Сегодня претендент в руководители администрации губернатора Красноярского края Сергей Пономаренко проходил дебютное официальное согласование в Заксобрании.
У депутатов к кандидату вопросов почти не было, но зато сам Пономаренко с легкостью поделился с парламентом тем, какой букет политических проблем он примет вместе с креслом первого зама главы региона.
Напомним, что Пономаренко исполняет обязанности главы администрации губернатора с апреля этого года. Занимавший этот пост более 10 лет Василий Кузубов в самый разгар криминальных скандалов вокруг правительства подал в отставку.
Сергея Пономаренко согласовывают на должность руководителя администрации губернатора края
В июле стало известно, что именно Пономаренко губернатор рассматривает в качестве преемника ушедшему Кузубову и внесет его кандидатуру на согласование в Заксобрание края (см. подр. «Губернатор Лев Кузнецов нашел преемника Василию Кузубову»).
Сегодня вопрос о назначении Пономаренко рассматривал профильный комитет ЗС по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества. Вице-спикер парламента, председатель комитета Алексей Клешко пришел на заседание в явно хорошем настроении и не стал делать долгих вступлений, отметив, что Пономаренко «не первый первый заместитель», которого согласовывает парламент.
«Вопросы к Сергею Александровичу, пожалуйста», — с ожиданием посмотрел на коллег Клешко. В ответ тишина. А Клешко вдруг решил похихикать с сидящей рядом председателем комитета по образованию Людмилой Магомедовой.
«Я заметил, что ваш заместитель всегда занимает места рядом с чиновниками. Всегда!», — сказал ей Клешко, кивая на Татьяну Волоткевич. Она как раз устроилась в кресле около Сергея Пономаренко.
«Алексей Михайлович, Татьяна Николаевна уже сидела тут, а я рядом подсел», — поддержал Пономаренко.
«Я уже наблюдал, как она отгоняла народ от кресла министра Башева, — продолжил шутить вице-спикер. — Пришла Карлова, которая уже как два часа не была заместителем губернатора, и ее Татьяна Николаевна тоже отгоняла с этого кресла. Дескать, ушла с поста заместителя губернатора и до свидания. Сама виновата. Так, шутки закончились. Вопросы?»
Справедливоросс Николай Трикман первым поднял руку, но задавать вопросов не стал. Он сказал, что кандидатуру фракция уже обсудила и решила ее поддержать.
А вот однопартийца Трикмана — Олега Пащенко — беспокоил Манский район.
Пономаренко признал, что проблемы в территории есть, и все они являются результатом «некоего внутреннего напряжения» и вахтовой работы местной верхушки власти, которая
«руководит там в течение четырех дней, а остальное время находится в Красноярске».
Тема местных проблем продолжилась разбором ситуации в Эвенкии, которую Пономаренко также назвал «одной из наиболее напряженных» территорий края. По его мнению, многие проблемы района уходят корнями в те времена, когда Эвенкия не входила в состав края.
Тем не менее, нынешние управленцы территории также не справляются с обязанностями, пояснил Пономаренко.
Так, глава администрации района Виктор Яроцкий «не продемонстрировал необходимых навыков управления» и был отстранен от должности, добавил замгубернатора и подчеркнул, что считает его появление у руля местной власти «кадровой ошибкой». При этом он не исключил, что в ближайшее время свой пост покинет и глава района Петр Суворов.
«Я общался с депутатами района, и на лицо некая разобщенность даже внутри партии «Единая Россия». Она занимает большинство в парламенте, и там наиболее существенные противоречия», — сказал Пономаренко.
Вмешиваться в деятельность муниципалитетов Пономаренко считает допустимым только в самых критических случаях
От Эвенкии перешли к коренным народам. Здесь Пономаренко высказал мнение, что нужно перестать делать основной акцент на развитие предпринимательской деятельности среди оленеводов и рыболовов севера. «Мы тут и так не достаточно успешно поддерживаем крупные предприятия, а мне кажется, что нужно направить поддержку на сохранение культуры и языка», — объяснил он.
Обсуждение вопроса дошло и до, собственно, тех, кто курирует поддержку коренных народов — это специально созданное агентство. Пономаренко согласился, что вывеска агентства не соответствует его полномочиям.
Такая же несуразица и с министерством экономики и регионального развития, работу которого Клешко охарактеризовал как «бухгалтерско-статистическую».
«Мне кажется, что, учитывая географию края, региональное развитие нужно выделить отдельно, а вот инвестиции и инновации — в экономику, и пусть занимаются, — помахал рукой Клешко. — Но это так — ремарка. Вернемся к вопросам».
Следующим задать вопрос вызвался депутат Артем Черных, которого сильно интересовал вопрос о том, в каких случаях Пономаренко считает целесообразным вмешиваться в дела муниципальных властей. Замгубернатора ответил, что «рычагов влияния не так уж много».
«Фактически это может быть добровольный уход из органов местного самоуправления, — привел в пример Эвенкию Пономаренко. — Или в отдельных критических случаях, когда судом доказана недееспособность глав муниципальных образований, мы можем инициировать процедуру досрочного сложения полномочий. Такие прецеденты были».
Раздувать штаты или менять подходы в работе полпредов для контроля над муниципалитетами Пономаренко тоже не видит смысла и полагает, что их глубокое вмешательство в местные вопросы только приведет к усилению «патерналистских настроений» в территориях.
«Считаю, что мы не должны работать, как царская охранка, приставлять человека к главе и контролировать его деятельность, — отметил Пономаренко. — Местное самоуправление и подразумевает, что оно должно самостоятельно решать вопросы местного значения.
Население само выбирает себе власть. А то порой вместо того, чтобы искать источники развития территории, легче всего взять портфель, приехать сюда и депутату вываливать эти проблемы. Но мы должны и со своей стороны создать условия, потому что средств для реализации своих полномочий, особенно у районных и сельских территорий, недостаточен».
«Будет ли комитет выражать свою позицию, поддерживать кандидатуру, или сессия сама примет решение?», — поинтересовался у коллег Клешко.
«Проинформируем, что согласовали», — предложил Трикман.
«То есть мы поддерживаем. Нет возражений?», — спросил вице-спикер.
Алексей Клешко напомнил партийным депутатам о том, кто на самом деле платит им зарплату
«Алексей Михайлович, мы на фракции этот вопрос не обсуждали, — скромно отозвался Черных, уже ранее обжегшийся на выражении мнения, кардинально отличавшегося от партийного. — Поэтому я не могу…».
«А причем здесь фракция? — перебил его Клешко. — Тогда, при одном воздержавшемся, большинство поддерживает?».
Выдержав паузу, председатель комитета объявил, что обсуждение завершено. А после все равно провел для ЛДПР небольшой урок политпросвещения.
«Я хочу заметить, что закон о Заксобрании роли фракции в голосовании комитета не предусматривает, — объяснил Клешко. — Прошу фракцию ЛДПР по поводу себя это понять, потому что вы можете консолидировано или не консолидировано голосовать на сессии. Но воздерживаться на комитете в зависимости от того, фракция осудила или не осудила — это вообще за рамками существующего правового поля. Хочу на это обратить внимание, потому что заработную плату вы получаете в Заксобрании, а не во фракции».
«Спасибо, Алексей Михайлович», — отозвался Черных.