Накануне в ходе совместного заседания комиссий горсовета по градостроительной политике, ЖКХ и транспорту депутат Александр Коропачинский представил коллегам свои предложения по реорганизации системы общественного транспорта в городе и по борьбе с пробками в целом.
Вкратце: идея Коропачинского заключается в том, чтобы между пассажирами и перевозчиками поставить третьего субъекта — мэрию, которая будет собирать плату за проезд с первых и по результатам работы перечислять ее вторым. Кроме того, депутат предложил ввести повременную систему оплаты проезда в транспорте.
В итоге члены комиссии постановили направить мэру письмо с просьбой создать рабочую группу для решения транспортных проблем Красноярска.
Александр Коропачинский предложил решить проблему пробок,
изменив систему общественного транспорта
Доклад депутата Коропачинского назывался просто и со вкусом: «Красноярск без пробок».
«Мы каждый день видим, в какой ситуации с пробками находимся. Я предлагаю посмотреть на эту проблему с другой стороны, потому что слышу часто пессимистические заявления о том, что ничего сделать нельзя и нужно очень много денег, чтобы построить множество многоуровневых развязок и многоярусные парковки. На самом деле все немного не так. Можно уже сейчас начать совершать эффективные шаги, которые приведут к исправлению ситуации», — начал выступление Коропачинский.
На то, что исправлять ситуацию давно уже пора, красноречиво намекал слайд с надписью «Так дальше жить нельзя!» на желтом фоне, появившийся на экране за спиной депутата.
По словам Коропачинского, у транспортного коллапса в городе несколько первопричин.
«Первое — автомобили стали доступнее. Второе — изменилась миграция населения, в центр с окраин стало ездить намного больше людей, чем десятилетия назад. И третье — транспортно-дорожная сеть за эти десятилетия никак не менялась», — перечислил депутат.
Самым действенным рецептом решения транспортных проблем города, по его словам, является создание эффективной системы общественного транспорта.
«Развивать эту систему гораздо дешевле, чем строить развязки. Тем более что появление новых развязок приглашает людей купить новый автомобиль, и так мы никогда проблему не решим — об этом говорит мировой опыт», — сказал Коропачинский.
Он отметил, что согласно соцопросам до половины автомобилистов рассматривают возможность пересесть с личного транспорта на общественный. Однако у существующей системы перевозок слишком много недостатков, и основной из них — автобусы точно так же стоят в пробках.
«Почему эти сложности существуют? У нас сегодня одноуровневая система маршрутов, мы пытаемся дать возможность каждому пассажиру уехать из любой точки города в любую другую точку без пересадки. Это приводит к тому, что у нас через центр идет более 20 маршрутов, и они просто забивают основные магистрали.
Кроме того, мы наблюдаем гонки и потасовки водителей между собой. Система оплаты, когда перевозчик оказывает услугу, а пассажир ему платит, приводит к тому, что идет конкуренция за пассажира. И она ведет к тому, что мы видим на дорогах», — сказал Коропачинский.
В число проблем он записал и отсутствие прозрачной системы анализа управления эффективностью перевозок.
«Более 600 млн город ежегодно направляет на покрытие перевозчиками убытков по нерентабельным маршрутам. Но мы не понимаем, насколько тот или иной маршрут эффективен и на сколько его нужно дотировать», — констатировал депутат.
Для исправления ситуации и решения существующих проблем систему общественного транспорта Красноярска необходимо реконструировать — сделать это, по словам Коропачинского, можно в 3 этапа.
Первый состоит в изменении схемы взаимодействия пассажиров, муниципалитета и перевозчиков.
«Сегодня муниципалитет распределяет перевозчиков по маршрутам, дает им право собирать с пассажиров деньги — стричь с грядок урожай — и на этом от процесса устраняется. Пассажиры оказываются один на один с перевозчиками. В результате мы имеем гонки, несанкционированные изменения маршрутов и так далее», — обрисовал существующую картину Коропачинский.
Чтобы исправить ситуацию, он предложил следующую схему.
«Пассажиры начинают покупать билеты, которые продает муниципалитет. Деньги идут в муниципалитет, который проводит конкурс на обслуживание маршрута транспортными компаниями.
При этом на аукцион выставляется не право перевозчика собирать с пассажиров деньги, а его обязанность проехать по маршруту в строгом соответствии с графиком — не быстрее, не медленнее.
При такой схеме водителя уже не волнует, сколько он соберет пассажиров, потому что муниципалитет ему платит не за их количество, а за то, как он проехал по маршруту. То есть необходимость устраивать гонки и нарушать правила у водителя отпадает.
А мэрия получает действенный рычаг воздействия на перевозчика — ведь оплачивать его услуги будет теперь она в зависимости от их качества», — сказал Коропачинский.
Вторым этапом модернизации системы общественного транспорта, по его мысли, должно стать введение повременной оплаты проезда.
«В этом случае человек покупает не разовую поездку, а проезд в течение определенного времени. В течение 90 минут, 3, 12 часов. В течение этого времени он может перемещаться на любом виде общественного транспорта в городе неограниченное количество раз», — пояснил инициатор проекта.
Наконец, на третьем этапе вводится двухуровневая — пересадочная — система маршрутов.
«Если мы переходим к повременной системе оплаты проезда, то поездки с пересадками уже не вызывают у населения нареканий из-за повышения стоимости проезда — ведь человек пересаживается без дополнительной платы. Дублирующие маршруты уходят с улиц, что благотворно влияет на всю транспортную ситуацию», — сказал Коропачинский.
