В конце января сразу на трех красноярских телеканалах — «СТС-Прима», «Енисей-регион» и «12 канал» — стартовало шоу «Лазурный. Правила уюта». Построен телепроект по принципу «было — стало»: в начале зрители видят пустую квартиру с черновой отделкой, в финале — полностью готовое для жизни уютное жилье в комплексе «Лазурный».
Подобные «преображения» для телевидения не новость: на центральных каналах не первый год идут программы «Школа ремонта» и «Квартирный вопрос». Однако авторы красноярского проекта утверждают, что их замысел был принципиально иной.
Изначально целью ремонта был вовсе не телепроект. Хотели сделать показательную квартиру для посетителей жилого комплекса, чтобы демонстрировать преимущества свободной планировки и жизни в современном жилом комплексе вообще. А в ходе работы решили показывать еще и процесс ремонта, буквально трансформацию пространства в прямом эфире, а заодно и провести с помощью профессионалов своеобразный «ремонтно-дизайнерский» ликбез для всех телезрителей.
Другое отличие от федеральных программ — предельно короткие сюжеты: семь 3-минутных серий, посвященных разным этапам ремонта. При этом в этих коротких сериях удалось рассказать о ремонте целой квартиры, а не одной комнаты, как мы привыкли.
Как проходили съемки ремонтного телешоу? Собственно, именно об этом — о закадровой кухне «Правил уюта» — наш рассказ.
Ремонт, да не тот
«Идею проекта нам подсказали своими вопросами клиенты, которые приходят смотреть квартиры в „Лазурном“, — рассказывает Евгения Колобухова, специалист по связям с общественностью компании „Монолитхолдинг“. — Есть ли стены в квартире со свободной планировкой, как менять планировочное решение, как увеличить количество комнат и что делать с пространством в крупногабаритной квартире? На все эти вопросы ежедневно отвечают наши менеджеры, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и мы решили построить показательную квартиру, чтобы не только рассказывать, но и показывать.
Мы хотели взять квартиру и сделать из нее Дом, уютный, готовый для жизни, чтобы, заходя в него, человек понимал, комфортно ли ему будет в этом пространстве, с такой высотой потолков, с таким количеством света, в такой необычной планировке.
Внимание к проекту проявили СМИ: „СТС-Прима“, „Енисей-регион“, ряд журналов, газет и интернет-ресурсов, и мы вместе решили показывать не только результат, но и процесс превращения. Тем более что так можно было успокоить клиентов, что черновая отделка, перенос стен и ремонт вообще — это совсем даже не страшно, а очень увлекательно».
Черновая отделка — это совсем не страшно
Тот факт, что у квартиры пока нет реального хозяина, создателей и участников проекта не смутил. Хотя, на первый взгляд, это несколько неожиданно, ведь, например, дизайнеры любят поговорить о том, что самое главное в работе над интерьером — учитывать индивидуальность конкретного заказчика, пусть даже для всех остальных он и остается «мифическим». А именно от дизайн-проекта зависит выбор отделочных материалов, мебели, бытовой техники, освещения... И как итог — компаний, их поставляющих. К тому же «телеквартира» в «Лазурном» рано или поздно будет продана. Не получится ли так, что новый хозяин все равно возьмется переделывать ее по-своему?
«Ну, во-первых, я работаю не первый год, так что мой опыт позволяет мне разработать дизайн таким образом, чтобы он устроил если не всех, то многих заказчиков, — говорит дизайнер проекта Елена Лебедева. — Например, вряд ли кто-то откажется от утепленных окон и полов. Как правило, все клиенты любят, чтобы было достаточно пространства для размещения личных вещей; чтобы кухня была большая и напоминала не столько место для приготовления пищи, сколько комнату. Все мечтают, с одной стороны, о максимальной функциональности квартиры, а с другой — о том, чтобы она оставалась просторной.
Собственно, в телепроекте мы и старались показать, как этого можно достичь. Ведь не обязательно, к примеру, делить пространство перегородками. Это можно сделать и с помощью света, расположения мебели, драпировок или за счет создания компактных ниш, в которые „уводится“ бытовая техника на кухне, ну и т. д. То есть это такие универсальные решения, которые нравятся многим».
При этом пространство для маневра у будущего хозяина остается. Менять планировку, говорит Елена, она бы все же не советовала: то, что создано сейчас, с ее точки зрения, для этой квартиры оптимальный вариант. Нет смысла трогать и инженерные сети: они смонтированы вполне качественно, и оборудование выбрано самое современное. Но, к примеру, переклеить обои, поменять ткани или мебель — почему нет?
