Создание полноценного красноярского аэропортного комплекса откладывается. Несмотря на обещания, правительство Красноярского края до сих пор не определилось с кандидатурой нового базового авиаперевозчика, без которого, по мнению чиновников, развитие аэропорта Емельяново невозможно. Конкретных сроков принятия решения никто не называет, но власти обещают, что весной базовый перевозчик начнет осуществлять полеты.
Когда полетим?
Летом этого года региональные власти зарегистрировали государственное предприятие ООО «Аэропорт «Емельяново», которое должно было заменить предыдущее ОАО «Аэропорт «Красноярск» (см. «Аэропорт: видимость отличная»).
Предполагалось, что на баланс новой компании будут переведены активы аэропорта. Отчасти так и произошло, аэропорт продолжал оказывать весь спектр услуг для авиакомпаний, пассажиров, обрабатывал грузы, а власти озаботились вопросом развития комплекса и выводом его на уровень самоокупаемости и прибыльности. В первую очередь встал вопрос о том, какая компания займет место краевого базового авиаперевозчика.
Денис Пашков обещал, что базовый перевозчик начнет
летать уже весной
В конце октября министр промышленности и энергетики края Денис Пашков заявлял, что правительством края рассматриваются два варианта. «Первый — федеральная авиакомпания, второй — это создание в рамках краевого авиапредприятия «КрасАвиа», вне зависимости от результатов переговоров по первому варианту, филиала, который будет заниматься межрегиональными перевозками», — говорил г-н Пашков.
Эти два варианта одобрил глава региона Александр Хлопонин, окончательно вопрос должен был решиться в начале ноября. Прошел месяц, решение о базовом перевозчике до сих пор не принято.
«Пока никаких конкретных решений по этому вопросу не принято, — сообщил РЕКЛАМЕ МАМЕ пресс-секретарь министра промышленности и энергетики края Павел Преловский. — Вопрос о базовом перевозчике пока находится на той же стадии. Правительство выбирает один из двух вариантов: базовый авиаперевозчик будет создан либо на базе госпредприятия «КрасАвиа», либо на базе филиала федеральной авиакомпании».
Несмотря на это, срок начала работы авиаперевозчика пока остается прежним — начало весны 2010 года. До 2007 года базовым авиаперевозчиком красноярского аэропорта была разорившаяся компания «Красэйр». После прекращения деятельности компании власти предполагали, что ее место займет «Атлант-Союз».
В октябре этот авиаперевозчик прекратил все полеты из Красноярска из-за их низкой рентабельности и заморозил деятельность красноярского филиала. Однако региональные власти все еще рассматривают филиал московской авиакомпании как платформу для создания регионального базового авиаперевозчика.
«Атлант-Союз» власти рассматривали как потенциального базового авиаперевозчика,
но компания заморозила филиал и улетела «домой»
«В настоящий момент авиакомпания «Атлант-Союз» обсуждает вопрос о совместной деятельности на базе филиала с администрацией Красноярского края. Как альтернативу наши власти рассматривают возможность приобретения воздушных судов, которые будут переданы в аренду «Атлант-Союзу» для выполнения полетов», — приводит ТВК информацию пресс-релиза авиакомпании.
И все-таки он нам нужен
Закономерны вопросы, зачем красноярскому аэропорту свой перевозчик, когда с объемом как грузовых, так и пассажирских перевозок, неплохо справляются федеральные авиакомпании? И если создать собственную региональную авиакомпанию так необходимо, то почему решение об этом вопросе затягивается? Пойдем по порядку.
Об острой необходимости создания авиакомпании заявлял глава региона. Так, еще в октябре Александр Хлопонин включил создание базового перевозчика в число основных направлений развития краевой авиационной отрасли на будущий год, вместе с консолидацией аэропортов вокруг Емельяново и обновлением оборудования аэропорта. Придерживаясь этих приоритетов, аэропорт, по словам губернатора края, станет не только рентабельным, но и прибыльным предприятием.
«Базовый авиаперевозчик нужен для бесперебойной работы аэропорта и жизненно необходим для развития аэропортного комплекса», — подчеркивает Павел Преловский.
По словам властей, базовый авиаперевозчик краю необходим
Более детально необходимость наличия собственного перевозчика РЕКЛАМЕ-МАМЕ обосновал достоверный источник из администрации ООО «Аэропорт «Емельяново».
