интервью

Евгения Бухарова: «Учиться в течение всей жизни стало популярно»

В современном мире навыки устаревают очень быстро. Новые технологии развиваются столь стремительно, что нужно успевать обновлять не только ПО на компьютере, но и собственные компетенции. Поэтому все более популярной как у экспертов от образования, так и у самих граждан становится концепция обучения в течение всей жизни. О новом образовательном проекте для желающих повысить свою квалификацию рассказала директор института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета Евгения Бухарова.

Евгения Бухарова СФУ
Евгения Бухарова, директор института экономики, управления и природопользования СФУ

- Евгения Борисовна, большой федеральный проект "Новые образовательные возможности для каждого" в декабре вышел на финишную прямую. В чем заключается его основная идея?

- Запуская этот проект, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ставило перед собой несколько задач. Во-первых, сделать повышение профессиональной квалификации более доступным для всех граждан. Во-вторых, это вложение средств в разработку новых программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, чтобы потом создать базу для тиражирования этих программ массово по всей России. И в-третьих, что кажется мне очень важным, в мероприятиях проекта предусмотрено создание национальной образовательной платформы открытых образовательных ресурсов для системы дополнительного профессионального образования. Это даст возможность людям обучаться в режиме онлайн уже по проверенным аккредитованным программам. 

- Давайте поговорим о самом проекте более подробно. Как он реализуется в России и в Красноярске в частности?

- Этот большой федеральный проект, рассчитанный до 2024 года, в рамках Национального проекта "Образование". К реализации этого проекта на конкурсной основе привлекаются вузы России. Победителями конкурса в этом году стали 50 университетов, в том числе и Сибирский федеральный университет.

Наш проект занял 4 место среди вузов Российской Федерации и получил грант в виде субсидии из федерального бюджета на его реализацию. 

Работа по проекту организована в коллаборации семи институтов СФУ: это институт космических и информационных технологий, все экономические институты, юридический институт, и другие. Очень важно, что в реализации проекта принимают участие все департаменты университета, связанные о организацией образовательной деятельности. 

- В каких профессиональных сферах можно повысить квалификацию по этому проекту?

- Наш проект включает 17 образовательных программ по девяти приоритетным направлениям стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, таких как цифровая экономика, экологическая и информационная безопасность безопасность, также программы, связанные с ранним развитием детей в возрасте до трех лет и здоровым образом жизни. Продолжительность программ - не менее 72 часов, по окончании обучения и прохождению аттестации слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.

- Сколько человек уже обучились и еще продолжают учиться по этим программам?

- Изначально мы обязались обучить 2040 человек. Но заявки на прохождение программ подали более 3 тысяч человек. Честно скажу, мы не мы не ожидали, что будет такой наплыв желающих.

Сибирский федеральный университет Красноярск

- С чем связан такой интерес к учебе у взрослых людей?

- Я думаю, что всплеск интереса к такой форме обучения связан с тем, что с 1 января 2020 года наша страна переходит на профессиональные стандарты. В рамках этих стандартов необходимо повышение квалификации.

И если твое образование не соответствует тем функциям, которые ты выполняешь, ты просто не сможешь занимать свою должность.

Это не значит, что сотрудника сразу уволят - он сможет пройти обучение по повышению квалификации и тем самым подтвердить свои профессиональные навыки. 

Очень показательна в этом смысле программа по обучению преподавателей дошкольного образования для детей в возрасте от 0 до 3 лет. На эту программу программе записались почти 300 человек. Когда мы мониторили рынок труда, то выяснили, что работники этой сферы за последние года почти не проходили повышения квалификации и переподготовки. И не потому что не хотели, а по той причине, что профессиональные программы все платные, а детские сады не имеют средств, чтобы соответствующим образом финансировать обучение работников.

И зарплаты в этой сфере, как вы знаете, очень низкие, поэтому платить за повышение квалификации из своего кармана работники не в состоянии. Этот проект за счет средств федерального бюджета предоставил значительные возможности для работников сферы дошкольного образования пройти обучение и повысить квалификацию.

- Обучить более двух тысч человек в столь сжатые сроки - это очень серьезная задача. Как вуз с ней справился?

- Мы впервые реализовали такой мощный проект в столь сжатые сроки. Нужно отдать должное всем структурам университета, которые четко скоординировали свою работу: это юристы, плановики, представители пресс-службы, а также службы технической поддержки вуза. Причем надо сказать, что этот проект консолидировал усилия не только общеуниверситетских структур, но институтов и центров дополнительного образования города для реализации междисциплинарных программ. Кроме того, серьезную поддержку нам оказали органы власти и организации-партнеры. Это не только агентство труда и занятости населения, это краевые министерства финансов, образования и информатизации, агенство молодежной политики, потому что предложенные в проекте междисциплинарные программы связаны с современной актуальной тематикой.

