статья

Чужой против хищника

Советник. Грамотное управлениеСтресс-интервью при приеме на работу — сильнодействующее сре­д­ство, требующее точного дозиро­вания.

Чужой, хищник

«Татарский сел в кресло напротив стола. Оно было очень мягким и таким низким, что он прова­лился в него, как в сугроб. Подняв глаза, Татарский обомлел. Стол нависал над ним, как танк над окопом, и это сходство явно не было случайным. Две тумбы, украшенные пластинами из гофрированного нике­ля, выглядели точь-в-точь как широкие гусеничные траки, а картина в круглой раме, висевшая на сте­не, оказалась прямо за головой хозяина кабинета и напоминала теперь крышку люка, из которого он высунулся, — сходство усиливалось тем, что над столом были видны только его голова и плечи» — так Виктор Пелевин в культовом для деятелей рекламной отрасли романе «Generation „П“» изобра­жает встречу работодателя и кандидата.

Такие действия вполне вписываются в сценарий стрессового собесе­дования — инструмента, с которым работают HR-специалисты или руково­дители, что­бы установить уровень эмоциональной устойчивости кандидата. Тот, кто им пользуется, считают эксперты, должен обладать высокой ква­ли­фикацией, исполь­зуя это сильнодействующее средство в строго отме­ренных дозах и только при острой необходимости.

«Применение этого приема в чистом виде оправдано только тогда, когда для данного работника важна стрес­соустойчивость и вам нужно ее оценить», — уверена Анна Раткевич, директор профессиональной мас­терской HR-студия, президент ассоциации HR-специалистов.

Анна Раткевич

Анна Раткевич, директор профессиональной мастерской HR-студия, президент ассоциации HR-специалистов:

— Если нет острой необходимости оценивать стрессоустойчивость кан­­дидата, лучше прово­дить ситуационное интервью — приблизить канди­дата к его рабочей ситуации. Например, попросить кандидата в секре­тари напечатать документ. Так вы оцените и стрессоустой­чи­вость, и про­фес­сиональные навыки.

Бойцовский клуб

В законе № 79-ФЗ «О государственной граждан­ской службе» вы не найдете понятия «стрессовое интервью», зато есть «конкурсная комиссия», кото­рая и отбирает кандидата из тех, что участвуют в конкур­се на замещение должности. В состав комиссии входят руководители и представители под­раз­деления, которое нанимает госслужащего, кадровики, юристы, незави­симые эксперты в соответствующей сфере деятельно­сти, обычно не менее пяти человек.

Эти солидные люди в достаточно быстром темпе предлагают кандидату не только рассказать о своем трудовом пути и причинах желания устроиться на госслужбу, но и пояснить, по­чему вы меняли места работы, проанали­зировать свои поражения и достижения, достоинства и недостатки и даже поведать о семье и предпочтениях в искусстве.

Ситуация конкурса, комиссия из нескольких чело­век, достаточно острые вопросы заставляют соискателя должности испытывать сильный дис­комфорт, что де­лает такое собеседование стрессовым. Но стрессовым в корректной форме — продвинутые кадровики и руково­дители компаний могут позволить себе гораздо больше.

«Любое собеседование — уже стресс, — подчерки­вает Анна Раткевич. — Кандидат понимает, что сейчас его будут оценивать, а мы всегда насто­роженно от­носимся к оценке извне. Потому что еще в детстве хорошо усвоили, что за оценкой зачастую следует на­казание».

Усугубить стрессовое состояние кандидата помогает ряд отработанных при­емов. Стандартное на­чало — опоздание интервьюера, и не на тради­ционные 15 минут, а значительно больше — 30, 40 минут, час, что само по себе заставляет кандидата нервничать. А дальше может начаться все что угодно, в зависимо­сти от фантазии кадровика.

В Интернете можно прочитать, как от кандида­тов требовали снять туфли, станцевать макарену, изобразить, как бегемоты играют в водное поло… Однако это скорее из области курьезов. В реальности можно столкнуться с более неприятными вещами.

Могут «потерять» резюме, вы­разить пренебрежение к професси­ональным заслугам, образованию соискателя («Вы закончили уни­верситет? Да у нас все уборщицы с таким образованием!»), создать условия, некомфортные физиче­ски (подпиленная ножка стула, слишком высокий стул, яркий свет в глаза, размещение соиска­теля в центре круга, по окружно­сти которого сидят представители нанимателя) и морально (задавая личные или даже откровенно не­приличные вопросы: «Почему вы не замужем, у вас сексу­альные проблемы?»), предпринять неожи­данные странные действия (бро­сить в лицо ручку, папку, комок бумаги или даже пролить кофе).

Анна Раткевич вспоминает одного из своих клиентов, который любил ис­поль­зовать следующий прием: на собеседовании через каждые несколько минут разгово­ра задавал один и тот же вопрос, причем без каких-либо из­ме­нений, в той же формулировке, чем дово­дил собеседника до белого каления.

