Красноярские рекламисты готовы перейти к активным действиям по защите своего бизнеса.
На прошлой неделе Профессиональная ассоциация рекламистов Красноярска (ПАРК) и региональное отделение «Деловой России» провели круглый стол, в котором приняли участие представители городской власти, депутаты, участники рынка наружной рекламы, бизнесмены и представители общественности.
Рекламисты очень хотели обойтись без критики и найти взаимопонимание с представителями управления наружной рекламы городской администрации. Взаимопонимание нашли, а вот без критики не обошлось.
Начальник управления Сергей Титаренко приглашение рекламистов проигнорировал, прислав вместо себя некомпетентного во многих вопросах специалиста, и этим поступком вызвал бурю негодования у городских и краевых депутатов.
Красноярские рекламисты, депутаты и чиновники сошлись за «круглым столом».
Начальник управления наружной рекламы администрации города Сергей Титаренко их проигнорировал
Претензии к работе управления наружной рекламы стали самой обсуждаемой темой встречи, на втором месте оказался вопрос определения формы торгов на размещение рекламных конструкций. В итоге круглый стол получился очень увлекательным.
Необходимость проведения мероприятия, на котором красноярские рекламисты могли бы обсудить с представителями городской власти наиважнейшие вопросы дальнейшей деятельности отрасли и прийти к определенному консенсусу, назревала давно.
Необходимость «поговорить открыто» назрела уже давно
Сейчас красноярский рынок наружной рекламы находится на грани существования.
Из-за отсутствия необходимой законодательной базы, а именно четко прописанных правил установки рекламных конструкций в городе, рынок фактически не развивается и, более того, грозит из категории легального перейти в категорию незаконного.
Отстаивать свои интересы красноярские рекламисты-наружники уже пытались, о чем РЕКЛАМА-МАМА подробно писала (см. «Наружка живет без документов», «У Красноярска сносит рекламу»), только необходимых результатов затяжная борьба с чиновниками городской администрацией не принесла.
На сегодняшний день ни одного законодательного акта не принято, соответственно, ни одного нового баннера не установлено. Некогда легальные рекламные конструкции из-за невозможности продлить разрешение сейчас одна за другой переходят в категорию незаконных.
Садясь за стол переговоров, рекламисты надеялись сгладить существующие между ними и городскими властями «углы», для чего и выбрали «круглый» формат встречи и даже тему стола заявили как можно безобиднее: «Наружная реклама в городской среде Красноярска: проблемы и перспективы». Поэтому и начали беседу рекламисты тихо и мирно.
Лев Закаурцев: наружка приносит бюджету
Красноярска 60 млн. руб.
Круглый стол открыл Лев Закаурцев — председатель Профессиональной ассоциации рекламистов Красноярска, сопредседатель ККРО ООО «Деловая Россия» и директор рекламного агентства «Ориентир-М». В докладе о текущем состоянии дел в рекламном бизнесе он описал настоящее состояние дел в рекламном бизнесе.
По словам г-на Закаурцева, легальный рынок наружной рекламы Красноярска исчисляется 2000 рекламных конструкций, на рынке трудятся около 1000 сотрудников, налоговые отчисления в бюджет города от деятельности законопослушных рекламных агентств составляют порядка 60 млн. рублей.
В то же время в городе отсутствует порядок продления разрешений на эксплуатацию легально оформленных конструкций, из-за чего их эксплуатация становится нелегальной. По этой причине под демонтаж попадает около 400 уже установленных рекламных конструкций. Примерная сумма налоговых поступлений в городской бюджет от них составляет 10 млн. рублей.
В финале доклада Лев Закаурцев от имени красноярского рекламного сообщества озвучил сформулированные рекламистами предложения по выходу из сложившейся ситуации.
«Необходимо провести четкое деление рекламных конструкций на законные и незаконные. Установить на переходный период до принятия городским Советом или администрацией города порядка проведения аукционов мораторий на демонтаж щитов, которые были установлены, согласно выданным разрешениям, — подчеркнул Лев Закаурцев.
— Предлагаем сформировать общественный экспертный совет, включающий архитекторов, художников, членов ПАРК как представителей рекламного сообщества, которому поручить подготовку порядка размещения рекламных конструкций в городе, проект порядка проведения аукционов и т. д.».
Участники круглого стола встретили озвученные предложения одобрительными кивками. А заместитель председателя Законодательного собрания края Алексей Клешко поинтересовался, когда будет читать ответный доклад начальник управления наружной рекламы городской администрации Сергей Титаренко.
Тут выяснился неприятный факт: Сергей Титаренко по причине рабочего совещания присутствовать на круглом столе не будет, а замещать его приехала молодая и. о. начальника финансово-договорного отдела Управления наружной рекламы Юлия Логачева.
