Постоянно увеличивающаяся интенсивность движения требует нового современного подхода к строительству и ремонту дорожной сети.
Наличие развитой и благоустроенной дорожной сети — обязательное условие жизнедеятельности любого государства. Но в России уровень развития дорог резко отстает от потребности в автомобильных перевозках и роста автомобилизации населения.
По данным УФНС Красноярского края, в регионе сохраняется тенденция к увеличению числа транспортных средств в среднем на 7% в год. Только за 2008 год количество зарегистрированных ТС выросло с 771 тыс. до 826 тыс. Опережающий по отношению к дорожной сети рост автопарка приводит к увеличению интенсивности движения и как следствие к повышенной загрузке дорог. Рост автомобилизации и объемов перевозок требует и соответствующего развития дорожной сети.
При этом в соответствии с Паспортом долгосрочной целевой программы «Дороги Красноярья» на 2009–2011 годы около 30% краевых дорог не отвечают нормативным требованиям, около 45% — с просроченным ремонтом на два года и более. Из 22,8 тыс. км только 3000 км дорог можно считать комфортными, остальные принадлежат к 4, 5-й и низшей категориям.
В дорожной сети
Начнем с курьеза. В 2007 году в городе Красноярске не было ни одной дороги. Нет, дороги, конечно, были, но они не имели правоустанавливающей документации и, соответственно, официально не существовали. В результате все ремонтно-строительные работы проводились без разрешений.
Этот вопрос был поднят в Законодательном Собрании края, в администрации города, и, по словам Геннадия Савельева, заместителя руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, на сегодняшний день около 60% улиц зарегистрировано. Более того, в этом году впервые за историю города получено разрешение на капитальный ремонт ул. Партизана Железняка полностью в организационно-правовом поле — до начала работ.
Геннадий Савельев, заместитель руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края:
— В настоящее время депутатами горсовета в департаменте городского хозяйства создан отдел организации движения, который займется согласованием мест производства работ, будет подсчитывать интенсивность движения, то есть приводить существующие цифры к реальности.
Работы много. Если сохранится интерес к проблеме дорог, то к выходу из кризиса мы будем готовы делать качественный продукт, который будет соответствовать требованиям каждого участника движения. А сейчас мы должны разобраться в проблемах и определить пути их решения.
По мнению Геннадия Савельева, правонарушений в последнее время стало меньше. В основном это ненадлежащее уплотнение конструктивных слоев и организация дорожного движения. Юрий Ткачев, государственный инспектор строительного надзора Енисейского управления Ростехнадзора, отмечает также нарушения в документальном оформлении выполненных работ и исполнительных схемах, несвоевременность согласования с проектировщиком замены материалов (как правило, задним числом).
При выявлении нарушений подрядчики должны выполнить все мероприятия, указанные в предписании. Например, пройти независимую экспертизу асфальтобетона. На сегодняшний день необходимые лаборатории есть у Красноярского ПромстройНИИпроекта, Испытательного центра КГУ «КРУДОР», ГП «КрайДЭО».
Юрий Ткачев, государственный инспектор строительного надзора Енисейского управления Ростехнадзора:
— В настоящее время остается открытым вопрос авторского надзора. Он не является обязательным и, к сожалению, зависит от выделенных средств.
Если средства есть, то заказчиком строительства заключается договор с коммерческим предприятием, которое обязуется полностью отслеживать выполнение всех работ.
Если договора нет, заказчик дает заключение лишь по окончании строительства, а в самом процессе не участвует, что не способствует качественному выполнению
Механизм дефицита
Все эксперты едины в одном: основная проблема дорожной отрасли — острая нехватка финансирования, в том числе и содержания дорог. По словам Геннадия Савельева, в настоящее время оно находится ниже допустимого уровня, и если ситуация не изменится, то лет через 10 мы можем потерять нашу дорожную сеть.
Механизм финансирования строительных работ также далек от совершенства. Именно он обусловливает сжатые сроки строительства.
Финансирование федеральных дорог, по словам Юрия Ткачева, осуществляется следующим образом: после утверждения бюджета данные только в январе-феврале приходят в Минтранс, соответственно в ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» деньги поступают в лучшем случае в марте-апреле. Затем ФГУ «Байкалуправтодор» начинает готовить программы и организовывать торги, которые проходят обычно в июне. А определяется исполнитель и поступают средства не раньше августа.