«Базовый региональный авиаперевозчик позволит создать более гибкое расписание полетов, краевую тарифную сетку, ориентированную на потребности красноярцев и жителей края. Фактически аэропорт перестанет зависеть от московских перевозчиков и каких-то проблем, которые с ними могут произойти, — рассказывает эксперт.
— Если будет создан базовый перевозчик, то генеральный договор на обслуживание пассажиров и грузов будет заключен с ним. Будут осуществляться полеты не только по СФО и внутри региона (Ванкор), но и межрегиональные авиаперевозки, что увеличит пассажиропоток, объем грузоперевозок, обслуживания, а значит вырастет и доходная часть аэропорта».
По словам информатора, поскольку сейчас аэропорт вынужден договариваться с московскими компаниями о перевозке грузов на Север (Таймыр), то существует вероятность, что компания может изменить условия перевозки или сорвет поставку. С краевой авиакомпанией шанс возникновения таких ситуаций снизится до нуля.
ООО «Аэропорт Емельяново» не имеет сертификатов для обслуживания пассажиров и грузов
Как удалось выяснить, препятствуют появлению нового базового перевозчика «старые» проблемы. Дело в том, что задумка региональных властей быстро и сразу заменить ОАО «Аэропорт «Красноярск» новым ООО «Аэропорт «Емельяново» не совсем удалась. На сегодняшний день аэропорт не имеет сертификатов на обслуживание пассажиров и багажа, почты и груза. А единственная компания, которая имеет сертификаты на оказание таких услуг в аэропорте, это ООО «Эра Групп», 55% акций которой принадлежит Александру Абрамовичу. Эта и мешает региональным властям реализовать свой план.
Еще в октябре глава региона дал указание исполнительной власти решить этот вопрос, потребовав, чтобы с 1 января ООО «Аэропорт Емельяново» оказывал все виды услуг.
Призрак влияния братьев Абрамовичей до сих пор бродит в красноярском аэропорту
«Какие нужны решения, кто против? «Эра» с Абрамовичем, значит выгоняйте. Людей только сохраните, чтобы люди работали. Принимайте ответственное стратегическое решение. Не хочу больше слушать эту демагогию. Декларируйте это, объясняйте людям, что объем работ сохранится, только его будет выполнять «Аэропорт Емельяново». Хватит посредников. Каким образом будете решать вопрос c «Эрой», выкупать или еще каким-то образом — это не важно, главное, чтобы люди продолжали работать», — цитирует Newslab слова г-на Хлопонина, сказанные на совещании 23 октября.
Исполнительной власти после такой тирады оставалось, встав по стойке «смирно», обещать, что все указания будут исполнены.
«Задача поставлена, мы в 2010 год должны войти с полностью сформированной структурой, с консолидацией всех видов доходов внутри единого оператора под названием «Аэропорт Емельяново», — резюмировал Денис Пашков.
По сей день властями рассматриваются различные варианты решения вопроса с компанией «Эра Групп». «На данный момент необходимых сертификатов у «Аэропорта «Емельяново» нет. Сейчас ведутся переговоры по покупке «Эры Групп». За счет каких средств будет осуществляться покупка, ответить не могу», — отметил Павел Преловский.
«В решении о создании базового перевозчика завязано очень многое. Думаю, все проблемы решаться (не без помощи правительства края) в ближайшем будущем. Компания «Эра Групп» прекратит свое существование, и в красноярском аэропорту будет единый оператор», — высказал свое мнение эксперт из красноярского аэропорта.
***
До воплощения амбициозного проекта красноярского хаба еще очень далеко
В принципе, то, что комплекс услуг для пассажиров и грузоперевозчиков будут предоставлять подразделения аэропорта без всяких посредников, это хорошо. Если для этого необходимо подчистить в аэропорту осколки утерянного влияния «Красэйр»… ну что ж, как говорится, «селяви».
Главное, чтобы эти действия принесли плоды, и в марте будущего года полетели первые самолеты местной авиакомпании, а аэропорт, наконец, стал не только окупаться, но и работать в плюс. А там, глядишь, и до создания красноярского хаба доживем.
P. S. Когда материал уже был готов к публикации, стало известно о новых решениях, которые приняли краевые власти. Красноярский край потратит 180 млн рублей на выкуп акций компании Абрамовичей, сообщает Newslab. А базового авиаперевозчика планируют создать в рамках «КрасАвиа».
Юлия СПИРИНА
РЕКЛАМА-МАМА