статья

При землетрясениях красноярцы должны спасать себя сами

На выездном заседании комитета ЗС по вопросам законности и защиты прав граждан депутаты, представители регионального ГУ МЧС России, краевого правительства и научных организаций обсуждали вопрос сейсмической обстановки и защиты от землетрясений.

Сейсмограф
На обработку сигнала о землетрясении в Крас­ноярске уходит 10-20 минут. В Японии — 2-3 минуты

Началось мероприятие с посещения краевого госпредприятия НИИ геологии и минерального сырья — организации, которая отслеживает сейсмическую обстановку на огромной территории от Алтая до Байкала.

Здание института — старинный особняк в центре города — вызвало у председателя комитета Юрия Швыткина чувство сожа­ления. «Это, мягко говоря, убожество», — сказал он. Здание, и вправду не производящее впечатления храма науки XXI века, по всей видимости, символизировало сложность самой проблемы. Однако сотрудники НИИ свое дело делают — по мере возможностей, конечно.

Сейсмическую обстановку отслеживают 12 станций. Как известно, центральные районы края отнесены к зонам с сейсмической активностью в 6-7 баллов, южные территории — в 8-10.

Однако, по словам специалистов, с 1963 г. в регионе не было зафик­сировано землетрясений сильнее 4 баллов, хотя небольшие толчки происходят ежегодно.

«Не секрет, что недавнее землетрясение (в Туве) вызвало широкий общественный резонанс (см. подр. «Тувинское землетрясение выгнало красноярцев на улицы», «Тува снова потрясла Красноярск»), — сказал Юрий Швыткин. — Задача комитета — глубже вникнуть в ситуацию, посмотреть, насколько подразделения и службы отвечают совре­менным требованиям по оснащенности, насколько оперативно могут отреагировать на ту или иную ситуацию.

Я имею в виду ГУ МЧС России по Красноярскому краю, региональное министерство ЖКХ, архитектуры и строительства, а также НИИ геологии и минерального сырья.

Многое зависит от слаженности работы, в том числе населения, которое должно знать, как действовать в экстремальной ситуации. Хотя специалисты утверждают, что сильных землетрясений не было, я считаю, что нельзя успокаиваться, так же как и драматизировать ситуацию».

Поскольку предсказать землетрясение практически невозможно, то, по большому счету,

обсуждение сосредоточилось на двух «проблемных точках» — оповещении и обучении населения и сейсмобезопасности строительства.

По существу, безопасность при землетрясении — это вопрос времени. Все начинается с оперативности сейсмологов, которые первыми получают информацию о подземных толчках и передают ее более чем в 40 инстанций.

«По регламенту время обработки сигнала — 30 минут, но фактически оно составляет 10-20 минут в зависимости от объема информации, — говорит директор НИИ геологии и минерального сырья Павел Солдатов. — В Японии на это уходит две-три минуты».

На вопрос зампредседателя комитета Марины Добровольской: «Сколько денег необходимо на оборудование, соответствующее реалиям сегодняшнего дня?» — директор ответил:

«Нам собираются выделить пять миллионов рублей. Этого хватит для проведения в этом году модернизации средств связи, на дополнительную станцию и модернизацию еще двух станций,

которые морально и физически устарели. Освоить большую сумму мы физически не сможем».

Совещание
Спасатели располагают новой системой оповещения красноярцев о землетрясениях,
включая рассылку СМС, громкую связь и уличные экраны Фото А. Бурмистрова

Следующая ступень — спасатели. Как рассказал начальник краевого ГУ МЧС России Ильдар Джураев, специалисты ведомства разработали план системы оповещения и информирования населения, который утвердил губернатор (см. подроб. «Красноярцы узнают о землетрясении из SMS»).

Сегодня МЧС может уведомлять население о событии, используя автоматическую систему централизованного оповещения, через СМИ и операторов сотовой связи. Кроме того, в прошлом году спасатели начали использовать спецавтомобили, оборудованные громкой связью.