«А ведь чтобы соблюсти основные требования, заготовку материалов и изыскание карьеров нужно начинать уже осенью, — рассказывает Юрий Ткачев. — Так, кладка асфальтобетона весной должна происходить при температуре воздуха не ниже +10 градусов Цельсия, земельного полотна — не ниже +5 градусов, осенью — при температуре до +5 градусов, земполотна — до +5 градусов».
Сроки сдачи объектов остаются прежними: октябрь — начало ноября. У бюджетного процесса свои законы — не освоенные до конца года средства не переходят на другой год, более того, финансирование может быть снижено, а на организацию наложены штрафные санкции.
Некоторые заказчики договариваются с постоянными партнерами о проведении подготовительных работ до прохождения конкурса. Это рискованно — в соответствии с Гражданским кодексом работы, выполненные без договора, заказчик имеет право не оплачивать, но подрядчики зачастую идут на это. По мнению Юрия Ткачева, только изменение государственной политики может изменить сложившуюся ситуацию. Сегодня организации не имеют возможности провести надлежащую подготовку и обеспечить надлежащее качество выполнения работ.
Эффективным сценарием финансирования строительства дорог мог бы быть возврат к системе дорожных фондов. Об этом говорил Президент России Дмитрий Медведев в конце ноября 2009 года на заседании президиума Госсовета в Ульяновске по вопросу инновационного развития транспортного комплекса. Он предложил чиновникам обдумать вариант возврата к финансированию дорог за счет акцизов на бензин и транспортного налога. Последний, кстати, в силу его небольшого размера относился к самым собираемым отечественным налогам.
Состояние краевых автодорог в соответствии с программой «Дороги Красноярья»
на 2009–2011 годы (по данным Паспорта долгосрочной целевой программы
«Дороги Красноярья» на 2009–2011 годы)
Дорожное качество
На сегодняшний день дорожная отрасль Красноярского края насчитывает около 56 подрядных организаций, которые вправе считаться полноценными участниками рынка.
Но не секрет, что в настоящий момент рынок переполнен фирмами, основная и единственная цель которых — получить финансирование, не выполнив при этом работы ни на рубль. Такие организации имеют мизерный уставный капитал, то есть для их создания требуется минимум усилий и вложений. Их задача — получить авансовый платеж. Только в текущем году в аукционах принимали участие, по меньшей мере, три подобных фирмы.
По мнению многих заказчиков, действующая система размещения государственного заказа, закрепленная законом № 94 ФЗ, отчасти способствует демпингу, ведь в рамках борьбы с коррупцией законодатели исключили право заказчика оценивать квалификацию конкурсантов. Единственный критерий — цена.
И все-таки обычно к работам допускаются серьезные организации. По словам Геннадия Савельева, недобросовестные подрядчики практически не заняты на строительстве, капитальном ремонте и реконструкции дорог. В основном они участвуют в ямочном ремонте.
Проблема соответствия
По мнению Геннадия Савельева, важная проблема красноярских дорог — отсутствие современной нормативной базы. «Сейчас в городе применяются методики проектирования, разработанные в 1986 году, — рассказывает заместитель руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, — в то время по дорогам города ездили классические автомобили, была иная интенсивность движения».
А сегодня, согласно исследованию аналитического агентства «Автостат» за сентябрь 2008 года, Красноярск вышел на второе место по числу автомобилей, оставив позади Москву, — на каждую тысячу жителей в городе приходится 384 единицы автотранспорта. По мнению Геннадия Савельева, классические варианты дорожных одежд должны уступить место усиленным.
«Проектировщик должен обязательно выполнять детальное обследование, — считает Геннадий Савельев, — но заказчик должен указать это условие в задании на проектирование. Именно со слабого задания начинаются все проблемы». Кроме того, устаревшие методики проектирования уже не соответствуют реалиям — интенсивности движения, уровню нагрузок, составу транспортного потока.
Есть проблемы и с материалами. Так, ачинский битум, применяемый практически в 100% случаев, достаточно низкого качества, хотя и соответствует требованиям ГОСТа. В итоге трещины образуются уже после первого года работы. В Красноярске повсеместно используется дробленый щебень БКУ, который на дорогах с повышенной интенсивностью показывает не очень хороший результат.