Остаться в живых

Стресс-интервью возникло в середине XX века в недрах военных ве­домств — для про­верки кадрового состава «на излом». Интервьюеры вели себя неожиданно агрессивно, грубо или хамски, и это давало возможность не только быстро убедить­ся в стрессоустойчивости кандидата, но также про­­верить его способность себя вести в конфликтных и нестандартных си­туациях.

Затем эту методику стали довольно успешно ис­пользовать и другие сило­вые структуры — службы безопасности, полиция, спасатели. Через какое-то вре­мя стрессовое интервью «встало на мирные рельсы», его взяли на вооружение HR-специалисты бизнеса, не так давно оно появилось и в отечественной практи­ке.

Такому интервью подвергают специалистов, кото­рые на рабочем месте постоянно испытывают стресс. По словам Анны Раткевич, к ним относятся все, кто работает с людьми. Это менеджеры по продажам и по рекламе, журналисты и специалисты по связям с общественностью, диспетчеры и операторы call-центров и, конечно, руководители среднего и высшего звена.

При этом специалисты по персоналу и психоло­ги относятся к методу стрес­сового интервью насторо­женно: признавая хорошие результаты в некоторых случаях, в целом считают сложным в применении, не­достаточно эффек­тивным и даже опасным.

По словам Бориса Хасана, психолога, профес­сора СФУ, директора Инсти­тута психологии и педа­гогики развития, интервьюер, проводящий стрес­совое собеседование, должен обладать высокой квалифика­цией и разби­раться в психологии на профессиональ­ном уровне. Кроме того, за точность результатов тако­го интервью ручаться нельзя.

«Человеческие качества, в том числе и профессиональ­ные, обнаружи­ваются только при решении каких-либо задач. Во время интервью в лучшем случае можно выйти на пред­положения, — говорит Борис Хасан.

— Если собеседование построено грамотно, можно обнаружить коммуни­кативные навыки и некоторые знания. Создавая эмоциональные труд­ности человеку, можно предположить наличие у интервью­ируемого чувстви­тельности к определенным препятствиям и ресурсов по их преодолению: по­­смо­треть, как «держит удар», — способен ли сохранять хладнокровие и дей­ство­вать рационально. Но все это лишь основание для гипотез».

Борис Хасан

Борис Хасан, профессор СФУ, директор Инс­титута психологии и педагогики развития, док­тор психологических наук, кандидат юриди­ческих наук:

— Разбираться в психологии при проведении стрес­сового интервью необходимо. Причем про­фессионально. Поскольку провоцируется кон­фликт, не мешало бы и в этой области иметь ком­петентность. Хорошо бы тому, кто намерен использовать такого рода приемы, подумать о рисках, и не только для организации, но и для себя лично.

Эксперты также отмечают: стрессовое интервью может быть не только малоэффективным, но и опасным, в первую оче­редь, для имиджа компании. «Для профессий, не подверженных в обычной трудовой деятельности стрес­сам, проведение стресс-интервью противопоказано, — считает Николай Котенев, на­чальник отдела по работе с персоналом филиала ОАО «Пивова­ренная компания «Балтика» — «Балтика — Пикра». — Это может создавать негативное восприятие работодателя, так как первый кон­такт происходит именно в момент встречи кандидата и пред­ставителя рабо­тодателя».

Николай Котенев

Николай Котенев, начальник отдела по работе
с персоналом филиала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» — «Балтика — Пикра»:

— Для профессий, не подверженных в обычной трудовой деятельности стрессам, проведение стресс-интервью противопоказано. Это может создать негативное восприятие работодателя, так как первый контакт происходит именно в пе­риод встречи кандидата и представителя ра­бото­дателя.

«Даже если после собеседования менеджер по персо­налу объяснит, что это не более чем стрессовое интер­вью, очень мало кандидатов потом согла­шается работать у такого работодателя, — соглашается Анна Рат­кевич. — Да, человеку объяснили, что это всего лишь метод, но непри­ятный осадок остался».

Муля, не нервируй меня

Красноярские эксперты в сфере HR, пусть и относятся к классическому стрессовому интервью с осторожностью, совсем отказываться от этого инс­тру­мента не собираются, считая эффективным дополнять классическое собеседование элементами стрессового, в рамках корректности, разуме­ется.

Так, Ольга Новикова, заместитель директора по пер­соналу УДЗ «Запад» (ком­пания Foodmaster), в ситуациях, когда необходимо оценить стрессо­устойчивость кандидата, когда в процессе собеседования возникают сомнения в ис­кренности соискателя или когда все соискатели сильные и выбор становится проблемой, на окончательном, ре­шающем, собеседо­вании задает кандидатам «неудобные» вопросы или резко меняет тему разговора, потом возвра­щаясь к прежней. Результаты применения этих приемов в указанных ситуациях часто являются для нее опреде­ляющими при принятии окончательного решения.

