В Госдуму РФ внесен законопроект об отмене выборов мэров крупных городов России. Инициатива исходит от группы из 11 депутатов, в числе которых — бывший глава Красноярска Петр Пимашков. ДЕЛА.ru расспросили красноярских политологов об их отношении к этой инициативе. Респонденты усомнились, что все крупные города страны разумно зачесывать под одну гребенку, предложили дождаться реакции президента на законопроект и скептически оценили жизнеспособность предложенной схемы назначения мэров.
Депутаты, включая бывшего главу Красноярска, предлагают сажать в мэрское кресло назначенца, до которого граджане «смогут дотянуться рукой»
Напомним, авторы внесенного в Думу документа ссылаются на декабрьское послание президента Владимира Путина, в котором тот «обозначил задачу» развития «сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах». При этом муниципальная власть должна быть устроена так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до нее рукой».
Авторы считают, что на крупные городские округа нужно распространить двухуровневую модель организации власти. Для этого предлагается ввести два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район (см. подр. «Петр Пимашков лоббирует отмену выборов мэров»).
Представительный орган городского округа с внутригородским делением предлагается формировать из состава таких же органов внутригородских районов, а главу мегаполиса избирать из состава депутатов. Глава администрации при этом будет назначаться на должность по контракту.
По мнению политолога Сергея Комарицына, инициатива, высказанная депутатами Госдумы, принадлежит не им и к реформе местного самоуправления, о которой Путин говорил в декабре, имеет мало отношения.
«Это политический проект. Последние выборы показали определенную опасность (для действующей власти. — Ред.), которая исходит от крупных мегаполисов. Практически везде в регионах власть контролирует выборы губернаторов — в октябре выбирали глав 10 регионов, и везде было понятно, кто на них победит.
По мнению политологов, Красноярск создает для федеральной власти проблемы —
взять хотя бы результаты выборов в горсовет
В крупных региональных центрах все по-другому. Хотя в половине из них нет прямых выборов глав самоуправления, проблемы у власти, тем не менее, существуют. Это показали выборы главы города в Екатеринбурге и красноярские выборы в горсовет», — сказал Комарицын.
Для устранения этой опасности федеральным властям и пришлось доставать из закромов старую идею о прямом назначении мэров крупных городов.
«Между тем отмена прямых выборов глав местного самоуправления противоречит и последним заявлениям первых лиц, и общему тренду. С одной стороны, мы возвращаемся к выборам губернаторов и говорим, что людям надо дать больше политических прав,
с другой — выносим проект, который отбирает последние остатки демократических завоеваний», — отметил Комарицын.
Наконец, он выразил сомнение в работоспособности предложенной схемы назначения мэров.
«Даже сами сторонники «Единой России», руководители муниципалитетов и специалисты в этом вопросе говорят, что эта схема неработающая. Конечно, при наличии политической воли можно любое предложение принять, даже включить в состав России штат Невада, но как это будет функционировать, никто пока не понимает», — заключил Комарицын.
Политолог Юрий Москвич полагает, что «внешне этот проект кажется близким к идеальному».
«Однако практика показывает, что
в России идеальные, написанные на бумаге планы имеют свойство так сталкиваться с реальностью, что непонятно, что от них остается», — отметил Москвич.
По его мнению, проект необходимо обсуждать с экспертами и общественностью.
«Я критически воспринимаю такие идеализированные схемы, которые принимаются без участия всех действующих лиц. Почему в этом проекте не участвуют предпринимательские сообщества, которые должны наполнять бюджет, общественные организации, политические партии? С моей точки зрения, в современной России, особенно на таких демократических территориях, как Красноярский край, нельзя навязывать любую, может, даже разумную идею сверху. Необходимы тщательное обсуждение этих вопросов и четкое понимание, ради чего все это делается», — сказал Москвич.
В связи с этим он призвал депутатов от Красноярского края в Госдуме встретиться со своими избирателями в Красноярске и обсудить вопрос, а после, опираясь на мнение жителей города, отстаивать их позицию в Госдуме.
«Самый главный результат развития России в последние 20 лет состоит в том, что все крупные города не похожи друг на друга. У всех своя специфика. Необходимо создать модель управления большими городами, адекватную ментальности и накопленному опыту в каждом из них», — считает Москвич.
Политолог Андрей Копытов отметил, что
опасения за судьбу поста мэра именно в Красноярске немного преждевременны.
«Начнем с того, что это всего лишь проект, который прошел первое чтение. Надо очень аккуратно вчитываться в текст этого законопроекта. В нем нигде нет дифференциации по городам: таким образом, мы пока не знаем, какие из них попадают под определение «крупных», а следовательно, в каких городах предлагается отменить выборы мэра, а в каких нет. То есть если мы сейчас опасаемся за Красноярск, то эти опасения преждевременны, пока мы не получим окончательной редакции после второго чтения», — сказал Копытов.
Крупные города пытаются играть по своим правилам
Кроме того, он призвал дождаться реакции на проект президента.
«Ведь именно он был инициатором того, чтобы приблизить власть к людям на расстояние вытянутой руки. Президент в декабре выступал за то, что население должно мэров выбирать. Но не уточнил, каких именно городов, и теперь его слова пытаются определенным образом истолковать», — сказал Копытов.
Вслед за Москвичом он усомнился в том, что все крупные города необходимо подгонять под одни и те же правила.
«Есть города в России, где такому закону обрадуются и скажут: «Давайте, назначьте нам хоть кого-нибудь!». А есть города, которые считают, что выбирать главу — это их право. Поэтому мы здесь получим дискриминацию. В первой редакции этого документа законодатели говорили, что определять конкретную модель избрания главы города должны региональные парламенты. Может быть, эта поправка появится во втором чтении», — сказал Копытов.
Александр ДЕГТЯРЕВ
ДЕЛА.ru