Правительство Красноярского края прекратило реализацию проекта по продвижению местного продовольствия в торговые сети под единым знаком «Енисей-продукт».
Принятый ранее закон о поддержке аграриев не получил финансирования из бюджета.
«Фирменная продукция» пролежала на полках красноярских магазинов всего около 4 месяцев
На решение о сворачивании проекта власть отчасти натолкнул тот факт, что
большинство производителей не смогли выполнить условия предпродажной подготовки товара.
Тем не менее в Минсельхозе края считают опыт удачным и обещают возродить проект, но уже в другом виде.
Кратко напомним: в июне 2011 г. депутаты Заксобрания края приняли закон о дополнительных мерах поддержки предприятий АПК с финансированием в 100 млн руб., которые предполагалось направить на продвижение местных товаров в торговые сети.
Координатором реализации проекта выбрали логистического оператора – некоммерческое партнерство «Красноярский продовольственный альянс», разработавшее впоследствии единый стиль оформления мест продаж краевого продовольствия под знаком «Енисей-продукт».
Версия власти: проект «Енисей-продукт» свернули из-за нерасторопности производителей
За услуги оператору предусматривались средства в размере 20 млн руб. Утверждение закона в ЗС проходило тяжело.
Даже спикер Александр Усс тогда пригрозил: если вновь выделенные на программу деньги не дадут ожидаемых результатов, то депутаты прекратят ее финансирование и подобная поддержка сферы АПК в крае прекратится.
«Все должно способствовать объединению самих крестьян, появлению, наконец, краевого бренда, — заявлял тогда Усс. — Только при этих условиях, как мне кажется, мы будем в дальнейшем готовы предусматривать хотя бы еще пару лет дополнительные меры по продвижению наших товаров. Если и в этом году все сведется к примитивной проплате торговым сетям, то я думаю, что это будет последний год, когда мы этим будем заниматься».
Проект был призван продвинуть местные продукты в массы
Целевые показатели министерство ставило существенные. В числе них, к примеру, было появление специальных мест торговли не менее чем в 500 точках и увеличение совокупного прироста продаж краевых товаров на 400 млн руб.
Заинтересованность в достижении намеченных планов у участников поддерживалась обещанием бюджетных субсидий — по 40 млн руб. для производителей и торговых сетей (см. подр. «Красноярский «Енисей-продукт» пошел в торговые сети»).
Официально проект был запущен только в августе 2011 г.,
после подписания договора между министерством и логистическим оператором, пояснил руководитель направления маркетинга и коммуникаций НП «Красноярский краевой продовольственный альянс» Глеб Громков.
С этого момента началась работа по привлечению сетей и производителей, по созданию единого стиля, который был утвержден в окончательном виде лишь в октябре.
Затем все необходимые материалы со знаком «Енисей-продукт» были отпечатаны, начали выходить промостатьи, рекламные ролики, и к ноябрю в магазинах, наконец, появилось оформление — полки с местными товарами, выделенные специальными стикерами, воблерами и ценниками.
По данным министерства сельского хозяйства и продовольственной политики края, старт реализации проекта действительно дал ощутимые результаты —
прирост закупа продукции местного АПК заметно увеличивался и составил в прошлом году 92,6 млн руб.
При этом из бюджета было потрачено порядка 22 млн руб. В едином стиле «Енисей-продукта» были оформлены места продажи продукции краевых производителей более чем в 250 торговых точках
По словам чиновников, они постоянно помогают сельхозпроизводителям сбывать продукцию
Фото И. Михайлишин krskstate.ru
Однако проект активно развивался только до конца декабря 2011 г. и был приостановлен. Выделенные места продаж в сетях держались потом еще три месяца, за оформлением следили мерчендайзеры логистического оператора, а затем «Енисей-продукт» исчез из магазинов.
«Первый квартал 2012 г. мы держали ситуацию в стагнированном состоянии, без какого-то развития, потому что был вариант того, что в апреле закон включится заново», — пояснил Громков.
Но денег на продолжение поддержки в бюджете так и не было предусмотрено.
Как объяснили в правительстве края, в ходе реализации проекта возникли «негативные моменты», заключавшиеся в том, что немногие местные производители смогли соблюдать условия сетей в части объема и ритмичности поставок, а также предпродажной подготовки — мойки, фасовки и упаковки товара.
«Ведь долгое время до этого сельхозпроизводители просто производили, не думая о том, как продать свою продукцию, а на изменение психологии нужно время, — рассказал ДЕЛА.ru министр сельского хозяйства и продовольственной политики края Леонид Шорохов. — В итоге логистический оператор не смог в полной мере осуществить планы, организовать устойчивые связи между торговлей и аграриями. В условиях острого дефицита бюджета это сыграло роль, и финансирование было снято с условием возобновления в будущем».
Апеллируя полученными, хоть и за короткий срок результатами, министр выразил уверенность, что в случае действия закона в течение года намеченные показатели были бы достигнуты. В целом же, при всех недостатках проекта, Шорохов полагает, что его «можно назвать удачным».
«Да, ставились более амбициозные цели, но мы оказали нашим производителям поддержку, благодаря которой у них появился опыт взаимодействия с сетями, — отметил министр. — Он пригодится им в будущем, в условиях ВТО. Это нельзя сбрасывать со счетов. Покупатели получили возможность узнать и приобрести продукцию порядка 25 краевых производителей, спрос на нее на фоне заполнения рынка продукцией, не удовлетворяющей представлениям о свежем натуральном продукте, повышается».
Исполнительный директор ассоциации предпринимателей розничной торговли края Сергей Новиков соглашается, что идея и концепция «Енисей-продукта» была «правильная и грамотная» и реально могла способствовать популяризации местных товаров, но не согласен с тем, что проект стоило останавливать из-за проблем производителей.
«Практические проблемы есть в любом деле, но они решаемы, и все возможные ходы были видны, — считает Новиков. – Если мы сталкиваемся с проблемой, то вместе собираемся и ее решаем, после чего проблема перестает существовать. Не это остановило проект, а то, что слишком короткий промежуток времени был отведен на реализацию программы».
Ретейл ничего не потерял от сворачивания «Енисей-продукта»
По мнению Новикова, ретейл от досрочного завершения программы ничего не потерял, кроме времени.
«Мы потратили кучу времени на создание этой системы, но результата в итоге не получили», — подытожил он.
Между тем в министерстве уверяют, что сворачивание проекта «Енисей-продукт» «не означает, что работа по увеличению сбыта краевой продукции не ведется». Чиновники говорят, что до сих пор помогают аграриям сбывать продукцию, разве что уже не в торговых сетях, а на ярмарках выходного дня, в магазинах шаговой доступности и уличных бочках с молоком.
«В любом случае аграрии не окажутся без помощи, — заверил Шорохов. — Однако хочу подчеркнуть, что процесс требует перемен, перестройки мышления и от них. Тот, кто хочет вести эффективный бизнес в условиях вхождения в ВТО, должен активно использовать его законы, работая над качеством продукции и эффективностью производства».
Прежнюю поддержку местного продовольствия министерство обещает возродить через краевой закон и долгосрочную целевую программу.
Только все эти планы начнут реализовываться не ранее 2013 г. и, скорее всего, с другим куратором, так как прежний — замминистра Евгений Стрельцов — недавно был уволен из правительства ( «Уволен куратор господдержки продвижения местных продуктов»).
Антон ПАВЛОВ
ДЕЛА.ru