Эффективные пенсионные программы выгодны и сотрудникам, и работодателям. В ГМК «Норильский никель» это понимают давно: один из крупнейших негосударственных пенсионных фондов страны «Норильский никель» работает уже 18 лет, разменял второй миллион клиентов и постепенно увеличивает доходность вложений.
Надежды на доходность
По предварительным итогам 2011 г., общее количество клиентов НПФ «Норильский никель» превысило миллион человек, около 100 тыс. формируют в фонде дополнительную пенсию. Объемы привлечения по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) составили в прошедшем году около 300 тыс. договоров. А в 2012-м в фонде ожидают дальнейшего роста по всем показателям.
Екатерина Акифьева
Какой конкретно оказалась доходность пенсионных накоплений в 2011 г., станет известно в конце марта. Но, по мнению руководства фонда, она будет положительной. Если доходность в кризисный 2008 год имела нулевое значение, то показатель 2010 года составил 9,33%.
«Наши ожидания связаны еще и с тем, что по сравнению с 2008 г. пенсионный портфель стал более консервативным, — отмечает Екатерина Акифьева, президент НПФ „Норильский никель“. — Как правило, мы не выходим за пределы 20% акций, но самое главное — мы стали более придирчивы в выборе бумаг».
По словам Акифьевой, в фонде отдают предпочтение бумагам эмитентов, которые имеют высокие рейтинги надежности от международных рейтинговых агентств и входят в котировальные списки высшего уровня российских бирж, обладающих высокой ликвидностью. Это, к примеру, облигации РЖД, Газпромбанка, Россельхозбанка, а также ОФЗ.
Акции НПФ выбирает также у надежных эмитентов. «В портфеле фонда есть акции Сбербанка, Лукойла, Газпрома, Роснефти и самого „Норильского никеля“. Доля бумаг каждого эмитента полностью соответствует требованиям российского законодательства», — говорит Екатерина Акифьева.
Осторожное инвестирование
Доходность НПФ «Норильский никель» продолжит рост
В числе приоритетных задач НПФ на 2012 г. — оптимизация собственной сети продаж, основным каналом которых по-прежнему останутся региональные отделения. «Фонд не будет гнаться за огромным приростом портфеля. Мы держимся в тренде, и хотя несколько снизили темпы привлечения, но будем оставаться в числе лидеров», — полагает президент.
Также НПФ планирует развивать партнерские программы с банками; есть соглашения и с сетью салонов сотовой связи «Евросеть». Такое сотрудничество позволит оформлять договоры об ОПС прямо в розничной сети офисов продаж партнеров — с предварительным обучением их сотрудников. Обучение необходимо, чтобы каждый клиент мог получить исчерпывающую информацию о российской системе обязательного пенсионного страхования и государственной программе софинансирования и оформить договор об ОПС с НПФ «Норильский никель».
В самом НПФ тоже уделяют внимание кадровым вопросам. С целью укрепления команды на работу в фонд привлечены профессионалы из пенсионной индустрии и смежных областей. В итоге в фонде сменилось порядка60-65%персонала головного офиса и ряд руководителей региональных подразделений. Были усилены служба безопасности, клиентская служба, колл-центр.
Результатом изменений кадровой политики оказалось то, что «провести» фальсифицированный договор стало практически невозможно. Ранее фонд столкнулся с проблемой недобросовестных агентов, которые переводили застрахованных лиц в НПФ без их ведома. Сегодня материалы в отношении виновников переданы в правоохранительные органы, а права пострадавших клиентов на выбор пенсионного фонда — восстановлены.
«Мы существенно изменили систему внутреннего контроля. Кроме того, выстроена целая система проверки поступающих договоров», — отмечает Акифьева. Система в первую очередь подразумевает колл-центр, который, обзванивая клиентов, проверяет каждый договор на предмет достоверности. Только после всесторонней проверки документы передаются в ПФР.
Возможные риски минимизирует и выбор управляющих компаний. НПФ «Норильский никель» работает с 11 ведущими УК страны, что вдобавок позволяет увеличивать доходность фонда благодаря более широкому набору инструментов инвестирования. Хотя расширять перечень последних пока не планируется. «В текущей экономической ситуации обеспечить сверхвысокую доходность могут только очень рискованные инвестиции, которых мы стараемся избегать, — считает президент фонда. — Необходимо понимать, что пенсионные деньги — „длинные“, и их сохранность надо рассматривать на длительном промежутке времени».
Клиент не ответит за убытки
Пенсионные деньги требуется инвестировать с особой осторожностью
В НПФ «Норильский никель» отмечают положительные изменения в пенсионном законодательстве: внесенные в 75-ФЗ поправки наконец определили понятие сохранности пенсионных накоплений. Это значит, что сумма накоплений на пенсионном счете застрахованного на дату назначения пенсии не должна быть меньше суммы страховых взносов. По мнению Екатерины Акифьевой, такой подход тоже учитывает особенности пенсионных «длинных» денег. «Мы очень рады, что этот закон, наконец, принят, потому что ситуация правового вакуума не шла на пользу ни нашим клиентам, ни самим фондам», — говорит президент НПФ.
С другой стороны, закон по-прежнему не предусматривает возможности срочных выплат для широких категорий граждан. Акифьева считает, что люди должны иметь возможность выбирать срочную выплату, вместо пожизненной, и передавать накопления по наследству.
Что касается проекта приказа ФСФР о разнесении убытков по счетам клиентов по итогам года, то НПФ не стал заниматься этим и оставил все на балансе фонда, даже несмотря на то, что по итогам 2008 г. потерял примерно 20% резервов. «В 2009 и 2010 гг. мы начали отыгрывать свои потери, компенсируя убытки 2008 г. из доходов будущих периодов», — рассказала Акифьева.
Отдельно президент фонда отметила, что НПФ «имеет большие претензии к прежнему руководству фонда и лично к господину Прохорову, который, позиционируя себя в качестве „эффективного менеджера“, будучи генеральным директором ГМК „Норильский никель“, назначал совет фонда, фактически контролируя его деятельность».
По словам Акифьевой, бывшее руководство НПФ оставило фонду «в наследство» зафиксированный на балансе убыток в размере 2,1 млрд руб. (в том числе 1,7 млрд руб. по пенсионным резервам, финансируемым ГМК и его работниками, и 400 млн руб. по пенсионным накоплениям) и примерно на сумму в 1 млрд руб. бумаг, убыток по которым еще не наступил, поскольку на тот момент судебные иски и разбирательства с эмитентами еще продолжались.
В итоге управления фондом командой Прохорова сложилась ситуация, когда общий объем убытков находился на уровне 3,1 млрд руб.
«Эффективность управления» заключалась в том, что около 95% активов фонда размещалось через единственную управляющую компанию — УК Росбанка, принадлежавшую группе «ОНЭКСИМ», т.е. Прохорову, — поясняет Акифьева. — В качестве примера, УК Росбанка приобрела ценные бумаги, оценочная стоимость которых была в разы ниже цены покупки. Впоследствии господин Прохоров продал УК Росбанка, на наш взгляд, чтобы снять с себя претензии и финансовую ответственность по возмещению возникших убытков».
Сейчас НПФ «Норильский никель» готовит соответствующее заявление в правоохранительные органы, а также открытое письмо господину Прохорову, поскольку убытки являлись, в первую очередь, деньгами, накопленными для выплат пенсии сотрудникам ГМК.