Застройщик, планируя строительство, определяет своего потенциального покупателя. Однако рыночный спрос и активность покупателя корректируют представления и критерии, которые сформулировал для себя застройщик.
Не столько планы застройщика, сколько финансовые возможности покупателя (инвестора) задают уровень комфортности и параметры потребительского качества жилья. Появление реальных денег после развала Советского Союза коренным образом изменило предложение на рынке жилой недвижимости. Они дали возможность людям стать грамотными потребителями. Они научили покупателя задумываться о соотношении цены и качества, причем важным теперь кажется не только стоимость квартиры, но и многие дополнительные факторы.
Покупатель жилья выбирает
не только количество
квадратных метров
Покупатели стали ясно понимать: квартира, жилье — это не только количество квадратных метров, но и эксплуатация, подъезд, фасад, лифт, обустройство двора, инфраструктура, улица… Все это влияет на степень качества жизни, уровень потребительского качества жилья, комфорт и цену. Средовой контекст (о значимости которого так много писали и говорили архитекторы) начинает осознаваться как часть жилища, за который тоже нужно платить.
Интересы застройщика (как заказчика строительства) очевидны: он хочет заработать больше и быстрее, а теперь еще и надежнее, то есть не остаться с нераспроданным жильем, что очень существенно. Притом построить достойное и качественное жилье, способное подтвердить или повысить репутацию надежности и так называемой добросовестности.
Конечно, возникает вопрос: на кого ориентировано конкретное жилье? На состоятельных сограждан, богатую прослойку, средний класс, эконом, социалку? На какую возрастную группу? Вроде бы каждый застройщик легко может ответить на этот вопрос. Однако все не так однозначно. Опыт показывает, что и покупатель жилья не всегда объективно оценивает свои потребности, обычно либо приуменьшает их, либо преувеличивает.
Вот один аспект. Сейчас обеспеченные или власть имущие люди, которые купили жилье 10–15 лет назад, начинают менять его на другое. Можно говорить о появлении группы потребителейэкспертов, испытавших на себе сомнительность критериев предыдущего выбора.
Какими были критерии? Во-первых, дом кирпичный, во-вторых, большая площадь. Хотя все почти то же самое, что и раньше, но больше размером: не 15-метровая спальня, а 20. Кухня — не 8, а 18. В сумме это быстро набегающий метраж. «Раз уж мы жили раньше так, а это в два раза больше, значит, это круто, покупаем!» Люди переезжали из панельной «двушки» или «трешки», имевшей 50 кв.м, в квартиры 90 и 120 кв. м. Но в большинстве случаев это было просто удвоение площади. О других критериях комфортности даже мыслей не появлялось.
К примеру, видный российский теоретик и историк архитектуры Вячеслав Глазычев писал о подсобных помещениях: «Если в квартире не предусмотрены кладовые или нет возможности их легкого устройства, то комфорт не может быть создан, потому что люди обрастают барахлом гораздо быстрее, чем они думают. Воображение, воспитанное десятилетиями предметного дефицита, не позволяло понять сугубо эмпирическую меру построения комфорта.
Безопасность среды — в некоторых новых красноярских микрорайонах детские площадки и проезжая часть физически разнесены на разные уровни
Такого жилья, которое на Западе называется элитным, у нас пока вообще нет. Когда мы переходим в следующую категорию качества, выплывает понятие «гардеробная». У нее совершенно другие психологические функции и, соответственно, другие предметные параметры. Обувь в гардеробной не запихнута с целью экономии сантиметров, она размещена. Соответственно, рубашки, костюмы — все эти элементы складываются в целое в логике подбора под всякий конкретный повод. Это часть комфорта жизни.
Не что-нибудь натянуть на что-нибудь в спешке, а трактовать одевание как системообразующую деятельность. Всерьез. Только это вписывается в категорию качества. Из нескольких десятков новых планировок, которые мне приходилось видеть, только в одной была обнаружена возможность устройства гардеробной».