Но, по словам Геннадия Савельева, работа в этих направлениях ведется на всех уровнях.
Работает комитет по экономической политике Законодательного Собрания Красноярского края, на базе департамента городского хозяйства создан Центр качества и благоустройства, где разработана специальная рецептура асфальтобетона типа А с учетом условий Красноярска. Этот тип дорожного покрытия уже применен на проспекте Свободном.
В этом году впервые в Красноярском крае на федеральной автодороге «Гостевая трасса «Аэропорт — Красноярск» и на правой стороне Октябрьского моста применен щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). «В других регионах это покрытие показало себя очень хорошо, — говорит Геннадий Савельев, — оно сопротивляется колейности и так называемым гребенкам».
Объём финансирования программы «Дороги Красноярья» на 2009–2011 годы из краевого бюджета, тыс. руб. (по данным Паспорта долгосрочной целевой программы
«Дороги Красноярья» на 2009–2011 годы)
Применение новых технологий неизбежно приведет к удорожанию работ. Но, по мнению Геннадия Савельева, только в этом случае мы получим качественную надежную дорогу.
Дороги Красноярья
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, разработаны и утверждены целевые программы поддержки и развития автодорог, в том числе долгосрочная целевая программа «Дороги Красноярья. 2009–2011 годы». Секвестрование бюджета (около 30%) заставило дорожников сконцентрироваться на выполнении работ на наиболее значимых объектах.
Например, в сентябре был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс южного обхода Лесосибирска — это 2,2 км дороги в асфальтобетоне плюс путепровод через железную дорогу длиной 62,8 м. Сейчас ведутся работы по первому этапу второго пускового комплекса — 1,4 км дороги и мост через реку Маклаковка. Его сдача намечена на следующий год.
Работы ведутся и в самых северных территориях региона. Уже введена автодорога от аэропорта до Игарки. В рамках реализации инвестпроекта по развитию Нижнего Приангарья продолжается строительство и реконструкция автодороги Канск — Абан — Богучаны — Кодинск и строительство мостового перехода через Ангару.
Сегодня этот объект — один из ключевых для края. Ведь добраться до Богучан из Байкита можно лишь по зимнику либо на паромной переправе. Чтобы транспортная коммуникация на байкитском направлении была постоянной, через Ангару строят мостовой переход. Его длина больше полутора километров.
23 ноября прошлого года Правительство Красноярского края внесло изменения в долгосрочную целевую программу «Дороги Красноярья». На 2009 г. увеличено финансирование на 19 млн рублей по статье «Ремонт автомобильных дорог общего пользования, включая мероприятия по повышению безопасности дорожного движения». В 2010–2011 годах расходы на программу уменьшатся примерно на 5 млрд рублей.
Наталья Михалкина, заместитель министра промышленности, энергетики, транспорта и связи Красноярского края :
— При содержании автомобильных дорог, как ни в одной другой сфере дорожного хозяйства, не должно быть экономии на новых технологиях и технике, как с точки зрения долгосрочных экономических перспектив, так и в морально-этическом аспекте.
Ведь плохая дорога — потенциальная угроза здоровью и жизни ее пользователей. Министерством промышленности, энергетики, транспорта и связи Красноярского края реализуется программа по приобретению дорожной техники для государственных дорожных предприятий на сумму 600 миллионов рублей.
«Корректировки вызваны решением Правительства перенести реализацию ряда проектов на поздний срок, — рассказывает Наталья Михалкина, заместитель министра промышленности, энергетики, транспорта и связи Красноярского края.
— Среди них строительство второй очереди глубокого обхода Красноярска и смотровой автотрассы в природном парке „Ергаки“. Основные направления деятельности краевых дорожников в ближайшие два года — завершение ранее начатых объектов, ремонт и содержание автомобильных дорог. Так, в течение 2009–2011 годов будет проведен текущий ремонт 534 км краевых автодорог и 9 мостов, а также капитальный ремонт 51 км дорожного полотна и 19 мостов».
текст: Анна НАРУШЕВИЧ
фото: Эдуард Кар пейкин
Журнал «Советник. Грамотное управление»