В развитие рекреационной зоны на острове Татышев за последние семь лет муниципалитет вложил четверть миллиарда рублей. Это дало свои плоды. Все больше менеджеров самого разного уровня пересаживаются на велосипеды, и все больше велосипедистов выезжает каждый день на улицы Красноярска. Их средний возраст повысился с 6 до 25 лет, а ареал обитания переместился с детских площадок на городские автомагистрали.
Красноярск все больше напоминает европейские города, где даже мэры перемещаются из пункта А в пункт В на велотехнике. Еще на шаг мы приблизились к цивилизации после того, как депутат городского совета Константин Сенченко доехал до работы на велосипеде и стал героем новостийных программ.
«В первый раз, когда я увидел в Европе людей в пиджаках, галстуках и на велосипедах, мне стало весело. Каждый такой персонаж вызывал у меня улыбку. Потом я побывал в Стокгольме (где фактически наш климат) и повстречал там просто огромное количество велосипедов, специальные дорожки, парковки для них, и как-то серьезнее начал относиться ко всему этому. Но когда велосипедисты стали активно распространяться в Москве, я понял, что велодвижение скоро появится и в нашем городе», — говорит Сенченко.
В Европе поездка на велосипеде в офис — обычное дело
Разберемся в причинах успеха велосипедного транспорта. Конечно, перемещение на такой технике благотворно сказывается на здоровье. Велосипедная езда тренирует мышцы ног, что благотворно влияет на кровообращение. Прогулки на велосипеде помогают избавляться от лишних килограммов — интенсивно сжигают жиры в организме, а особенно жировые отложения на бедрах.
Велосипед, особенно в солнечную теплую погоду, дает массу положительных эмоций. Жительница Красноярска Татьяна Ковалева уже 10 лет гоняет на велосипеде и считает его естественным антидепрессантом.
«Если я возвращаюсь с работы на маршрутке, то она меня окончательно добивает и психологически, и физически. Если повезет с погодой, еду домой на велосипеде. Это совсем другое дело! Когда ты жмешь педали, то получаешь огромный запас оптимизма, повышается настроение, уходит стресс».
Велосипед намного доступнее автомобиля. Не нужно получать права, собирать какие-то документы, ставить технику на учет. Нужно просто один раз в жизни научиться на нем ездить. Кроме того, велосипед стоит намного дешевле машины.
«Базовый» новый велосипед в Красноярске можно купить за 5000—10 000 руб. Техника среднего уровня стоит от 20 до 40 тыс. За велосипед высокого класса придется выложить 60—100 тыс. руб. и больше.
При этом новый автомобиль примерно такого же класса будет стоить в 50, а то и в 100 раз дороже. Велосипед можно бросать на ночь на балконе или в коридоре. Расходы на топливо — 0 рублей 00 копеек! Запчасти в десятки раз дешевле. Конечно, велосипед не является прямой альтернативой автомобилю, но несколько месяцев в году он может быть частичной заменой машине.
ДЕЛА.ru знакомы с крупными красноярскими предпринимателями, в гараже которых компанию трем крутым автомобилям составляют три крутых велосипеда. Причем последние, как правило, не простаивают.
Также велосипед позволяет лучше планировать рабочий день, что очень важно для делового человека.
Развивает мысль Константин Сенченко: «На велосипеде ты не зависишь от пробок. Поэтому все больше жителей Москвы приезжают в центр на метро, берут в аренду велосипед и катаются на нем целый день, не простаивая в пробках. Я когда первый раз поехал до администрации, на дорогу потратил всего 15 минут. Меня удивило, насколько быстро. С пробками на этот маршрут и 40 минут уходило».
Велосипед намного доступнее и безопаснее автомобиля
Какой бы плотной ни была пробка, велосипедиста она практически никак не замедляет. Всегда есть возможность проскочить в тесном потоке или «уйти дворами». При этом вопреки стереотипу велосипедисты создают довольном мало опасных ситуаций на дорогах: большинство из них своей техникой управляют предельно аккуратно.
Комментирует Алексей Корешников, начальник отделения пропаганды и профилактики безопасности дорожного движения краевой госавтоинспекции:
«Конечно, с наступление теплых дней растет статистика ДТП с участием велосипедистов. Но она совсем незначительна на фоне статистики аварий с участием водителей скутеров и мопедов, которые являются основными виновниками дорожных происшествий в теплое время года. Скутеристы для города — настоящая беда».