Он отметил, что
кондукторы при внедрении такой системы «вообще прекращают свое существование»,
а муниципалитет должен будет создать систему, которая примется контролировать оплату проезда.
Кроме того, прекратятся стенания перевозчиков, которые ближе к зиме каждый раз обнаруживают, что по действующему тарифу им возить пассажиров уже невыгодно — и начинают жаловаться на то, как им тяжко работать себе в убыток.
«Если мы реконструируем систему общественного транспорта, у нас отпадет эта проблема. Муниципалитет устраивает один раз в год торги по продаже права обслуживать маршруты и сразу видит итоговую сумму по результатам торгов.
С другой стороны, муниципалитет собирает с пассажиров деньги за проезд, и сумма этих сборов тоже известна. Все сразу становится прозрачно. Если мы хотим какие-то категории населения дотировать — пожалуйста, можем выдавать бесплатные билеты. Увидим, что в бюджете есть лишние деньги — можем снизить стоимость проезда. Процесс становится полностью управляемым», — сказал Коропачинский.
Он подчеркнул, что «наличие политической воли муниципалитета существенно сокращает сроки решения транспортной проблемы», и сообщил, что сформулировал обращение к главе города, в котором изложил свои предложения и попросил для решения транспортных проблем Красноярска создать «действенную и эффективную» рабочую группу под руководством самого мэра.
На этом Коропачинский доклад закончил.
Комментируя выступление коллеги, депутат Артем Бадюков поблагодарил его «за смелую и информативную презентацию», однако усомнился в перспективах воплощения высказанных идей.
«Мы живем не на Луне, а в Красноярске. И как бы ни горестно было, для осуществления данной программы необходима политическая воля, которой нет», — вздохнул Бадюков.
«У нас есть!» — вклинился в разговор депутат Аркадий Волков.
«У нас есть, а у нашей власти нет», — еще более горестно вздохнул Бадюков.
Депутат Сергей Толмачев констатировал, что Коропачинский «проделал титаническую работу», и высказался в поддержку создания рабочей группы. Однако он упрекнул Коропачинского, что тот в докладе «забыл об автомобилистах».
«Почему мы все время скидываем их со счетов? Кто сюда сейчас приехал на автобусе из зала? Поднимите руки. 3 человека. Все остальные приехали на личном транспорте», — наглядно продемонстрировал многочисленность владельцев личного транспорта Толмачев.
Коропачинский парировал, что «автомобилисты в автобус с машиной не садятся», а в докладе речь о горожанах, среди которых и автомобилисты, и пешеходы. Потому что «проблему пробок нужно решать для всех».
Тогда Толмачев поинтересовался, в каком городе страны проблема решена. Коропачинский ответил, что «ни в каком, но в Москве ее пытаются решить сейчас».
«Я перед Собяниным снимаю шляпу за то, что у него хватило политической воли решиться взяться за этот вопрос. Но у него за спиной Владимир Владимирович», — сказал Коропачинский.
«У нас тоже за спиной Владимир Владимирович. Даже два», — подколол Волков, имея в виду депутатов Егорова и Владимирова.
Депутат Елена Курамшина посетовала, что если все пересядут в общественный транспорт, личные автомобили останутся во дворах. Однако у Коропачинского был готов рецепт и на этот случай.
«Следующим шагом принимается законодательный акт, который запрещает парковку автомобилей во дворах с 23 до 7 часов. Я уверяю, что мы с Егоровым сразу же начнем рыть пятиярусные парковки под землю тут же, рядом с этими дворами».
«Оказывается, еще и ямы рыть кому-то с Егоровым собираются!» — снова пошутил Волков.
Депутат Наталья Фирюлина поблагодарила «за блестящую презентацию и не менее блестящий доклад».
«Спасибо за глубину проработки вопроса. Благодарна, что предложены реальные механизмы, которые можно использовать. Пора переходить к дорожной карте — давайте пошагово определим действия и приступим к их реализации», — сказала Фирюлина.
Депутат Виталий Дроздов отметил, что «Александр Игоревич велосипед не придумал», но «доступно обобщил передовой мировой опыт, который уже применяется, но, увы, пока не в России».
«Рекомендую всем съездить в Сеул, который еще 10 лет назад стоял в пробках. Сегодня пробок там нет, а все названные в ходе доклада идеи там воплощены. Нам нужно брать мировой опыт на вооружение и решать городские проблемы», — сказал Дроздов.
Депутаты одобрили идею коллеги и сели писать письмо мэру
Итог обсуждению подвел Аркадий Волков, сменивший шутливый тон на серьезный.
«Принимая бюджет на трехлетку, мы закладывали на программу развития транспорта в Красноярске 1,9 млрд руб. на 3 года, из них более 1,5 млрд городских средств идет на поддержание маршрутов с низким пассажиропотоком.
Поэтому спасибо за концепцию, это повод вернуться к вопросу, проанализировать расходы. Маршрутная сеть не статична, она должна меняться, и если вы выступите инициатором этих перемен, то честь вам и хвала», — обратился он к Коропачинскому.
После чего голосованием члены комиссии постановили направить главе города письмо с просьбой о создании рабочей группы по решению транспортных проблем Красноярска. На этом рассмотрение вопроса завершилось.