И если, работая над внешним видом здания, архитекторы хотят сделать что-то красивое и необычное, то, как кажется, планировкам они уделяют гораздо меньшее внимание и идут по пути простого увеличения метража. И это только одна частность. Мы могли бы продолжить, но уверены: критиковать и оценивать, сравнивать и обсуждать планировочные решения квартир в новостройках могут проектировщик и профессионалы, а не журналисты.
Прибавьте к теме планировок все что угодно: количество лифтов в высотках, проблемы вентиляции, мусоропровод (нужен или не нужен? Во многих новостройках после приема его наглухо запаивают), высота потолка, количество квартир на площадке, тему новомодных навесных вентилируемых фасадов. Список бесконечный.
Жилье — это не только товар, это область специализированного знания. Очень важно понимать, что вообще вкладывается сегодня в понятие «жилище». Это уже не «свой угол», это не просто «крыша над головой». Жилье сложно устроенная система. Это совсем не так легко определить, как кажется на первый взгляд.
Люди покупают не только жилое помещение. Люди покупают удобство и безопасность жилья, экологичность и здоровье. Если мы говорим о потребительском качестве жилья, то, прежде всего, имеем в виду комфорт как совокупность множества составляющих. Человек — мера всех вещей, требования комфорта — его критерии.
Выбор индивидуальной планировки — один из критериев комфортности жилья
Застройщики уже несколько лет согласовывают с клиентом расстановку перегородок. На стадии строительства люди могут сами, разумеется с ограничениями, определить, три комнаты или вместо трех две или, наоборот, четыре. Конструктивное решение становится уже следствием не архаичной строительно-технологической логики, а индивидуального понимания модели комфорта.
Покупатель вступает в совместную выработку комфорта с застройщиком. Это становится нормой. Согласованное решение — это как одежда, сшитая портным, главное — «чтобы костюмчик сидел». Не правда ли, есть созвучие, почти рифма: застройщик — закройщик?
Как только мы определяемся с новыми моделями комфорта, то понимаем, насколько тяжело вырваться из прежнего инвестиционно надутого, перегретого рынка на незанятую площадку. Как трудно привнести принципиально новое потребительское качество. А ведь есть еще и скрытая для потребителя работа. Нудная, многоступенчатая и бюрократизированная процедура согласования проекта с государством в лице чиновников и госэкспертизы.
Допустим, новое потребительское качество создано. Застройщику это качество надо продать. Расходы на рекламные операции многократно увеличиваются. Расходы на продажу нестандартного товара стремительно возрастают. Когда застройщик начинает улучшать потребительские качества (а люди еще в массе своей не подозревают о них), то нужно информировать и убеждать.
Важен не столько объем квартиры, сколько как внутри она сделана. То, что сделано внутри, как раз создает уют, но комфорт и потребительское качество — шире. Поэтому несколько нелепыми и устаревшими кажутся деления новых квартир по разделам: однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные, четырехкомнатные без дополняющих характеристик. Хотя мы понимаем: есть некий минимум. Если в распоряжении 25 кв. м, хоть повешайся, много не сделаешь.
Наличие тёплой подземной парковки уже является практически обязательным атрибутом
для всех новых жилых комплексов Красноярска класса выше «эконом»
Для Красноярска общеупотребительными критериями считаются такие: район размещения, соотношение общей и жилой площади, количество комнат, тип планировки, материал стен, этажность, площадь кухни, класс лифта, наличие лоджии, отделка. Учитываются архитектурная проработка (типовой дом или индивидуальный проект), инженерное наполнение, типы отделки подъездов и фасадов, инфраструктура дома — магазины и офисы, парковки и гаражные комплексы, благоустройство прилегающей территории, наличие охраны.
Классификация в Красноярске
Важно отметить, что Красноярск — это все-таки провинциальный город.
И застройщики все друг друга знают. В этом направлении, о котором идет речь, они работают не столько в сфере массовых коммуникаций и маркетинга, сколько в системе персонального переноса информации.
Компания «Монолитхолдинг» первой разработала и обнародовала собственную классификацию. Она размещена на сайте www.domnavzletke.ru и принята Союзом строителей Красноярского края в качестве рабочего инструмента (см. подробнее «Жилье в Красноярске стало классным»).
