10 июля менеджмент ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» организовал встречу с прессой, чтобы прояснить свой взгляд на ситуацию со строительством Енисейского ферросплавного завода.
Мероприятие стало своего рода ответом на сделанные накануне заявления представителей краевого правительства, обвинивших руководство компании в некомпетентности.
Руководители «ЧЕК-СУ» в долгу не остались – по их версии, в том, кто некомпетентен, нужно еще разобраться, ситуация вокруг завода на 100% обусловлена политическими, а отнюдь не экологическими факторами, а ее обострению в свое время очень помогли «правильные» советы из «серого дома».
Забегая вперед, скажем: гендиректор ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» Виктор Хроленко уже под занавес пресс-конференции признался, что ждал визита на мероприятие радикально настроенных защитников природы в противогазах. Признаться, ждал их и корреспондент ДЕЛА.ru, но, по счастью, обошлось. Дефицита аудитории, впрочем, не случилось — помещение пресс-центра оказалось под завязку набито журналистами.
Виктор Хроленко, гендиректор ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК»
Хроленко начал издалека, с истории: рассказал, что как инвестора его привлекло в проекте то, что в России сейчас ферромарганцев не производится, в то же время они необходимы для производства стали. Разработка Усинского месторождения, где сосредоточено около 75% российских запасов ферромарганцевых руд, позволяло закрыть 35% внутренней потребности страны в сырье.
Поначалу, по словам Хроленко, ничто не указывало на то, что компанию ждут долгие мытарства. Инвесторы и не думали скрывать свои намерения построить под Красноярском завод.
«Проект активно освещался в печати, секретным он не был. По требованию Главгосэкспертизы мы в 2009 г. давали 2 раза объявления в местных газетах Емельяновского района о том, что предлагаем провести слушания по поводу строительства. Мы написали письмо с этим предложением в администрацию Емельяновского района. И получили письменный ответ от руководителя района о том, что для нашего проекта публичные слушания не требуются», — рассказал Хроленко.
По его словам, первые статьи о ЕФЗ вышли осенью 2011 г. и совпали по времени с началом предвыборной кампании в Госдуму и Заксобрание. Однако отреагировать на критику менеджменту «ЧЕК-СУ.ВК» помешал, по словам Хроленко… совет из «серого дома».
«Мой партнер и еще один сотрудник компании появились на территории Красноярского края, встречались с руководством региона, и на встрече присутствовал заместитель губернатора, по-моему, Кузубов — сам я не участвовал в этой встрече.
Нам было заявлено буквально следующее: «Пожалуйста, не будоражьте тему». Мы хотели выступать, встречаться с журналистами, рассказывать про экологию. Нам было сказано: «Тема сама по себе утилизируется», — рассказывал Хроленко.
ЕФЗ: Василий Кузубов убеждал, что «тема сама по себе утилизируется»
Бывший замгубернатора Василий Кузубов задумчиво взирал на происходящее с собственного портретного фото на стене пресс-центра.
«Потом началось обсуждение этой темы в прессе. Мы опять были готовы встречаться с жителями, объяснять.
Но нам был предложен другой формат — была достигнута договоренность, что мы создадим из специалистов рабочую группу, предоставим им все документы, и потом, после того как специалисты поговорят на своем языке, будет какой-то доклад, и с учетом замечаний это будет вынесено на суд общественности — нужен или не нужен проект.
К сожалению, рабочая группа не по нашей вине, а в одностороннем порядке прекратила свою деятельность. Сказали — сейчас не время, нужно заниматься выборами. И вы сами знаете, с какими результатами у вас прошли выборы.
Александр Сысолятин: мы полагали, что правительство хорошо ориентируется в общественном мнении
Потом была очередная гонка, потом — выборы мэра, и нам опять было заявлено: перенесите рассмотрение не период после выборов.
И последнее, что нам заявляли: у вас сейчас предстоят выборы в горсовет, и отдельные передовики-депутаты, которые хотят попиариться на этой теме, обливают нас грязью, но не предъявляют нам никаких аргументов», — рассказал Хроленко.
По мнению директора управления проектом строительства ЕФЗ Александра Сысолятина, краевые власти с момента возникновения протестного движения не выполняли своих обязательств в рамках соглашения по реализации проекта.
«Мы, когда подписывали соглашение с правительством, предполагали, что оно достаточно хорошо ориентируется в общественном мнении и может транслировать нам негативные отзывы о проекте, чтобы мы могли организовать разъяснения. Но на всем протяжении развития конфликта мы не получили предложений от правительства о том, чтобы довести до людей объективную информацию», — рассказал Сысолятин.