«Спальню я специально не стала загромождать корпусной мебелью, — говорит Елена. — Понятно, что это такое место, в котором каждый обустраивается, как ему удобно. Если уж я, работая с клиентами, при проектировании спальни расспрашиваю, как именно они привыкли развешивать одежду в шкафу или складывать постельное белье, то оставить будущему хозяину квартиры возможность обустроить спальню „под себя“ было необходимо».
Картинка и немножко нервно
Но если опыт позволяет дизайнеру разработать проект под «абстрактного» заказчика, то с его практическим воплощением в условиях телешоу не все оказывается так гладко. Взять хотя бы сроки, отведенные на съемку проекта. Два месяца для телевизионщиков — слишком долго (порой, с их точки зрения, даже неоправданно долго!), а для строителей это настоящий аврал.
«По сравнению с программами „про ремонт“, которые выходят на центральных каналах, мы больше сосредоточились на демонстрации самого процесса. Нам приходилось фиксировать малейшие изменения — к примеру, только на съемки ванной мы ездили шесть раз! — рассказывает Юлия Жарова, корреспондент телекомпании „СТС-Прима“. — Зато я теперь сама разбираюсь во всех тонкостях ремонта, хотя раньше вообще ничего об этом не знала. Со строителями контакт, конечно, мы не сразу нашли. Одни относились к нашему присутствию с пониманием, другие считали, что мы мешаем работать.
Ну, это понятно: они торопятся, а тут мы приезжаем, заставляем их переодеваться в нарядную спецодежду, переснимаем то, что они уже давно сделали... В общем, поначалу какие-то конфликты возникали, но когда мы с коллегами, работающими на канале „Енисей-регион“ объяснили строителям, что, так же как они, просто делаем свою работу, всё в целом уладилось».
«Съемки шли столько же, сколько и ремонтные работы в квартире — два месяца. Но нас сразу предупредили, что очень долгое время в квартире внешне ничего меняться не будет, — вспоминает Марина Шиликова, корреспондент телекомпании „Енисей-регион“. — Стало быть, и нам особо нечего снимать. Проходит неделя за неделей, у строителей какой-то процесс идет, а мы видим одно и то же — стены по-прежнему голые, пол бетонный...
Квартира вдруг быстро-быстро стала преображаться
Потом квартира вдруг быстро-быстро стала преображаться. Настолько быстро, что аврал начался уже у нас. Съемки мы должны были закончить до 31 декабря. Соответственно, и все работы к этому моменту должны были завершиться. Так вот, чтобы успеть, рабочие вместе с дизайнером устанавливали кухню ночью с 29 на 30 декабря. Закончили в 5 утра. Мы потом должны были поймать момент, когда в квартире уже все сделано, все чисто, но мебели еще нет. В итоге 30-го с утра пораньше в одной квартире собралась невообразимая толпа: телевизионщики из трех компаний, сотрудники клининговой фирмы, рабочие, которые „по горячим следам“ (то есть, когда мы все отсняли) расставляли мебель... Совсем уж в Новый год работать-то никому не хотелось».
А вот Алексей Егоров, директор компании «Мастер А» (она и вела все строительно-отделочные работы в квартире), ситуацию оценивает не столь эмоционально: «Сроки были сжатые? Ну, так это только заставляло собраться. Могли бы и побыстрее закончить, если бы по ходу дела не возникали разные... гм... обстоятельства. Хотя теперь, по прошествии времени, к телевизионщикам, если какие-то претензии и были, то исчезли. Тем более что организовано все было нормально: о своем приезде телевидение заранее предупреждало, и приезжали съемочные бригады сразу со всех каналов одновременно. И, в общем, слава богу, что не по очереди...».
Справедливости ради, не только строителям от телевизионщиков досталось, но и наоборот. Уже хотя бы потому, что раздрай, который традиционно царит во время ремонта (который к тому же делается «на скорость»), мало согласуется с красивой телевизионной картинкой.
Когда в начале видишь абсолютно раздолбанную квартиру, а в конце красивую картинку, это впечатляет
«Мало того, что и мы сами, и наша техника со съемок возвращались всякий раз по уши грязными, — рассказывает Марина Шиликова, — так ведь еще и никакой возможности не было более-менее „презентабельную“ картинку отснять! У нас по итогам проекта осталось много „закадрового“ материала, где я все время что-то мою и чищу. То бегаю со щеткой полы драю, то стены и кафель намываю... Очень уж мне хотелось, чтобы картинка все-таки была красивой. А дизайнер Лена на меня все время ворчала: мол, это же стройка, здесь не может быть идеально чисто!».
