Власти предпринимают очередную попытку решить вопрос с появлением в Красноярске городской электрички. Проект, который успели прозвать наземным метро, последние пять лет то запускают, то закрывают, то принимаются неустанно обсуждать, то частично возобновляют, но все никак не могут реализовать как следует.
Кратко напомним: внутригородская электричка появилась в городе летом 2008 г. На проект возлагали большие надежды: он мог решить вопрос транспортной доступности в часы пик, когда улицы становятся практически непроезжими из-за большого количества автомобилей.
Власти Красноярска вновь вернулись к мечте о наземном метро
фото Роман Бобков
Но в октябре 2009 г. КрасЖД сообщила о прекращении курсирования поездов. Решение объяснили так: проект сам по себе убыточен, а «отсутствие социального заказа со стороны краевых властей» убило его окончательно — частично затраты на организацию движения электричек покрывались из бюджета.
К вопросу о возобновлении проекта пытались вернуться неоднократно.
И возвращались, правда, безрезультатно. В 2011 г. компания «Краспригород» придумала, как все-таки возродить наземное метро. Властям были представлены соответствующие предложения. Но на этом тема опять заглохла (см. подр. «Власти вновь рассмотрят проект «наземного метро» в Красноярске»).
Сегодня уже кажущиеся бесконечными думы об электричках опять вернулись в коридоры власти.
В декабре в мэрию поступил новый проект запуска внутригородской электрички, который был презентован на совещании у главы города Эдхама Акбулатова,
сообщила ДЕЛА.ru пресс-секретарь департамента транспорта Светлана Арсентьева.
«Проект, безусловно, имеет множество плюсов, он обсуждается, но пока конкретных решений не принято: сейчас нам необходимо оценить его востребованность и проанализировать, какие требуются изменения в маршрутной схеме движения автобусов и какая нужна инфраструктура, чтобы обеспечить доступность электрички для пассажиров», — рассказала она.
На данный момент в Красноярске существует 11 станций и платформ, которые используются для пригородного сообщения.
В принципе пассажир может, игнорируя автобусы, доехать с правобережной окраины — ст. Базаиха, ул. Глинки — в центр на железнодорожный вокзал за 32 минуты, а далее проследовать в другой конец города, до ст. Мясокомбинат по ул. Калинина.
Однако в КрасЖД рассчитывают хотя бы на полукольцевое движение электрички:
в этом случае поездом можно будет доехать до мкрн Северный. Эта перспектива возможна только если «Краспригороду» присвоят статус городского перевозчика: тогда он будет работать на правах, грубо говоря, обычного маршрутчика — того самого, который ежегодно через СМИ вступает в перепалку с властями о величине тарифа.
Только в отличие от автобуса вместимость у поезда больше, а расписание исполняется строже и не зависит от погодных катаклизмов, которые нередки в городе, да и в аварии ж.-д. транспорт попадает значительно реже, чем автомобильный.
В новом варианте проекта полномасштабный запуск наземного метро разбит на три этапа.
На первом этапе строительство новых станций планируется начать
в мкрн Северный и Свердловском районе
Первые два потребуют создания транспортно-пересадочных узлов с перехватывающими парковками на существующих станциях и создание новых остановок: «Белые росы» (ул. Свердловская), «Северное шоссе» (ул. Авиаторов), «Водопьянова» (ул. Водопьянова), «Урванцева» (ул. Урванцева), «Новалэнд» (в районе ул. Калинина, 2а), там же рядом — «Камская» и «Калинина».
С созданием трех последних станций ожидаются наибольшие проблемы из-за «сложных подходов для пассажиров».
На втором этапе новые станции появятся в районе ул. Калинина
Еще ряд сложных задач нужно решить и с доступностью пересадочных узлов,
считают в КрасЖД. Так, к нынешней станции «Шинный завод» предлагается пристроить пешеходную дорожку до рынка «Восточный», к «Студенческой» — крытый виадук на ул. Матросова, а также возвести пешеходные переходы через ул. Свердловскую.
«Основная цель предложений первого и второго этапа — организовать условия пересадки с городского и междугороднего автомобильного транспорта, что позволит привлечь пассажиров на электропоезда и разгрузить городские дороги, — считают в КрасЖД. — Необходимо также внутригородское железнодорожное движение синхронизировать с автомобильным общественным транспортом, пересмотреть и скорректировать часть автобусных маршрутов».
Третий этап предусматривает создание полноценного кольцевого движения наземного метро: тогда поезд заедет и на пр. Металлургов, и на ул. Гайдашовка.
Только это будет невозможно без появления второго пути на совмещенном мосте «777». Напомним, что вопрос со строительством второй ветки тоже обсуждался ранее (см. подр. «Красноярская железная дорога предлагает достроить мост 777»).
Чтобы закольцевать наземное метро, нужен новый путь на мосту «Три семерки»
Ожидается, что к 2015–2017 гг. переправа будет перегружена и возникнут сложности с пропуском транзитных грузовых поездов, не говоря уже об городских электричках.
«Инфраструктура загружена, и с каждым годом нагрузка все больше. Организовать движение электропоездов по кольцу с 10–15-минутным интервалом станет возможным лишь в том случае, если властями будет поддержан проект строительства второго пути на мосту «777», — говорит гендиректор «Краспригорода» Петр Овсянников. — Тем не менее мы готовы пустить здесь 2–3 пары поездов, которые будут привозить жителей мкрн Северный и Взлетка на работу к 8 и 9 утра, а вечером, после 17, 18 и 20 часов, увозить их из центра домой».
КрасЖД предложила краевому минтрансу инициировать включение строительства второго пути на мосту «777» в федеральный перечень «Комплекса мер, направленных на обеспечение экономической безопасности России путем развития транспортной инфраструктуры».
Однако вопрос по-прежнему открыт.
В случае реализации проекта жители Северного смогли бы быстро добираться
до противоположных районов города минуя все растущие автомобильные пробки
фото: Сергей Филинин (feelek)
Но если гипотетическую достройку моста исключить, то реализация первых двух этапов позволит организовать курсирование 31 пары поездов по четыре вагона с 6:00 до 21:00. При заполнении одного вагона на 75% годовой пассажиропоток составит 3,9 млн пассажиров в год, или 14,9 тыс. человек в сутки.
Всего же, по приблизительным подсчетам КрасЖД, наземное метров могло бы перевозить в день до 140 тыс. из 1 млн пассажиров,
которые ежесуточно пользуются общественным транспортом Красноярска. Теперь железнодорожники ждут, что решат городские власти.
Антон ПАВЛОВ
ДЕЛА.ru