статья

Красноярцы платят картами по мелочи

Платежных карт в регионе больше, чем жителей. Однако рассчитыва­ются по безналу красноярцы все же нечасто, сделки с помощью карт оплачивают некрупные и по-прежнему «ведутся» на уловки мошенников. Таковы данные Главного управления Банка России по Красноярскому краю.

Наперекор Европе

«Красноярцы в последнее время стали пользоваться платежными картами заметно чаще. Если говорить только об их выпуске, то на 1 января 2013 г. в регионе было эмитировано 3887 тыс. платежных карт — на 30,7% больше, чем на ту же дату 2012-го. Получается, что сейчас на каждого жителя края приходится 1,37 карты (год назад — 1,05), — рассказывает Александр Шатков, начальник отдела платежных систем и расчетов Главного управления Банка России по Красноярскому краю. — И доля безналичных платежей подросла: до 8,5% по итогам 2012 г. по сравнению с 5,3% в 2011-м (здесь мы говорим о расчетах в розничной торгово-сервисной сети). Для сравнения: в 2009 г. этот показатель составлял всего 1,7%».

Расчет картой
C 2009 года суммы безналичных платежей в крае выросли в 7 раз

«В деньгах» эта динамика еще больше впечатляет. В 2012 г. красноярцы потратили по безналу в торговле и общепите 46,17 млрд — против 22,48 млрд в 2011-м: в два с лишним раза больше. Ну а по сравнению с 2009 г. суммы безналичных платежей выросли более чем в 7 раз — тогда жители региона рассчитались картами на 6,47 млрд руб.

При всем том у нас в этом плане картина «зеркальная» европейской. В России доля безналичных платежей недотягивает до 10%, а там, наоборот, налички на рынке «крутится» примерно столько же...

Однако представители банковской сферы настроены в целом оптимистично.

«Ближайшим ориентиром можно считать 50% безналичных расчетов от розничного денежного оборота, — говорит Александр Шатков. — Их интенсивному росту будет способствовать как развитие инфраструктуры, обеспечивающей проведение безналичных операций, так и «привыкание» населения к использованию этих инструментов».

Сила привычки

Чаще всего карты оказываются нужны красноярцам, чтобы снять наличные: на эту процедуру приходится 89,1% суммы всех операций с использованием платежных карт.

Кредитные карты
Средний платеж с карты — 1,5 тыс. рублей

Показатель этот традиционно высок уже долгое время, однако и здесь наблюдается некоторое движение в «цивилизованную сторону». Так, если сейчас объем операций по снятию налички в 8,2 раза больше, чем по оплате то­ва­ров и услуг, то, к примеру, в 2010 г. пользователи карт в 19,4 раза меньше рассчитывались картой, чем снимали деньги.

Кстати, платежи с карт делаются в основном некруп­ные: сумма среднего, по данным на I квартал 2013 г., была порядка 1,5 тыс. руб. для торгово-сервисной сети. Серьезные расходы по-прежнему оплачиваются наличными. Эксперты это объясняют, с одной стороны, силой привычки, с другой — тем, что продавцы часто сами заинтересованы в приеме нала.

«При расчете за покупку через платежные системы межбанковскую комиссию не принято удерживать с покупателя — она взимается, как правило, с продавца, что сильно снижает его заинтересованность в безналичной оплате, — объясняет Александр Шатков.

— На мелких суммах потери невелики, а вот при оформлении крупной покупки комиссия может сделать сделку экономически нецелесообразной. Ограничения на максимальную сумму операций по картам накладывают и банки. Это делается из соображений безопасности».

Г-н Шатков рассказывает о целом ряде причин, по которым объемы безналичных расчетов растут медленнее, чем могли бы. Во-первых, банкоматы и банковские терминалы сосредоточены в основном в крупных городах, и жителям множества населенных пунктов работа с безналом попросту недоступна. Но даже в местах с развитой платежной инфраструктурой «качественного скачка», по выражению Александра Шаткова, пока нет.

И сказываются здесь субъективные факторы.

«Недоверие к банкам у людей в последнее время ушло. Но, судя по поступающим к нам обращениям, у красноярцев остаются опасения (или же непонимание) по поводу сложнос­ти операций (так называемая техническая боязнь) и их безопасности, — говорит Алек­сандр Шатков. — Недовольство клиентов часто вызывают технические сбои. Неожидан­но длинными для держателей карт оказываются сроки разрешения разногласий, хотя они и оговариваются в договорах заранее. Возникают недоразу­мения и из-за низкого качества консультирования по самым разным вопросам, в том числе по конфликтным ситуациям. Сила привычки тоже велика. В использовании наличных денег есть свои риски, но здесь существуют давно выработанные правила поведения. Кроме того, наличные — универсальное платежное средство».

Когда страхи обоснованны

Специалисты признают: мошенники приспосабливаются к новым технологиям быстрее, чем законопослушные клиенты банков. Последние к безналу-то еще толком не привыкли, а значит, у них «отсутствует алгоритм безопасного поведения, нет понимания сущест­вующих рисков, притом что опасения, как правило, завышенные», отмечает Александр Шатков.

Стопка кредитных карт
Карточные мошенники выигрывают от дремучести населения

Кстати, именно на этих опасениях мошенники и могут сыграть. На СМС-страшилки («ваши средства заблокированы», «нарушена безопасность вашей карты» и т.д.) ведутся даже вроде бы подкованные пользователи, выдавая конфиденциальную информацию первому встречному.

«В подобных случаях клиенты совершают типичные ошибки: звонят по указанным телефонам, обращаются в подложные офисы, передают на проверку карты «сотрудникам безопасности банка», выходят в интернет по «требуемым адресам» и т.д. и т.п.», — говорит Александр Шатков.