«АСЦО перехватывает три теле- и два радиоканала, что позволяет оповестить до 81% населения региона, — говорит руководитель ГУ МЧС. — Также у нас имеется 23 терми­нальных комплекса «Аксион» — 4 больших экрана на улицах, остальные находятся в учебных заведениях и объектах массового пребывания. Эта система оповещает порядка 18% населения Красноярска.

Что касается операторов сотовой связи, то недавнее тестирование прошло не совсем удачно.

Основная масса абонентов получила СМС через полтора часа,

причем оповещение происходило в спокойной обстановке. Это многовато, поскольку население должно получать СМС в течение получаса. Будем работать и сократим время до 20 минут».

Кроме того, считает Джураев, в крае не на должном уровне находится просвещение школьников, домохозяек, пенсионеров и прочих представителей «неработающего населения», которое должно обучаться в учебно-консультационных пунктах по месту жительства.

Но из-за проблем с финансированием их осталось 132 на весь край, что не покрывает потребности в обучении. По нормативам один такой пункт должен приходиться на 3 тыс. человек. Руководитель красноярских спасателей выразил надежду на законодательное разрешение этой проблемы.

В ходе обсуждения последнего тезиса была вновь затронута «японская» тема. По словам генерала,

о землетрясении в Стране восходящего солнца оповещают теми же методами, что и у нас, только лучше.

«Ни одна спасательная служба не может предупредить о катастрофическом земле­трясении, а поскольку у них постоянно трясет, то

население понимает — если оно само себя не спасет, его не спасет никто», —

резюмировал Джураев.

Как рассказал начальник ГУ МЧС, в нашей прессе постоянно появляются информаци­онные и разъяснительные материалы о том, как вести себя при землетрясении, мето­дички распространены по всем образовательным учреждениям, однако практические занятия не проводятся — в том числе в школах на уроках ОБЖ.

Совещание
Марина Добровольская предложила просвещать население рекламными роликами Фото А. Бурмистрова

«В школах надо директорам доводить эту информацию до коллектива под роспись, — сказала Марина Добровольская. — А что касается неработающего населения, например, бабушек, которые интернетом не пользуются, то здесь надо подключать социальные службы, поскольку почти все эти люди являются получателями льгот.

Если каждый сотрудник соцслужб будет получать такую памятку, это будет пра­вильный подход к делу.

Но все же самое эффективное решение, на мой взгляд, — это ролики по телевидению и радио, юмористические и мультипликационные, на частных каналах и государственных. Их размещение будет не так дорого, потому что это социально значимая реклама».

Джураев ответил, что такие ролики есть, их много, однако далеко не все телеканалы пустят их в эфир. Последний, как известно, стоит денег, и для продвижения подобной социальной рекламы нужна законодательная поддержка.

Кроме того, Добровольская предложила использовать в образовательных целях собрания председателей ТСЖ, поскольку они к населению ближе всех прочих.

Другая ключевая тема — сейсмическая устойчивость зданий. По мнению директора НП «Экологический центр рационального освоения природных ресурсов» Виктора Сибгатулина,

безопасность зданий и сооружений — «наше самое больное место».

Землетрясение
Региону нужны свои градо­строительные нормативы для сейсмостойкого строительства

«В Японии мало жертв не потому, что хорошо оповещают, а потому, что хорошо строят, — сказал он. — Я предлагаю посмотреть на законодательные возможности, которые не используются для того, чтобы навести порядок в сей­смостойком строительстве и сейсмобезопасности. На­поминаю, эти вопросы регулируются градостроитель­ным кодексом, федеральным законом о безопасности зданий и сооружений и СНИиПами.

В градостроительном кодексе сказано, что каждый регион и муниципалитет имеет право разрабатывать и утверждать региональные градостроительные нормативы, в которых можно и нужно предусматривать вопросы регулирования сейсмостойкого строительства.

Почему мы не можем обязать частных застройщиков делать это? Можем — если будут приняты соответст­вующие градостроительные нормативы. Например, в Кемеровской и Свердловской областях они есть. У нас же эти функции власти не реализуются».

В итоге парламентарии обещали проанализировать прозвучавшие на заседании мнения и предложения, чтобы использовать их при усовершенствовании нормативной базы.

Александр ГРИГОРЕНКО
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).