Ольга Новикова

Ольга Новикова, заместитель директора по персоналу УДЗ «Запад» (Foodmaster):

— При использовании методики стрессинтервью очень важно не перегнуть палку. Если срав­нивать с классическим вариантом стресс-ин­тер­вью, то в своей практике я использую его только частично — неудобные вопросы, резкая смена темы обсуждения, а потом возврат к прежней.

Работу риэлтора также можно отнести к стрессовой, поэтому Людмила Трусило, директор по персоналу ком­пании «Аревера-Недвижимость», при отборе кандидатов использует психологическое давление.

«Например, я задаю много уточняющих вопросов; прошу выйти из кабинета в процессе разговора, ссылаясь на то, что нужно срочно сделать звонок; использую приемы настоящего «допроса» — могу держать многозна­чительную паузу или очень при­стально смотреть в лицо и глаза человека; задаю неудобные вопросы, связанные с личной жизнью, прошу кандидата назвать свои слабые стороны; спрашиваю: «Почему я должна принять вас на работу?» — поясняет Людмила Трусило. — Иногда использую ролевые или ситуационные мини-игры».

Людмила Трусило

Людмила Трусило, директор по персоналу компании «Аревера-Недвижимость»:

— Я иногда использую метод стрессового ин­тер­вью для отбора кандидатов на риэлторскую деятельность и руководящие должности. Оно помогает выявить стрессоустойчивость, умение вести себя в конфликтных, провокационных ситуациях, быстро принять решение в непри­вычной обстановке.

И действительно, игры, а также предложение канди­дату небольших замы­словатых задач, по мнению Анны Раткевич, — отличный вариант, так как позволяет оце­нить не только стрессоустойчивость кандидата, но и его спо­собность логически и нестандартно мыслить, а также, что очень важно, уйти от атмосферы негатива, создавае­мой классическим стрессовым собе­седованием. Напри­мер, она иногда предлагает собеседнику посчитать, сколь­ко мячиков для гольфа может поместиться в самолете.

Подобную методику иногда называют brainteaser-интервью (в переводе с английского что-то вроде «дразнил­ка для мозгов»). Правда, годится оно не для всех: целевая аудитория — работники умственного труда, особенно тако­го, где требуется креатив. Применять этот метод при выбо­ре водителей и рабочих — пустая трата времени и нервов.

Brainteaser-интервью популярно в компании Microsoft — ее специалисты по персоналу являются авторами многих широко используемых в других органи­зациях вопросов. Существует корпоративная легенда о том, что один из ру­ководителей компании, идя по улице, придумал вопрос: «А почему крыш­ки канализационных люков круглые?» И потом с успехом использовал во многих интервью.

Некоторые HR-специалисты стремятся «расширить границы жанра», ис­пользуя при подборе персонала такие методы, как проверка на детекторе лжи, графология, фи­зиогномика, соционическое типирование. Однако наи­более точными, или валидными, можно считать ассессмент-центр и ин­тервью. Именно четко продуманное, хорошо структу­рированное интервью, рассчитанное не на то, чтобы непри­ятно «удивить» кандидата, а на то, чтобы максимально рас­крыть его качества и выявить сильные и слабые стороны.

Совет HR-специалисту

Не проводите стрессовое интервью без острой необходимости. Опти­мальный вариант — включение острых, провокационных, но корректно сфор­мулированных вопросов в обычное интервью и предложение канди­дату неожиданных заданий, не содержащих в себе негатива.

Совет кандидатуу

Держаться максимально хладнокровно, не поддаваться раздражению, обиде на собеседника, не терять самообладания, выдержки, придер­живаться уважительного тона к собеседнику и высокой степени кон­центрации.

Вы имеете полное право отказаться отвечать на вопросы о личной жиз­ни. Если не можете справиться со стрессом — возьмите паузу, задер­жите дыхание, досчитайте до 10. Не помогло — не дожидайтесь окон­чания испытаний, покиньте «мучителей». Сейчас вы проиграли, но это добавит вам опыта и поможет в будущем.

«Ни в коем случае не относитесь к стрессовому собеседованию как к об­щению, при котором пытались занизить вашу самооценку, — под­черкивает Анна Раткевич. — Здесь не покушаются на вашу личность, а только лишь оценивают соответствие ваших качеств тем, которые потре­бует от вас рабочее место, на которое вы претендуете».

текст: Елена БАРКОВА
фото: Эдуард КАРПЕЙКИН
Журнал «Советник. Грамотное управление»

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Экология как драйвер инвестиций Работающая в Красноярском крае горно-металлургическая компания «Норникель» значительно увеличила свой прогноз по инвестициям до 2030 года…

На здравоохранение направят дополнительно 3 млрд рублей Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края обсудил законопроект «О краевом бюджете на 2022 год и плановый…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»