Жилье в Красноярске «отклассифицировали»
На четыре типа жилья (эконом, комфорт, бизнес, премиум) выделено четыре ключевых параметра: месторасположение, конструктивные особенности и планировочные решения, инженерное оснащение, инфраструктура. В каждом параметре несколько подпунктов: наличие и качество подъездных путей, коммуникаций, систем безопасности, материал конструкции.
Другие красноярские застройщики в своих рекламно-информационных материалах, на сайтах пока не высказывают публично и официально свои представления о классификации, но нередко в объявлениях о продаже квартир указывается класс. Следовательно, компании имеют внутренние стандарты.
В последние пару лет многие застройщики обзавелись корпоративными сайтами, которые воспринимаются чуть ли не как основной вид рекламы. На деле сайт имеет не столько рекламный, сколько информационный характер. На него по собственной воле заходит человек, уже задумавшийся о покупке, выбирающий наиболее подходящий ему вариант.
Назначение рекламы иное — убедить человека, что покупка ему необходима, и сформировать представление о потребностях. С нашей точки зрения, не являются рекламой «бегущая строка» в телепередачах или объявление, содержащие информацию об объекте — где находится квартир и сколько комнат плюс телефон.
Итак, посмотрим на данные, публикуемые застройщиками о своей продукции, их представления о классе возводимого ими жилья и попробуем оценить дома по классификации «Монолитхолдинга» (дальше будем называть ее «Классификатор М»).
Источник данных — исключительно сайты компаний. Будем учитывать, что цену как критерий класса жилья можно рассматривать только условно: она меняется, это лишь ориентир, стартовая цифра, с которой начинаются переговоры застройщика и покупателя. Многое зависит и от регулярности обновления, степени внимания руководства компании к своему сайту.
«Фирма «Культбытстрой» — жилой дом по ул. Свердловская
ЗАО «Фирма «Культбытстрой» заявляет свою продукцию как социальное жилье, то есть класс «эконом». При этом предприятие обеспечивает повышающее комфорт благоустройство — подземные автопарковки, магазины, спортплощадки, озеленение. В конструкции домов — большие остекленные балконы, эркеры, оригинальная отделка фасадов. Материал стен разнообразный — и традиционные для этой компании трехслойные панели, и монолит, и кирпич.
Строительство «Культбытстрой» ведет практически на всей территории города. По «Классификатору М» квартиры в основном соответствуют высококачественному классу «эконом». Однако их площадь, особенно в домах, строительство которых начато в 2006–2007 годах, нередко соответствует классу «комфорт». В домах на Взлетке есть квартиры, по площади соответствующие классу «бизнес».
Квартиры «Культбытстроя» в основном соответствуют высококачественному классу «эконом»
В недавно заложенных домах площадь в большинстве предложений входит или почти входит в критерии «эконом». Та же картина и с ценой: в построенных домах она выше, чем в новостройках, где предлагается купить квартиру по 35-37 тыс. руб./кв.м. В новом микрорайоне Ястынское поле предлагается цена 27 тыс. руб./кв.м. Это уже реальный эконом-класс.
«Сибиряк» — жилой дом
в 1 мкр. Аэропорта
УСК «Сибиряк» — активный участник социальных госпрограмм. Технология — панельное строительство, дома серии 111–97. Жилье возводит в Советском районе. Класс жилья компания не объявляет, по большинству признаков «Классификатора М» — «эконом».
Предусматривается благоустройство дворов — зоны отдыха, детские игровые и хозяйственные площадки с набором малых архитектурных форм. Внутри дворовой территории создаются разворотные площадки, расширенные асфальтовые проезды, которые могут быть использованы для временной парковки автомашин.
Квартиры (судя по сайту) на продажу отсутствуют, наверное, это объясняется как раз участием «Сибиряка» в госпрограммах. С площадью квартир картина примерно та же, что у «Культбытстроя». В домах закладки 2006–2007 годов она слишком велика для класса «эконом», попадая в категории «комфорт» и «бизнес». В доме № 11 в первом квартале микрорайона Аэропорт есть квартиры, входящие по площади в класс «премиум». В начатых строительством (и сдающихся сейчас) домах в микрорайоне Покровском площади соответствуют классу «эконом» по «Классификатору М».
