить на «воровайку»…

– Но в каждой ситуации можно найти решение, инструментов десяток. Мы сотрудничаем с другими операторами связи. Наше оборудование не занимает много места. Как правило, это всего 4–6 квадратных метра, поэтому существует возможность совместного разме­ще­ния на одной площадке.

Обмениваясь позициями, мы в разы сокращаем издержки.

– Каким было максимальное уменьшение стоимости аренды?

– В одном из филиалов по шести площадкам нам удалось снизить стоимость аренды в 50 раз.

– Как такое возможно?

– Среди наших партнеров есть организации-монополисты. Их немного, всего три-пять. У них есть инфраструктура, которая при первичном развитии сети выглядела очень привлекательной. Доля затрат на их аренду огромна. Порой 20% всех позиций, которые они нам предоставляют, создают нам половину всех расходов на аренду. При этом их стоимость продолжает повышаться. Скорее всего, у партнеров есть свои мотивы, но мы по этим правилам играть не будем. Их дополнительный доход также уйдет к более гибким арендодателям.

– Кто чаще всего становится арендодателем?

– В городах это в первую очередь коммерческие предприятия. Им выгодно сдавать нам крыши зданий и сооружений. Мы не используем полезную часть помещений арендода­теля, которую он может сдать по коммерческим ценам. Фактически для компаний это уникальный доход, который больше никто не сможет им обеспечить. При этом мы обеспечиваем качественной связью и интернетом самих арендодателей.

В условиях экономической нестабильности, когда каждый рубль на счету, мы даем им возможность заработать вместе с нами. И активно расширяем число таких партнеров.

– Каким образом вы привлекаете к сотрудничеству коммерческие предприятия?

– Мы запустили новый раздел корпоративного сайта beeline.ru, посвященного поиску новых площадок для аренды технологических позиций под размещение оборудования связи. Раздел «Аренда позиций» расположен в части «Партнерам». Это самый прозрач­ный инструмент при обращении в компанию. У сотрудников есть жесткие сроки обработ­ки заявок. Они делают это в течение шести дней, а потом связываются с арендодателя­ми. Если площадка нам подходит, мы начинаем переговоры. Если сейчас в этом месте работает базовая станция, мы рассматриваем возможность оптимизировать стоимость аренды существующей площадки.

– То есть вы создаете ситуацию, когда организации конкурируют за ваш бюджет?

– Совершенно верно. В момент, когда переговоры с существующим партнером заходят в тупик, мы используем альтернативный вариант. Не так уж сложно найти собственника, который готов предоставить в аренду пустующую крышу по цене в три-пять раз меньше.

– Почему существует такой разброс в цене аренды?

– Потому что на многие позиции мы заходили в начале 2000 года, когда сотовая связь еще считалась премиальным продуктом. За последние 15 лет цена одной минуты разговора снизилась в 17 раз. Аренда, как вы понимаете, при этом не снижалась, а только росла.

Новые партнеры смотрят на аренду другими взглядом. Но и часть старых партнеров тоже понимают, что ситуация изменилась.

– Какими площадками должна владеть организация, чтобы стать вашим партнером и получить дополнительный доход?

– В городе в первую очередь нас интересуют крыши зданий и сооружений. Это гостиницы, торговые центры, антенные мачты, дымовые трубы и так далее. Также мы арендуем земли у муниципалитетов, организаций и частных лиц и ставим там свои опоры.

– То есть вашим партнером может стать и частное лицо?

– Да, обычный человек тоже может получить дополнительный доход, если обладает всеми необходимыми разрешительными документами. Ну и привлекательной и подходящей площадкой, конечно. На наш сайт поступают предложения сдать под базовую станцию свой балкон – но такие площадки мы рассматривать не можем.

– Насколько мне известно, базовые станции иногда размещаются на жилых домах. Насколько активно вы предоставляете возможность жильцам за счет ваших платежей получить дополнительные средства на обустройство дома и двора?

– Жилые дома – одна из самых востребованных нами площадок и прямые конкуренты коммерческим организациям. В жилых районах это самый лучший способ обеспечить жильцов качественной голосовой связью и мобильным интернетом. Один из верных способов получить дополнительные средства на благоустройство придомовой территории – это заключить с нами договор на размещение нашего оборудования. Жильцам нужно только принять решение на собрании домового совета.

– Размещение на жилых домах чем-то отличается от аренды недвижимости у организаций?

– Алгоритм примерно тот же. Когда речь идет о жилых домах, мы также собираем пакет разрешительной документации. Кроме обычных документов, прежде чем начать работы по строительству, мы делаем расчеты с учетом санитарных и строительных норм, согласовываем проект с управляющей компанией. Перед началом эксплуатации мы замеряем электромагнитное излучение, получаем разрешение. Только после этого проект идет в работу. Жители получают качественную связь, быстрый мобильный интернет и возможность на полученные деньги построить, например, детскую площадку.

– Каких результатов вы планируете добиться?

– Мы планируем сократить среднюю стоимость аренды на 36% в течение 3 лет.

Это тот показатель, который позволит поддерживать качество услуг и строить сети с еще большим охватом населения. «Билайн» и другие операторы сохранят абсолютные затраты на аренду на прежнем уровне и смогут продолжить развитие сетей необходимыми темпами. Арендодатели останутся при своих доходах от аренды и смогут поддерживать свой бизнес. В более широком смысле это выгодно государству в части реализации инициатив по обеспечению населения качественными услугами связи. Эти услуги сейчас являются базовыми наравне с жилищно-коммунальными условиями.

– С реализацией каких государственных программ это пересекается?

– Это будет способствовать реализации государственных программ снижения цифрового неравенства в стране за счет большего охвата населения услугами связи. От изменений на рынке аренды технологических позиций выиграют все.

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Дмитрий Герасимов: «Нельзя лечить только зубы: мы смотрим на здоровье человека в целом» Лечить зубы приходится всем. И у многих по-прежнему живо представление о том, что визит к стоматологу – это очень страшно и, скорее всего, больно…

Наталья Герасимова: «Лучшее, что взрослые могут сделать для детей, – это вкладываться в отношения с ними» Образование детей – в руках родителей, а при той скорости изменений, которые происходят сейчас, никакая школа мира не успеет дать все необходимое…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).