Там же запечатлен настоящий «профессиональный экстрим». Декабрь. Окна в квартиру открыты настежь. На карнизе (!) стоит оператор канала «Енисей-Регион» и снимает дрожащую от холода, одетую в легкое платьице ведущую Веру Черных. Ну, просто очень нужно было снять квартиру именно с этого ракурса...
Стоп! Снято!
Безусловно, подводить итоги телепроекта еще рано — в полной мере судить о его эффективности можно будет, когда весь отснятый материал выйдет в эфир. И все же первые результаты уже есть. И ощутили их в первую очередь компании—партнеры проекта, предоставившие для ремонта, отделки и интерьера квартиры все необходимое бесплатно — взамен на внимание СМИ. Поиск партнеров и переговоры с ними заняли у организаторов немало времени.
«У нас пока немногие готовы на авантюры, — говорит Евгения Колобухова. — PR-эффект от контакта с аудиторией в течение шести месяцев, даже включая рекламу в самом шоуруме, двухмесячный телепроект и все публикации в СМИ трудно измерить заранее, в отличие от однократно полученных в кассу денег за товар. Некоторые компании сомневались даже в середине проекта. Но те, кто не побоялся, составили отличную команду, благодаря которой все получилось».
В итоге 10 компаний, принявших участие в проекте, уже убедились, что не прогадали.
«Идея поучаствовать у нас не вызвала особых сомнений, — говорит Наталья Быконя (дизайн-студия «Кухни и ванные комнаты на Мира»). — Во-первых, мы давно работаем с Еленой Лебедевой, а во-вторых, потенциальные клиенты «Монолитхолдинга» — это наша целевая аудитория. Поэтому мы решили, что даже если и не получим немедленных дивидендов от участия в шоу, отклик рано или поздно все-таки будет. Мы полностью взяли на себя отделку и оборудование санузла — кафель, ванна, унитаз и т. д., в денежном выражении это порядка 300 тыс. руб. И после выхода первой же серии у нас появился новый клиент — тоже, к слову, житель комплекса «Лазурный».
А вообще участвовать в съемках мне понравилось. Когда в начале видишь абсолютно раздолбанную квартиру, а в конце красивую картинку, это впечатляет. Думаю, что если бы речь шла о преображении лично моей квартиры, я бы испытывала такие же бурные эмоции, как участники передач «Школа ремонта» и «Квартирный вопрос».
У дизайнера Лебедевой недостатка клиентов не было и прежде — она в своей области человек известный. Однако после старта «Правил уюта» к ней стали обращаться с заказами с весьма конкретной формулировкой: сделать «как в «Лазурном».
Несколько потенциальных покупателей «показательной» квартиры в «Лазурном» уже есть
Ну, а телевизионщики оценивают сделанное по собственным профессиональным критериям. И хотя все признают, что прежде ничего подобного на местном телевидении не было — ни по замыслу, ни по масштабам, — все-таки немного здоровой критики (и самокритики) в любом случае не помешает.
«Я считаю, что отсутствие у квартиры реального хозяина — безусловный минус. Это лишило проект эмоциональности, сделало его таким... открыточным, что ли, — считает Юлия Жарова (телекомпания „СТС-Прима“). — И еще мне очень жаль, что, хотя работа над проектом была долгой и кропотливой, результат оказался, скажем так, лаконичным: сюжеты были довольно короткими, нам, конечно, хотелось бы „развернуться“ посильнее».
Что же, надеемся, возможность «развернуться» у телевизионщиков еще будет — как говорится, лиха беда начало. А что касается хозяина «телеквартиры» в «Лазурном» — так ведь обязательно появится и он!
Кстати, как нам рассказали в «Монолитхолдинге», несколько потенциальных покупателей «показательной» квартиры в «Лазурном» уже есть. Так что, не исключено, следующий совместный проект окажется уже телеаукционом по продаже квартиры. А эмоциям ее новоявленного хозяина можно посвятить отдельную серию «Правил уюта».
на правах рекламы
УК «Монолитхолдинг»
Жилой комплекс «Лазурный»
г. Красноярск, ул. Авиаторов, д. 39
Тел.: (391) 277-66-44