Также в качестве сетевых партнеров выступили инновационные компании из новых секторов экономики, учреждения дополнительного образования  - институт повышения квалификации учителей и бизнес-школа "Инопроф". Они предоставляли свои площадки для обучения, тренингов, мастер-классов. Хорошую поддержку оказали организации, связанные с молодежной политикой, а также Союз товаропроизводителей и Торгово-промышленная палата.

- Существуют ли какие-то особые требования или критерии для людей, которые хотят обучиться по одной из тех программ, что вы назвали?

- Основное требование по отношению к слушателям - наличие высшего профессионального образования и опыта работы. Возрастных критериев тоже никаких не было: участие в проекте принимали даже люди предпенсионного возраста. Единственное требование - не участвовать в нескольких программах сразу. Однако люди все равно хотели участвовать в обучении по нескольким направлениям и записывались на несколько программ. Таких оказалось 500 человек, а один слушатель выбрал вообще все программы. Но это бюджетная субсидия, и она не может финансировать устремления одного человека в ущерб другому за государственный счет.

Студенты СФУ Красноярск

- Кстати о финансировании. В этом году обучение для слушателей было бесплатным. Останется ли оно таковым и дальше? 

- Мой прогноз: в течение периода до 2024 года будут вноситься коррективы по финансированию программы. Государство не может полностью финансировать сферу, которая по закону об образовании является договорным платным обучением. Кроме того, нельзя говорить, что эта программа бесплатная для самих вузов, потому что по условиям гранта 45% от общей суммы вуз финансирует из своих средств. Поэтому по результатам этого годы будет понятно, каким образом будут меняться и дополняться правила реализации этого проекта Министерством науки и высшего образования. Но значительная часть стоимости обучения будет субсидироваться из федерального бюджета, так как значительное финансирование в объеме более 2 млрд рублей до 2024 предусмотрено в федеральном бюджете на реализацию федерального проекта «Новые возможности для каждого».

- Обучение проходит очно? Люди снова садятся за парты, вспоминая студенческие годы?

- Поскольку программы реализуются на современной технологической основе, половина учебного времени осуществляется в форме электронного обучения с использованием дистанционных технологий. Очная часть занятий наряду с лекциями опирается интерактивные формы обучения: работа в малых группах, проектные семинары, организационно-деятельностные игры, что позволяет не только получить конкретные навыки, но и выстраивать коммуникаци, обмениваться мнениями по профессиональным проблемам и процессам, которые сейчас происходят в обществе и в экономике в рамках технологического перехода и цифровой трансформации. 

- Как по окончании обучения вы будете отслеживать обратную связь?

- Все программы завершаются онлайн опросом слушателей. Выставлена специальная анкета, которую по окончании обучения все выпускники должны заполнить. После этого мы будем делать выводы и по качеству преподавания, и по актуальности материала, и по технологиям. Но уже сейчас по индивидуальным откликам и по тому, как слушатели не уходят с программ, даже несмотря на то, что обучение на многих из них идет в рабочее время до 9 и 10 вечера, можем судить, что первый блин не вышел комом. По результатам реализации гранта этого года мы проведем аналитику, определим, по каким направлениям наиболее активный спрос, чтобы разработать новые программы и актуализировать действующие. На следующий год так же собираемся участвовать в конкурсе на реализацию проекта.

Студенты СФУ Красноярск

- Когда планируется следующий набор?

- В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации создан специальный проектный департамент, который как раз и отвечает за реализацию федеральных проектов. По информации департамента, в следующем году конкурс будет объявлен не позднее марта. Поэтому сам образовательный процесс начнется летом и часть его придется на отпускной период, когда люди смогут планировать обучение, не разрываясь между работой и образовательной программой. 

- В начале нашего разговора вы сказали, что важная цель проекта - создание единой образовательной платформы, которая сделает профессиональную переподготовку доступной для всех. Когда можно ждать запуска этой платформы?

- Создание открытой национальной платформы дополнительного профессионального образования сейчас находится на стадии проектирования. Выиграв этот грант, мы подписались, что когда эта платформа будет запущена, мы свои программы переведем в формат открытого онлайн образования. Думаю, что пилотный запуск можно ожидать уже в следующем году.

© ДЕЛА.ru

 

новости

«Максим Горький» готов принять первых пассажиров

«Максим Горький» готов принять первых пассажировСовсем скоро, 16 июля, отправится в свой первый рейс теплоход «Максим Горький» – первый круизный теплоход на Енисее после «Антона Чехова».

Владимир Потанин: «Работа будет продолжена до полного восстановления экосистемы»

Владимир ПотанинПрезидент «Норникеля» рассказал о том, как будет организована работа по ликвидации последствий разлива топлива на севере Красноярского края …

Михаил Сарков: «Счастлив, что был полезен в Норильске»

Михаил СарковСпасательные работы на водоемах Таймыра, по словам спасателей, «перевалили за экватор». По приглашению компании «Норникель» на…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»