ООО «Монолитхолдинг». Основная технология — монолитно-кирпичная.
В последнее время применяется и технология сборно-монолитного каркаса. Хотя компания является разработчиком первой и пока единственной в Красноярске классификации, категорию собственных объектов на своем сайте не заявляет, кроме одного из проектов — «Лазурный». Его относят к классу «бизнес». Большинство квартир в других домах – тоже явно не класс «эконом», площадь квартир слишком велика. Хотя некоторые могут претендовать на эту категорию. На сайтах www.monolit-holding.ru, www.domnavzletke.ru продажи не предлагаются, цена не объявляется.
«Монолитхолдинг» — жилой комплекс «Лазурный»
«Омега» — жилой дом
в VII мкр. «Северный»
ООО «Омега» строит кирпичные и монолитнокирпичные дома, работает и по технологии сборного каркаса «КУБ-2,5». Категорию не заявляет, но сообщает, что все жилье отличается высокой комфортностью. Квартиры не гигантские, но площадь явно превышает требования к эконом-классу. Изначально оснащаются телефоном, домофоном, системой пожарной сигнализации. Установлены счетчики горячей и холодной воды — как для каждой квартиры, так и для всего дома.
По площади предлагаемые на продажу квартиры немного превосходят требования к классу «эконом», а по комплексу критериев «Классификатора М» их можно отнести к категориям «комфорт» и «бизнес». Запрашиваемая цена — 38-41 тыс. руб./ кв. м — для этих классов вполне умеренная.
ООО «Альфа» в основном работает по технологии монолитного железобетона, хотя построила панельный дом в Солнечном. Класс жилья компания не объявляет. Из двух предлагаемых к продаже домов один по комплексу критериев «Классификатора М» соответствует классу «эконом», второй — «комфорт», хотя площадь квартир в этом доме отвечает требованиям «бизнес». На сайте указано: цена договорная, условия — торг.
«Альфа» — Северный, 7 мкр-н
Группа компаний «Енисейлесстрой» свои категории объявляет как «бизнес» и «премиум». Территория — Железнодорожный район. Все здания строятся по монолитно-кирпичной технологии. Фирма работает исключительно по индивидуальным проектам. Большое внимание уделяется благоустройству территории: придомовую территорию новостроек «Енисейлесстроя» невозможно спутать с дворами любой другой компании. Площадь квартир достаточно велика, в соответствии с требованиями заявляемых категорий. Цена не фиксируется, но понятно, что такое жилье недорогим быть не может.
«Енисейлесстрой» — жилой комплекс «Галактика»
«Кленовый дворик» позиционирутеся как социальное жилье
В Красноярске хорошо известна марка «Кленовый дворик», принадлежащая компании «СибЛидер». Компания строит кирпичные дома с хорошим благоустройством. Площадь квартир маленькой не назовешь, но фирма заявляет торговую марку «Кленовый дворик» как социальное жилье.
По комплексу критериев «Классификтора М» дома относятся к категориям «комфорт» и «бизнес», а не «эконом». Цена продаж на сайте не объявляется.
Следует учесть, что фирма (как и ряд других средних компаний) активно занимается сносом ветхого жилья и расселением, поэтому без участия государства ценовой норматив категории «эконом» на всех домах соблюсти не может в принципе.
Новый проект фирмы — «ФрегатНео» — изначально заявлен как категория «бизнес-плюс», хотя по большинству позиций «Классификатора М» вполне соответствует более высокому классу — «премиум». Это первый в Красноярске дом на металлокаркасе. Квартиры обустраиваются по технологии «Умный дом», используется сложное и дорогостоящее оборудование, присутствуют много повышающих комфорт элементов.
«СибЛидер» — жилой комплекс высокого класса «ФрегатНео»
ООО «Каскад-М» возводит микрорайон «Серебряный» в тихом и чистом районе на ул. Вильского. Дома кирпичные, с навесными фасадами. Предусмотрены двухъярусный гараж на 200 автомобилей, подземная и открытая стоянки на 70 мест. Изначально в каждой квартире Интернет, телефон и кабельное телевидение.