Алексей Клешко предложил г-ну Титаренко управлять наружной рекламой не от имени «News», а от имени городского сообщества
Отсутствие Сергея Титаренко Алексея Клешко очень возмутило, и он попросил чиновницу передать своему начальнику, чтобы он соотносил свои действия с целями и задачами, которые ставит перед ним мэр города, косвенно указав при этом, что Титаренко злоупотребляет должностными полномочиями.
«Вы передайте господину Титаренко: чтобы быть близким к народу, нужно приехать на круглый стол, который проводят профессионалы той деятельности, которой он призван управлять. И, подчеркну, управлять не от собственного имени и не от имени конторы под названием «News» с американскими собственниками, а от имени городского сообщества».
Закончить мысль Алексею Клешко рекламисты не дали, напомнив о формате стола и необходимости не высказывать критику, а искать пути решения проблем. Однако остановить городских и краевых депутатов оказалось не так просто, каждый последующий доклад содержал обвинения в адрес чиновников управления наружной рекламы.
Так, Алексей Клешко указал на то, что от деятельности профильного управления терпит убытки не только отрасль, но и городской и краевой бюджеты:
По мнению А. Клешко, управление «проедает» больше, чем приносит доходов в бюджет
«Красноярск сегодня — крупнейший заемщик у краевого бюджета. Он уже занял 200 млн. рублей у краевого бюджета и сейчас просит еще 200 млн. кредита.
И при этом 1,5 года администрация города не может принять нормативный акт, который определит порядок размещения средств наружной рекламы в городе. За 1,5 года не было выдано ни одного разрешения, более 1,5 тысячи рекламных конструкций установлено незаконно, предприниматели не могут продолжать свой бизнес, потому что старые правила отменены, а новых еще нет. Вы, 8 сотрудников управления наружной рекламы, доход в город не приносите, на вашу зарплату тратится больше, чем от вашей деятельности в бюджет поступает».
В докладе заместитель председателя Законодательного собрания края поддержал предложения, озвученные Львом Закаурцевым, отметив, что доверять решение проблем комитету по наружной рекламе нельзя, а необходимо создать общественный совет при администрации города, куда войдут представители культуры, архитекторы, сообщества рекламистов и депутатов.
Серегй Жабинский обвинил
г-на Титаренко в саботаже
с целью монополизации отрасли «одной из московких компаний»
Наиболее резко в адрес городских чиновников выразился депутат городского Совета Сергей Жабинский.
Он обвинил Сергея Титаренко в саботировании рынка наружной рекламы с целью дальнейшей монополизации отрасли московской компанией, от которой на занимаемую должность и был выдвинут чиновник.
«Предлагаю вообще запретить наружную рекламу. Такое неожиданное начало я придумал, потому что сам являюсь владельцем медийного бизнеса, и отсутствие конкурентов мне выгодно.
Что бы я делал, чтобы лоббировать рынок, для того, чтобы моя компания стала монополистом в этой отрасли? Да шаг в шаг все, что делает г-н Титаренко: не принимал бы правила, издал бы положение о демонтаже, демонтировал рекламные конструкции конкурентов, создал бы методику расчета арендной платы (а он пытался это сделать), по которой цена аренды была бы ниже, чем раньше. Шикарно получается: снеси конкурентные щиты, установи свои и еще меньше арендной платы плати», — отметил г-н Жабинский.
Выступление депутата городского Совета подытожил Алексей Клешко, посоветовав чиновникам управления наружной рекламы над рекламистами не издеваться: «Если город хочет покончить с рекламным бизнесом, то вы, пожалуйста, предупредите их заранее, зачем иезуитствовать! Старые правила уже отменили, а новые еще не приняли, разве так делается?»
Александр Быков постоянно призывал «соблюдать приличия»
Хоть модератор круглого стола Александр Быков несколько раз прерывал участников мероприятия, защищая от словесных нападок представительницу городской администрации, полностью исключить наличие критики в выступлениях не удалось, зато критика приняла конструктивный характер.
«Разрешения на установку рекламных носителей можно получить только на те объекты наружной рекламы, которые не связаны с муниципальной собственностью, как правило, с землей. Сейчас можно получить разрешение на установку щитов на зданиях жилых домов, столбах, — оправдывалась за работу профильного подразделения Юлия Логачева.
— Что касается размещения рекламных конструкций на муниципальной земле, то в сентябре планируется принятие нового положения о проведении аукционов, которое будет четко регламентировать возможность предоставления мест и выдачи разрешений».
Действительно, в сентябре городской Совет намерен рассмотреть проект «О порядке установки рекламных конструкций». Речь, в частности, идет о принятии методики расчета первой фазовой цены для проведения аукционов, которую разработало профильное подразделение администрации.
Но, при этом, депутат городского Совета Елена Пензина отметила, что, даже если депутатский корпус примет внесенные управлением наружной рекламы проекты, это вовсе не означает, что рекламисты смогут продлевать разрешения на рекламные конструкции и участвовать в торгах.
Елена Пензина предложила разрабатывать концепт программы параллельно с продлением разрешений
«На сегодняшний день не разработан концепт программы, генплан или магистральный проект размещения конструкций в городе, — пояснила слова г-жи Пензиной депутат городского Совета Наталья Фирюлина.
— То есть, отсутствует схема мест расположения рекламных конструкций, на которые можно объявить аукционы. Поэтому у нас есть опасения, что после принятия методики мы не сможем запустить аукционы. Необходимо создать временные правила, которые нам позволят организовывать аукционы».
Елена Пензина рассказала, что на сегодня Управление наружной рекламы планирует разработать концепт программы до конца 2010 года, но работа может затянуться и до 2012 года. Это для рекламщиков означает лишь одно — ни на какие рекламные места претендовать они пока не могут и, соответственно, работать, как законопослушные бизнесмены, тоже.
Елена Пензина предложила принять в сентябре методику расчета и начать продлевать разрешения, а параллельно с этим вести работу по дальнейшей разработке концепта программы.
«Мне не совсем понятно, почему Управление наружной рекламы этому сопротивляется? На мой взгляд, особых препятствий нет», — подчеркнула депутат городского Совета. В ответ на эту реплику Юлия Логачева промолчала.
Арэг Демирханов:
генплан размещения рекламы
в городе нереален
Интересно, что о невозможности создать генплан города для размещения рекламных конструкций говорил и народный архитектор России Арэг Демирханов:
«Создание генплана размещения рекламы в городе проблематично, нереально и к тому же потребует много усилий и времени.
Я рекомендую обратить внимание на магистральное проектирование плана, то есть расписывать размещение конструкций по участкам улиц».
Второй важной темой, которая вызвала массу споров и волнений, стала тема формы торгов на размещение рекламных конструкций (см. «Рекламисты против конкурсов»).
Если в сложившейся на рынке наружной рекламы ситуации и назревших проблемах участники стола хором винили Управление наружной рекламы, то в вопросе выбора формы торгов единогласия не было.
По словам г-жи Логачевой, сейчас форма торгов в виде аукционов признана и считается пока единственной. Летом текущего года Управление предложило изменить форму с аукционов на конкурсы. Этот проект был вынесен на сессию, однако депутаты его не приняли. В нынешних условиях снова встал вопрос об изменении формы торгов.
В отсутсвие начальника
Юлии Логачевой пришлось
«отдуваться за все»
Рекламисты с самого начала принципиально выступали за то, чтобы форма торгов как была, так и оставалась аукционной.
Они уверяли, что это оптимальный, удобный и выгодный для всех вариант. В то время как торги в виде конкурсов чреваты непрозрачностью, возможностью возникновения коррупции. Депутаты на этот счет имеют другое мнение.
«В нашем понимании, не должен быть только заявительный характер торгов. Надо, чтобы у города был план: где, на каких местах и какая реклама должна существовать», — отметила Елена Пензина. Использовать форму конкурса предполагается только для размещения рекламных носителей в центре города.
Дело в том, что только с помощью конкурсов власти смогут не только контролировать размещение рекламы в городе, но и выстраивать ее архитектурную целесообразность, четко определяя, какая реклама и в каком формате может находиться в историческом центре города, не портя собой городской ландшафт.
Алексей Клешко:
аукцион - это торговля только по одному показателю
Алексей Клешко подчеркнул, что отказ от размещений рекламных конструкций по заявительному принципу — не прихоть, а необходимость.
«Аукционы губят саму идею торгов. Аукционная форма не позволяет выдвинуть условия, это всегда торговля по одному показателю, а это очень плохо.
Если мы берем землю для размещения щитов в городской среде, то здесь нужно учитывать много факторов. Город должен сам определять точки размещения конструкций, соответствующих новым ГОСТам, и т. д. Чтобы все эти условия прописать и выдвинуть, требуется конкурс».
В конце беседы участники стола сошлись на том, что форма аукциона не должна быть единственной, нужно, чтобы действовали обе формы торгов. Рекламисты сильно спорить по этому поводу не стали, подчеркнув, что когда действуют обе формы торгов, появляется соблазн выбрать одну из них.
Несмотря на это, рекламисты остались довольны проведенным круглым столом. На фуршете после мероприятия Лев Закаурцев признался корреспонденту РЕКЛАМЫ-МАМЫ, что «такого» круглого стола еще не было.
«Я круглым столом очень доволен. Самое важное, что нас поддерживает как городской, так и краевой депутатский корпус, — не без радости отметил Лев Закаурцев. — Я считаю, что на этом круглом столе мы получили более чем развернутые мнения всех сторон. Жаль, что на встрече не присутствовал сам начальник управления наружной рекламы. Но, мне кажется, эта встреча будет являться созидающей площадкой, с которой начнется истинное взаимодействие в городе бизнеса и власти».
Также рекламисты отметили, что все озвученные ими на круглом столе предложения они собираются реализовывать и дальше. Официальное письмо по этой теме бизнесмены намерены направить мэру города Петру Пимашкову.
Юлия СПИРИНА
РЕКЛАМА-МАМА