В 2013 г. в Красноярске по вине велосипедистов произошло 50 ДТП. Трое велосипедистов погибли, пострадали 48 человек. Из них всего один велосипедист находился в состоянии алкогольного опьянения. В этом году по вине велосипедистов случилось всего 4 аварии, в которых никто из них не пострадал.
Поэтому чем чаще водители будут пересаживаться на велосипед, тем меньше будет происходить аварий. И тяжесть этих ДТП будет снижаться. Например, лобовое столкновение двух автомобилей на приличной скорости может привести к летальному исходу, тогда как такой же инцидент с участием двух велосипедов (например, на велодорожке) приведет к гораздо меньшим последствиям для здоровья участников.
Случайный встречный пешеход, скорее всего, в потоке обдаст вас перегаром. Автомобилист — выхлопными газами. А велосипедист пощадит ваше обоняние. Его техника имеет нулевой уровень эмиссии, поэтому чем чаще автомобилисты будут пересаживаться на велосипеды, тем чище будет воздух в Красноярске.
Комментирует Андрей Мякота, ответственный за сектор градостроительных инициатив красноярской региональной организации «Союз архитекторов России»:
«Нашему городу остро не хватает полноценного рекреационного каркаса — зеленых зон отдыха, которые были бы объединены друг с другом. Формирование каркаса и развитие велосипедного движения — связанные задачи. И то, и другое, вне всякого сомнения, внесет большой вклад в экологическую обстановку в Красноярске».
Для того, чтобы велосипедный транспорт привлекал все больше жителей, нужно создавать необходимые условия, развивать инфраструктуру, прокладывать новые велосипедные дорожки, строить новые велосипедные парковки.
Застрельщиком велосипедных инициатив в нашем городе можно назвать главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска (Красспорт). Именно это ведомство с 2008 г. начало активную работу по превращению острова Татышев в полноценную зеленую зону.
Татышев был закрыт для автомобилей 6 лет назад.
Сегодня на велодорожках острова велосипедистам уже становится тесно
Еще 10 лет назад автомобили на Татышеве были всюду и везде. «Коробка передач» снимала здесь свои тесты. Курсанты красноярских автошкол набирались опыта на тамошнем полигоне. Самые наглые автомобилисты могли помыть машину в водах Енисея прямо под Октябрьским мостом. А уж скольким романтическим парам на машинах Татышев предоставил уединение! Сейчас здесь принято уединяться на велосипедах.
Вспоминает Дмитрий Костюнин, консультант промо-отдела Красспорта:
«Шесть лет назад мы добились запрета движения автомобилей по территории острова. И вот после того, как мы создали «каменный мешок» для автомобильного транспорта, Татышев стал превращаться в полноценную зеленую зону. Территория острова была объявлена безалкогольной зоной, ну и, кроме всего прочего, здесь было построено несколько современных велодорожек».
Любопытно, что и горожане поддержали стройку рублем — при строительстве так называемой народной велодорожки жители города насобирали денег на целый километр трассы. Но все же основную финансовую, да и административную нагрузку по обустройству острова Татышев взял на себя муниципалитет.
«С 2008 по 2014 годы на обустройство физкультурно-оздоровительной зоны на острове Татышев из городского бюджета было выделено около 250 млн рублей», — сообщил Костюнин.
Кстати, в этом году впервые за шесть лет прокат стал дороже: велопрокатчики подняли стоимость часа аренды со 150 до 200 руб. Велосезон на острове Татышев по традиции открылся 1 апреля. Сейчас отдыхающих там красноярцев обслуживают уже 25 точек проката велосипедов и роликовых коньков.
«Хочу сказать большое спасибо всем людям и организациям, которые создали на острове прекрасные условия для нашего отдыха, — говорит Татьяна Ковалева. — Но нужно двигаться дальше. В выходные и праздничные дни тут собирается так много велосипедистов, что яблоку негде упасть. Поэтому городу нужны новые площадки. Острова Татышев нам уже не хватает».
Именно положительный опыт превращения Татышева в удобную рекреационную спортивно-физкультурную зону дает надежду на то, что в будущем велосипедная инфраструктура Красноярска будет разумно и поэтапно развиваться.
