Социальная ответственность бизнеса все чаще оказывается выгодна компаниям, уделяющим внимание этому аспекту деятельности.
Сколько бы ни велось разговоров по поводу того, насколько важно бизнесу быть социально ответственным, однако единого мнения о том, что же это вообще такое – социальная ответственность бизнеса – до сих пор не существует.
Кто-то уверен: если компания добросовестно выполняет свои обязательства перед работниками, партнерами и государством — вовремя и полностью выплачивает белую зарплату, отчисляет налоги, старается сохранить рабочие места, обеспечивает нормальные условия труда — этого уже вполне достаточно, чтобы предприятие могло считаться социально ответственным.
Согласно другой точке зрения, для современной компании этих мер маловато — кроме перечисленного социальная ответственность должна включать и природоохранные мероприятия, и дополнительные социальные гарантии сотрудникам, и взаимодействие с регионом, где работает предприятие…
Впрочем, такие разногласия характерны исключительно для российского бизнеса. За рубежом необходимость подобной деятельности признали давно: крупные компании публикуют социальные отчеты начиная с 60-70-х гг. ХХ века. В России такая практика появилась лишь с началом нового тысячелетия. Да и то пока не стала общепринятой.
«Пионером» в этом плане стал ГМК «Норильский никель»: первый социальный отчет компания выпустила в 2005-м – по итогам 2003-2004 гг. И, по сути, он сразу же обозначил позицию «Норникеля» в споре о социальной ответственности: в отчете содержалась информация не только о «внутренних» мероприятиях ГМК, но и о сотрудничестве с регионом. В дальнейшем компания корректировала те разделы информации, представляемые в отчете, интерес к которым со стороны общества был особенно высок.
«Мы в своем понимании исходим из триединой задачи, которую видит перед собой социально ответственная компания.
Первое: быть экономически ответственной — это в первую очередь создание конкурентоспособных рабочих мест, выплата налогов.
Второе — экологическая составляющая: для компании «Норильский никель» она имеет принципиальное значение, потому что металлургическое производство изначально не может быть чистым и безвредным.
И третья составляющая — социальная. Это, прежде всего, внимательное отношение к работникам, создание безопасных условий труда. «Норильский никель» кроме конкурентной заработной платы предоставляет реально большой социальный пакет, об этом сказано в новом коллективном договоре», — отметила на состоявшемся в декабре мероприятии «Социальная ответственность бизнеса: Россия и лучшие мировые практики» Елена Долгих, заместитель начальника отдела социального мониторинга и анализа «Норильского никеля».
К слову, «НН» — одна из немногих компаний, где вообще используется практика заключения коллективных договоров. Как рассказала в ходе обсуждения начальник управления правового департамента ГМК «Норильский никель» Тамара Сироткина, сейчас коллективные договоры со своими сотрудниками заключают всего 6% российских предприятий, причем в основном это крупные компании.
Между тем в наше время одним из ключевых мировых трендов становится социальная ответственность, основанная на партнерских отношениях работодателя и работников, их открытый диалог.
«Чем больше мы пытались соответствовать в этих диалогах международным стандартам, тем точнее определялись, что для крупной производственной горно-металлургической компании больше всего подходит стандарт Руководства по отчетности в области устойчивого развития — так называемый GRI 3.1, где есть показатели, касающиеся экономической деятельности, экологической и социальной», — говорит Елена Долгих.
Сейчас при составлении отчетов компания использует 100% основных показателей этого стандарта и 85% дополнительных. Понятно, что такой документ вызывает живой интерес не только у сотрудников и российских партнеров ГМК, но и у зарубежных инвесторов —ведь, чтобы планировать свою деятельность, им особенно важно располагать достоверной информацией о компании.
В последнее время интерес со стороны западных инвесторов к ГМК особенно возрос. Неудивительно: ведь в сфере социальной ответственности «Норильский никель», что называется, задает тон российскому бизнес-сообществу.
Речь идет и об ответственности перед населением территорий присутствия компании, не только перед ее работниками, но и перед членами их семей, а также бывшими сотрудниками.
Так, заслуживает особого внимания Соглашение, заключенное между Минрегионразвития РФ, Красноярским краем, Норильском и ГМК «Норильский никель», в рамках которого в течение 10 лет из Норильского промрайона предполагается переселить на материк 11 265 семей. Из 18,1 млрд руб., направляемых на эти цели, 8,3 млрд руб. – средства «Норникеля». (см. «Норильский никель» продолжает программу переселения северян»).
Действует в компании и ряд пенсионных корпоративных программ; выделяются дополнительные средства на социальные гарантии сотрудникам. К примеру, ежегодно на укрепление здоровья работников «НН» и членов их семей идет в среднем 3,5 млрд руб.
А такие составляющие, как экономическая и экологическая ответственность, приобретают значимость уже не только в пределах компании или района, но и в масштабах целого региона и всей страны.
По результатам прошлого года «Норильский никель» стал крупнейшим налогоплательщиком края, перечислив более 100 млрд руб. в бюджеты всех уровней. Особое внимание уделяется и программе модернизации производства – об этом ДЕЛА.ru рассказывали уже не раз (см., в частности, «Норникель» будет утилизировать серу на 95%»).
Об этих и других социально значимых мероприятиях «Норильского никеля», по признанию руководителей компании, за рубежом до недавнего времени было известно не так много. Для того чтобы познакомить иностранных коллег с этим аспектом своей деятельности, ГМК — также первым из российский компаний — провел в декабре роуд-шоу, посвященное вопросам устойчивого развития, для представителей западного инвестиционного сообщества (см. «Норникель» провел роуд-шоу по вопросам устойчивого развития»).
Успехи, достигнутые в этой области, впечатлили зарубежных партнеров. Ведь, как отмечают в компании, существует прямая связь между бизнес-репутацией и реальным рыночным успехом, рыночной эффективностью.
При этом речь идет не только о подписании контрактов (а результатом роуд-шоу стало в том числе и заключение ряда договоров между «НН» и крупными европейскими компаниями), но и о возможных вложениях со стороны западных инвесторов. Ведь социальная ответственность означает одновременно и надежность предприятия, и работу его в соответствии с международными стандартами.