Класс застройщик однозначно не указывает, но говорит, что микрорайон «по многим критериям напоминает городок бизнес-класса». Площадь квартир по «Классификатору М» соответствует классам «комфорт» и «бизнес». Объявленная на сайте цена — 38-40 тыс. руб./кв. м — для этих классов невысокая.
«Каскад-М» — микрорайон «Серебряный»
Не объявляет категорию жилья и компания «Арбан». Но квартиры большой площади с улучшенной отделкой в кирпичном доме, построенном по индивидуальному проекту, в тихом месте недалеко от центра, не могут относиться к классу «эконом». По площади квартир «Классификатор М» относит их к классам «комфорт» и «бизнес». Медные трубы водопровода и отопления, итальянские алюминиевые радиаторы системы Calidor-super, бесшумные высокоскоростные лифты «Отис», подземная гараж-стоянка с количеством парковочных мест, соответствующих количеству квартир.
«Арбан» — жилой дом по ул. Толстого
В состав жилого комплекса входят детский сад и фитнесцентр с бассейном. Компания предлагает эксклюзивные решения — авторские идеи дизайна интерьера на любой вкус, перепланировку квартир под заказ на стадии строительства. Это также признаки класса «бизнес». В списке субподрядных организаций по специальным видам работ — только фирмы с высокой репутацией, что гарантирует высокое технологическое качество исполнения.
Девелоперская группа SM.City реализует проект «Южный берег». Класс жилья застройщиком не объявляется, но дается подробное описание. Замкнутая территория квартала, двухуровневый двор, травмобезопасное покрытие нескольких детских и спортивных площадок. Вход в подземную автопарковку из общего лифта. Навесной фасад из нержавеющей стали. Место для консьержа, отделка подъездов по индивидуальным дизайнерским проектам, лифты «Отис». Два санузла при количестве комнат больше одной. Комплекс характеристик соответствует классу «бизнес» по «Классификатору М». Площадь квартир отвечает критериям для класса «комфорт».
SM.City — жилой район «Южный берег»
«Сибагропромстрой» строит для семей со средним уровнем дохода
ЗАО «Сибагропромстрой». Класс не объявляет, но по некоторым домам сообщает, что квартиры предназначены для молодых и небольших семей со средним уровнем доходов. Строит кирпичные дома исключительно по индивидуальным проектам.
Сейчас работает на границе Центрального и советского районов, на незастроенной территории. Предусматривается обеспечение автопарковками, детскими учреждениями, площадками отдыха взрослого населения, хозяйственными, игровыми и спортивными площадками. Площадь квартир по «Классификатору М» варьируется от «комфорт» до «премиум».
ООО «Красстрой-Сервис» возводит 16–17-этажный монолитно-кирпичный жилой комплекс «Гремячий Лог». Класс на сайте не указан. Комплекс размещен в экологически чистом районе в лесном окружении. Во дворе размещаются детские игровые и спортивные площадки, беседки и фонтан. Территория огорожена и охраняется. Площадь квартир соответствует классам «эконом» и «комфорт» «Классификатора М», но по комплексу параметров здание ближе к классу «комфорт».
«Красстрой-Сервис» — жилой комплекс «Гремячий Лог»
Компания ООО «Фирма «Енисейстрой» предлагает квартиры в кирпичном жилом комплексе «Ермак», возводимом в Студенческом городке. Комплекс представлен двумя зданиями. Первое 15–17 этажное кирпичное здание с детским садом заявляется застройщиком как социально адаптированное. Класс второго объявлен «повышенной комфортности».
Каждая квартира оснащена застекленной верандой, которая в летний период служит уютной комнатой, а в холодное время превращается в зимний сад. Дома оригинальной архитектуры. Двор благоустроен, есть детские площадки, подземный паркинг. Площадь квартир по «Классификатору М» — от верхней границы класса «комфорт» до явного «премиум».
Борис КАЦЕВ, Олег КЕЧИН
Газета «Строитель. Енисей»
Ранее по теме на Рекламе-Маме: