статья

Красноярску посчитали выбросы

Состояние атмосферного воздуха в Красноярском крае в 2013 г. улучши­лось, следует из данных доклада «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2013 г.», опубликованного в начале этой недели краевым министерством природных ресурсов и экологии. Улучшение отмечено в связи с сокращением выбросов промышленных предприятий — более чем на 75 тыс. тонн. Впрочем, в Красноярске, Лесосибирске, Минусинске и других городах дышать легче не стало — уровень загрязнения воздуха там по-прежнему характеризуется как «очень высокий».

Общий объем выбросов в атмосферу в 2013 г. составил в крае 2820,6 тыс. тонн.

Две трети этого количества вредных веществ, 2507,6 тыс. т, составляют выбросы от стационарных источников — промышленных предприятий. В прошлом году их вклад в загрязнение воздуха был на 75,1 тыс. т больше и составлял 2582,7 тыс. т.

Причин этого «атмосферного явления» несколько. Как следует из доклада, воздух края загрязняют преимущественно 17 предприятий цветной металлургии и теплоэнергетики — перечень их остается неизменным в течение последних 8 лет. Правда, в последние годы к ним добавилось ЗАО «Ванкорнефть», добывающее нефть и газ в Туруханском районе, и существенно: сегодня Ванкор находится на втором месте по объему загрязняющих атмосферу края выбросов (136,9 тыс. тонн за 2013 г.) Лидирует по-прежнему «Норильский никель», который в 2016 году планирует полностью закрыть устаревший Никелевый завод (1912 тыс. т), что, вероятно, изменит цифры докладов в будущем.

Выбросы
По мнению экологов, контроль за выбросами предприятий в крае недостаточен

Из 17 предприятий, ответственных за 94,8% всех атмосферных выбросов в крае, только два в 2013 г. показали рост их объемов: на «Ванкорнефти» выбросы выросли на 3,4%, на Красноярской ТЭЦ-3 — на 14,3%, с 10,5 до 12 тыс. тонн. Все остальные, включая ОАО «РУСАЛ Красноярск», ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, АНПЗ, ЗАО «Полюс», показали снижение атмосферных выбросов.

Улучшение атмосферных показателей может быть отчасти связано и со значительным сокращением предприятий-загрязнителей.

Если в 2012 г., по данным аналогичного доклада, воздух в крае портили 1659 «субъектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ», то в 2013 г. их количество уменьшилось практически в два раза — до 866.

«На мой взгляд, экологическая ситуация в городе несколько улучшилась с остановкой устаревших предприятий на правобережье, и хорошо, что в черте города количество таких заводов снижается. Конечно, сейчас следует переходить на более экологичные виды производств», — говорит Александр Новобранцев, председатель Красноярского краевого экологического центра «Гармония».

Впрочем, экологи не вполне доверяют оптимистическим данным доклада о снижении в крае промышленных выбросов.

«Пока у нас не проводится тотального мониторинга производств, когда на каждой трубе установлен датчик, показывающий, сколько и каких веществ выбрасывается в атмосферу, точно судить о ситуации нельзя, — говорит исполнительный директор Красноярского краевого экологического союза Николай Зубов. — Контроль на наших предприятиях ведомственный. Конечно, уровень загрязнения измеряют и на стационарных постах УГМС, но все предприятия знают, когда именно, и в это время наверняка работают не на полную мощность.

Таким образом, всеобъемлющего контроля над выбросами у нас нет, поэтому у экологической общественности имеются сомнения об улучшении состояния воздуха — тем более что жалобы населения на то, что в городе трудно дышать, не прекращаются. Да, предприятия выполняют свои программы, вкладывают деньги в улучшение технологий с целью снижения выбросов. Но значительных перемен к лучшему, таких, чтобы небо вдруг стало прозрачно голубым и в городе запахло фиалками, конечно, нет».

Тем более что к выбросам промышленных гигантов добавляется  выросший за год объем автомобильных выхлопов.

«Автомобильный транспорт занимает ведущее место в загрязнении окружающей среды. Доля выбросов от автотранспорта в суммарных общекраевых выбросах загрязняющих веществ составляет около 40 %. Кроме того, на долю автотранспорта приходится около 90 % общего объема вредных веществ, поступающих в атмосферу от всех видов транспорта», — говорится в тексте доклада.

По данным краевой ГИБДД, в 2013 г. в крае количество автотранспортных средств составило 1 174 534, увеличившись за год на 187,5 тыс. единиц. В результате выбросы загрязняющих веществ с выхлопными газами в 2013 г. достигли 313 тыс. тонн, в то время как в 2012 г. они были равны 296,8 тыс. т.

Согласно данным доклада, красноярский выхлоп составляет 16% от всех автотранспортных загрязнений воздуха в Сибири (1916,3 тыс. т) и 2,3% — в России (13424,4 тыс. т загрязняющих веществ в 2013 г.).

По мнению Александра Новобранцева, ситуацию с автомобильным загрязнением надо решать комплексно.

«Процесс роста автопарка остановить невозможно, надо пытаться улучшить ситуацию с выбросами. Технологически это может быть достигнуто повышением уровня чистоты топлива, переходом на более современные двигатели. В городе нужны и управленчес­кие меры: требуется усилить контроль на дорогах, штрафовать водителей сильно дымящих автомобилей. Поможет и развитие электротранспорта, той же кольцевой электрички. Конечно, еще одна большая беда, которая влияет на загрязненность атмосферы выхлопами, — это пробки, и если бы удалось разгрузить дороги, концентрация вредных веществ в городе могла бы уменьшиться», — говорит Новобранцев.

Автовыбросы
Доля автомобильных выбросов в загрязнении атмосферы составляет около 40%

По словам Николая Зубова, в этом вопросе необходимы взвешен­ные решения властей, основанные на математических выкладках.

«Чтобы решить проблему пробок, требуется построить актуальную математическую модель. Волевые решения не приведут к улучшению ситуации: вспомните, как срубили все деревья на ул. Ленина и Мира, чтобы освободить проезд, но пробок от этого меньше не стало. Деревья уничтожили, деньги потратили немалые, но ничего не изменилось. Власти сейчас говорят: давайте дождемся четвертого моста и посмот­рим, как он разгрузит улицы. Но в любом случае нужны глобальные решения транспортной проблемы, поскольку Красноярск занимает ведущие места в стране по числу автомобилей на душу населения», — говорит Зубов.

В результате и автомобильных, и промышленных выбросов воздух в городах края отличается высоким и очень высоким загрязнением. Очень высокий уровень зафиксирован, по данным доклада, в Ачинске, Красноярске, Лесосибирске, Минусинске, высокий — в Назарове и Ачинске, низкий — в Канске (подробные данные приведены по 6 городам).

Загрязнение, схемаВ Красноярске отмечено высокое содержание формальдегида, бензапирена, взвешенных веществ и диоксида азота. В этом году показатели загрязнения ниже, но «очень высокий» его уровень в городе стабильно сохраняется на протяжении уже пяти лет.

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Где найти свой QR-код и как им пользоваться С 1 ноября в Красноярском крае вводят QR-коды для вакцинированных от коронавируса. Без них нельзя будет посетить культурные и спортивные мероприятия. ДЕЛА.ru…

QR-коды и новые запреты: в крае ужесточили COVID-ограничения В Красноярском крае ужесточают ограничения из-за коронавируса. Вводятся новые запреты, а также система QR-кодов для тех, кто привился или переболел. Изменения…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»