«Заботиться о развитии велосипедной инфраструктуру нужно прямо сегодня, потому что завтра может быть поздно, — комментирует Андрей Мякота. – Например, для того, чтобы сейчас добавить велодорожки на строящийся четвертый мост, потребуются сотни миллионов рублей. Но вот почему-то никто не вспомнил про эти дорожки на этапе проектирования моста».
Благо, развитие велосипедного транспорта в Красноярске получает поддержку и депутатов, и общественности, и архитектурного сообщества.
Андрей Мякота отмечает:
«Наш общественный совет призван повышать качество жизни в Красноярске. Чтобы в нашем городе развивался велосипедный транспорт, нужно объединить усилия четырех сторон — власти, бизнеса, общественности и профессионалов. Именно тогда начнутся заметные преобразования. Недавно наш совет провел встречу с представителями власти, где мы обсуждали будущие объекты велосипедной инфраструктуры».
Некоторые из новых объектов начнут работу в самое ближайшее время. Помимо развития сети велодорожек в главной физкультурной зоне нашего города, на острове Татышев,
определен пилотный маршрут велосипедного движения в рекреационной зоне центральной части города
по маршруту Регистрационная палата по улице Дубровинского — Вантовый мост через Енисей — набережная Качи до Центрального рынка.
«После завершения работ на объекте «Синема парк» данный маршрут будет функционировать полноценно, — говорит Дмитрий Костюнин. — Кроме того, в ближайших планах — обустройство нескольких рекреационных зон (Березовая роща, «ДК Кировский», парк «Гвардейский»), в которых также предполагается появление велодорожек».
Пешеходный мост из Зеленой рощи на Татышев сейчас находится в разрушенном состоянии. Но эксперты считают, что на его месте можно построить новый мост с велосипедными дорожками. И тогда активные жители Советского района смогут добираться в центр города минуя основной трафик, только по велосипедным дорожкам, только в пределах зеленой зоны.
Цена велодорожки будет зависеть от места, в котором ее планируется построить.
Здесь важно учитывать, какое будет основание и какого качества асфальт предполагается на это основание уложить. Если взять остров Татышев, то в прошлом году средняя стоимость велодорожки протяженностью 1 км и шириной 6 м составляла 9 млн руб. Там, где ширина была 10 м, — соответственно 15 млн рублей. Средняя стоимость квадратного метра велодорожки, таким образом, составляет примерно 1500 руб.
Развитие велосипедного движения в Красноярске упирается в создание велодорожек и паркингов
Естественно, остро стоит вопрос с организацией велосипедного паркинга. В настоящее время Красспортом отрабатывается вопрос появления велопаркингов по следующим адресам:
- администрация города
- площадь Революции (у памятника Ленину)
- культурно-исторический музейный центр на Стрелке
- ул. Марковского, 43 (возле Красспорта)
- остров Татышев
- спорткомплекс «Энергия» (ул. Бограда, 91)
- спорткомплекс «Сибиряк» (ул. Ладо Кецховели, 62)
- спорткомплекс «Здоровый мир» (ул. Пархоменко,7)
- стадион «Локомотив»
- Академия биатлона
- Березовая роща (Студенческий городок)
Первые велосипедные парковки на территориях муниципальных учреждений должны появиться уже в июне 2014 г.
Стоимость изготовления велопарковок, которые предлагают красноярские компании-подрядчики, варьируется от 2,5 тыс. (самые простые варианты) до 25 тыс. руб. (с оригинальными дизайнерскими решениями).
Кроме того, как сообщил ДЕЛА.ru Дмитрий Костюнин,
«Красспортом подготовлены письма на имя учредителей крупных торговых центров и сетей (ТРЦ «Планета», «Июнь», «Комсомолл», супермаркетов «Красный Яр» и «Командор» и других) с просьбой рассмотреть возможность появления на их территории велопарковок. Красноярские предприниматели идут нам навстречу. В частности, проектом городских велопарковок заинтересовалось руководство сети супермаркетов «Красный яр»».
МАУ «Дирекция спортивно-массовых мероприятий» ведет работу с дизайнерскими агентствами и подрядными организациями по разработке наиболее приемлемых и интересных вариантов городских велопарковок. Кстати, в дизайне муниципального велосипедного паркинга планируется использовать фирменный стиль Универсиады-2019, что вполне будет соответствовать духу этого спортивного форума.
Дмитрий АСТАФЬЕВ
ДЕЛА.ru