Специалисты не устают напоминать (правда, не всегда результативно) о том, что нельзя держать ПИН-коды вместе с картами; контактные данные своего банка лучше хранить не на карте, а в телефоне; карту категорически нельзя передавать в чужие руки, особенно для бесконтрольных манипуляций (что часто случается, например, при расчетах в общепите).

«Игнорируйте любые обращения от имени банка (СМС, электронная почта, телефон) с предложениями сообщить какие-либо персональные данные, данные карт и прочую информацию, под каким бы предлогом это ни происходило (блокировка карты, несанкционированное списание, нарушение безопасности, применение штрафных санкций, прочие уловки мошенников). Если все же обращение вызвало беспокойство, следует обратиться в кредитную организацию по достоверному каналу», — предупреждает эксперт.

Что касается банкоматов, то лучше пользоваться одним и тем же проверенным устройством, а в дальних поездках подходить только к находящимся под присмотром охраны (на вокзалах, в крупных торговых центрах, в отделениях банков).

Ну а для операций в интернете, который специалисты единодушно признают самым «неблагонадежным» пространством для расчетов,

по возможности лучше вообще завести отдельную карту:

«Вообще, я бы посоветовал ограничивать объем хранимых на картах средств разумными суммами и использовать разные карты для разных целей. К примеру, не применять карту, привязанную к зарплатному счету, даже для платежей в торговых точках. А уж тем более не оставлять ее реквизиты на сайтах».

За пределами карт

«До 2011 года рынок виртуальных платежей — разного рода «электронные деньги», терминалы, интернет-порталы, оказывающие подобные услуги, — был вообще никак не отрегулирован, — говорит Александр Шатков. — Упорядочить его был призван 161-й ФЗ «О национальной платежной системе».

Электронные деньгиРядовому пользователю «платежек» стоит знать, что закон этот, во-первых, наконец-то официально закрепляет понятие «элект­ронные денежные средства», определяет порядок их перевода, максимально допустимые сроки движения сумм, сферы ответст­вен­ности участников рынка.

Государство (и в первую очередь Банк России) регист­ри­рует операторов платежных систем; контролирует их бесперебойную работу, организует защиту информа­ции и т.д.

«Сейчас всякая организация, декларирующая себя как платежная система, должна быть зарегистрирована в качестве оператора. На официальном сайте Банка России, в разделе «Платежная система Российской Федерации», размещен «Реестр опера­торов платежных систем» — любой пользователь может проверить, находится ли в нем организация, услугами которой он намерен воспользоваться, — говорит Александр Шатков.

— Естественно, отговаривать людей от использования тех или иных сервисов, не входящих в реестр, бессмысленно. Нужно лишь понимать, что в подобных случаях ситуация выходит за рамки законодательного регулирования, а риски становятся выше».

Юлия СТАРИНОВА
ДЕЛА.ru

Федор Лакеев
Директор управления «Банк XXI» Восточно-Сибирского банка Сбербанка России

Федор Лакеев

На сегодняшний день в Восточно-Сибирском банке более 2 млн действующих дебетовых карт и около 270 тыс. кредитных. Из них около 500 тыс. — это зарплатные карты, т.е. по картам проходит свыше 40% денежных доходов населения.

Доля безналичных платежей действительно пока мала. Но есть тенденция к ее увеличению. Если в апреле 2012 г. по картам Сбербанка в торгово-розничной сети было совершено 1 млн 850 тыс. операций, то в апреле 2013-го — уже 3 млн. А коли­чество безналичных платежей за ЖКХ, электроэнергию, газ, телефон, интернет и по другим наиболее востребованным услугам в полтора раза превышает количество наличных операций.

Безналичные платежи выгодны как торгово-сервисным организациям, так и клиентам. Средний чек по карте, как правило, выше, чем при оплате наличными средствами. Соответственно, карты увеличивают оборот торговой точки.

Снижение объемов перемещаемых наличных денежных средств снижает риски ограбления. Решается проблема с мелочью. При оплате через терминал практически исключается человеческий фактор по расчетным ошибкам (недостачи / излишки по кассе). Прием карт к оплате — это дополнительный плюс, которым магазин может привлечь клиентов — владельцев карт, в том числе иностранных граждан.

Для клиентов многие магазины, аптеки, заправки — партнеры банка — предоставляют скидки при оплате услуг. Немаловажный плюс: безналичные платежи, особенно через интернет, значительно экономят время. У нас сегодня более 60 тыс. активных пользователей интернет-сервиса «Сбербанк ОнЛ@йн», которые используют систему для расчетов и переводов.

Поэтому мы настроены оптимистично. А для массовой популяризации безналичных платежей в России банк в ноябре 2011 г. запустил собственную программу лояль­ности «Спасибо от Сбербанка». Рассчитываясь картой, клиенты получают бонусы, которыми в дальнейшем смогут оплатить какие-то покупки. Сегодня участниками этой программы являются более 5 млн держателей карт по всей стране.

Сбербанк пытается вовлечь в безналичный рынок владельцев своих банковских карт и создать надежную основу для повышения привлекательности безналичного расчета среди жителей страны. Кроме того, увеличение остатка денежных средств на карточных счетах клиентов позволит банку предлагать новые услуги.

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Развязке с Пашенного на Николаевский мост утвердили проект Главгосэкспертиза утвердила проект развязки с мкрн Пашенный на Николаевский мост. Стройка начнется в этом году и завершится в следующем. О получении…

Заболевших красноярцев ускоренно проверяют на омикрон В Красноярском крае граждан, заболевших коронавирусной инфекцией, ускоренно проверяют на новый штамм омикрон. Для этого часть проб отправляют в федеральный…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»