По его словам, с начала противостояния доводы, с помощью которых массы убеждали в опасности ЕФЗ, постепенно трансформировались.
«Сначала марганец был ядом, потом общественность напугали тем, что все мужчины станут импотентами, а женщины не смогут рожать или будут рожать дебилов. После этой пугалки власти сказали, что возникло существенное протестное движение, которое мы не можем не учитывать.
Дальше – что экология в Красноярке и так плоха. Хотя при этом оказывается, что площадку «Крастяжмаша» даже никто не мониторит с точки зрения экологии. Когда и доводы об экологии не подтверждаются, следует последний довод — мы получаем заявление о несостоятельности менеджмента «ЧЕК-СУ», — посетовал Сысолятин.
Комментируя сделанные накануне заявления преемника первого замгубернатора Василия Кузубова – Сергея Пономаренко (см. подр. «Правительство Красноярского края усомнилось в профпригодности управленцев «ЧЕК-СУ.ВК»), Хроленко рассказал, что на страницах местной прессы («КП») строительство завода комментирует «10-классник Женя Тахтобин, который ставит опыты на мышах и кормит их марганцем, бедняжек». «И мнение этого Жени Тахтобина ставится выше, чем мнение экологических комиссий. Я вас поздравляю с компетентностью», — ехидно заметил Хроленко.
По его собственному признанию, он готов даже назначить премию за информацию о том, кто именно организовал кампанию против ЕФЗ.
То, что она спланирована, Хроленко не сомневается.
«Для меня самого интересен вопрос, кто стоит, я бы даже премию за ответ на этот вопрос назначил. Я пока знаю одаренного упорством Женю Тахтобина, Карданца и еще каких-то героев, но, думаю, это только то, что на поверхности. Наверно, какое-то движение организовано, потому что клеить эти этикетки, устраивать ширмы — не очень дешево, я в этом уверен. К сожалению, я могу только высказывать версии», — сказал Хроленко.
Не исключает он и вмешательства иностранных конкурентов, ведь пока весь потребляемый в России ферромарганец завозят из-за рубежа.
Вместе с тем директор офиса управления проектами ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» Александр Новиков уверен, что ситуация вокруг ЕФЗ на 100% обусловлена политическими, а отнюдь не экологическими факторами.
«Хлестко скажу – не существует проблемы экологической, существует проблема политическая. А экологической проблемы не существует, это блеф.
Все свидетельства показывают, что ЕФЗ обладает наилучшей доступной технологией в мире и максимальной экологической безопасностью. На Красноярск ЕФЗ никаким образом не окажет вредного воздействия», — заявил Новиков.
Александр Новиков: ситуация вокруг завода обусловлена политическими, а не экологическими факторами
Действительно, как уверяют инвесторы, в мире хватает примеров, когда ферромарганцевые заводы расположены рядом с городами и даже в городской черте, а на ЕФЗ планировалось установить немецкое оборудование по газоочистке (степень очистки — 98,6%) – такое же, как и на самых современных западных предприятиях.
По словам Хроленко, инвесторы готовы были финансировать проведение иностранных экспертиз. При этом предполагалось, что жители города должны сами определить, какая именно организация будет эту экспертизу проводить. Однако в краевом правительстве эти предложения услышаны не были.
«В то же время первое, что должны были сделать активисты-природозащитники, желающие оспорить экологическое заключение по заводу, — это подать в суд на Главгосэкспертизу, которая дала положительное заключение по строительству, и доказывать в суде что завод — яд. Однако ни одного такого иска не поступило», — сказал Хроленко.
Гендиретор «ЧЕК-СУ» рассказал, что сейчас инвесторам предлагают другие площадки в крае — но пока только на словах. «Нам просто перечислили названия — я даже таких слов не слышал. Просто говорят абстрактно — ни одного письменного документа с предложением площадок мы не получили», — сообщил Хроленко.
Он рассказал, что уже минимум трижды другие инвесторы, напуганные историей с «ЧЕК-СУ», отказались от реализации крупных проектов на территории региона.
Впрочем, по его словам, на последнем заседании рабочей группы по ферросплавам было сказано, что жителям Красноярска и других крупных городов заводы не нужны.
Если рассуждать в таком ключе, то испуг других инвесторов членов правительства должен только радовать.
Александр ПЕТРОВ
ДЕЛА.ru