интервью

Даниил Бриман. Теснить иностранных пивоваров больше некуда

Вечерний КрасноярскНа днях в Красноярске побывал Даниил Бриман — вице-президент по корпора­тивным вопросам компании «Балтика», председатель совета Союза российских пивоваров. Он нашел время встретиться с корреспондентом «ВК», чтобы поговорить о работе, будущем детей и коллекции старинных пивных бутылок.

Даниил Михайлович, расскажите, что такое Союз пивоваров России и чем занимается его председатель.

Даниил БриманСоюз пивоваров — это некоммерческая орга­низация, которая объединяет 95% всех про­изводителей пива России, всего порядка 40 компаний. В нашей работе есть много воп­росов, которые представляются важными для всех производителей пива России — больших и малых. Это законодательство, ак­цизы, пра­вила торговли, таможенные пош­лины, госре­гулирование работы отрасли, взаимодейс­твие с другими отраслями, на­пример произ­водителями ячменя или обору­дования.

Да, все мы конкуренты, и, например, цены на заседаниях союза не обсуждаются. Что касается работы председателя союза, то моя основная задача — определять болевые точки и инициировать необходимые дейс­твия: собирать экспертов, выходить на кон­такт с органами власти, представителями других отраслей, журналис­тами — то есть говорить от лица отрасли.

Как сейчас, на фоне кризиса, обстоят дела у пивоваров? Удалось потеснить иностранных производителей пива?

Для начала давайте уточним, что 99,5% пива, продаваемого в России, производится на территории нашей страны. Сегодня все крупнейшие мировые производители имеют в России собственное производство либо работают по лицензии, и это, кстати, результат кризиса 1998 года, который подтолкнул их к этому решению. Так что теснить иностранных произ­водителей пива некуда — все отечественные.

Что до кризиса, то мы ощущаем его на себе, как и все, — он проявляется в снижении объемов потребления, правда, оно не столь заметно, как в других отраслях, — пока на уровне 7—8% от объемов производства за анало­гичный период прошлого года. Здесь много зависит не столько от наших усилий по сдерживанию цен и сокращению издержек, сколько от работы других отраслей, обеспечивающих стабильные доходы потребителей нашей продукции. Пока рынок труда в России демонстрирует негативные тенденции, продолжается падение спроса на товары.

Но на разные сорта пива спрос, наверное, снижается по-разному?

Безусловно. Происходит переход потребителей от более дорогих к менее дорогим сортам. Больше стали потреблять пиво отечественных марок, больше покупают пива в ПЭТ-упаковке, как более экономичное, активнее переключаются на марки сегментов «масс-маркет» или даже «дискаунт».

«Балтика», кстати, от кризиса пострадала, пожалуй, в меньшей степени, чем отрасль в целом, — у нас падение производства не превышает 5%. При этом по итогам первого квартала нам удалось увеличить свою долю до 39,9%, то есть, по сути, достичь той стратегической цели, которую мы ставили перед собой, создавая объединенную компанию в 2005 году, — 40% рынка. И это не случайность, а результат проведенной работы — даже в кризис можно не только выживать, но и расти.

Расти пивной отрасли наверняка мешают представители законо­дательной власти — сейчас в Госдуме появились новые инициативы по ограничению рекламы пива. Это имеет какой-то эффект для общества?

Даниил БриманРадикально с 2004 года ничего нового в от­ношении к пиву общества, а точнее, избран­ных его представителей не произошло. Тогда пиво внезапно стало продуктом нон-грата, в отношении которого стали приниматься раз­личные репрессивные меры.

Некоторые из них, безусловно, справедли­вы — конечно, стоило ограничить рекламу пива в то время, когда у телевизора нахо­дятся дети. Но в итоге дело дошло до абсурда — сегодня в рекламе пива запрещено использование образов людей и животных, а вот в печатной рекламе крепкого алкоголя легко встретить известных актеров, политиков или топ-моделей — лидеров общественного сознания.

Наши оппоненты любят ссылаться на жесткие ограничения, установленные в отношении рекламы и потребления пива в США. Но, по данным опросов, проводимых в этой стране — с крупнейшим по объемам потребления рынком пива в мире, — среди факторов, влияющих на принятие подростком решения об употреблении пива, на первом месте стоит семья (порядка 60% опрошенных), на втором — друзья, на третьем — учителя и наставники и лишь на четвертом — телевидение или реклама.
И это исследование для нас не открывает Америку. Мы всегда говорили, что реклама влияет лишь на выбор конкретного бренда потребляемого пива, но не на принципиальное решение, пить или не пить.

Как эти меры могут сказаться на работе пивной отрасли в целом?

Тут надо говорить даже не столько об отрасли. Несмотря на все эти огра­ничения в рекламе и новые акцизы, рынок пива в России все эти годы продолжал развиваться. И будет развиваться в дальнейшем.

Сегодня по потреблению пива на душу населения мы едва входим в первую двадцатку стран мира, причем впереди нас Англия, Германия, Голландия, Бельгия, Ирландия и другие страны, которые мы считаем цивилизованными и на которые во многих вопросах равняемся.

Даниил БриманПроблема в другом — запрещая рекламу пива, а сейчас ее хотят вообще убрать из телеэфира, авторы подобных инициатив под­талкивают общество к потреблению неле­гального алкоголя. Ведь природа не терпит пустоты, и если ограничить продажу пива, скажем, в ночное время, то люди пить по ночам от этого не перестанут. Но покупать будут самодельную водку, которая сегодня стоит ненамного дороже бутылки пива.

Я вот чего не могу понять — если говорят, что из космоса сегодня можно монетку разглядеть, то почему нельзя увидеть заводы, которые производят сотни тысяч декалитров подпольного алкоголя? Причем делают это неле­гально, в отличие от пивной отрасли, которая исправно соблюдает все законы, платит налоги, создает рабочие места. Конечно, снять пивную рек­ламу с телеэкрана проще, чем разрабатывать комплексную государс­твенную алкогольную политику. Но мы все равно к этому придем.

Переходя от бизнеса к личному, думаю, самое время спросить — какое пиво пьет главный пивовар России и в каких количествах?

Ну, насчет главного пивовара не знаю, а я до прихода на «Пикру», между прочим, совсем не употреблял ни пиво, ни спиртные напитки. Потом, когда пришел на пивоваренный завод и начал заниматься продажами пива, и сам пить его начал понемногу — продавать пиво и не пить его было бы неправильно, правда? Впрочем, это не означает, что теперь я пью только пиво, — иногда предпочитаю хорошее вино. А вот крепкие напитки совсем не употребляю — ну не лежит душа.

Даниил БриманЕсли говорить о конкретных сортах, то люб­лю пшеничное пиво, которое впервые попро­бовал в Баварии. Что касается количества, то пиво ведь пьется по ситуации. Я вот активно плаванием и теннисом занимаюсь и могу вечером дома после тренировки буты­лочку пива выпить. Не зря ведь его «жидким хлебом» называют — и насыщает, и жажду утоляет, и витамины с микроэлементами возвращает. Если пиво хорошее.

Наверняка лишний повод вспомнить о временах прихода на «Пикру» появился у вас при знакомстве с книгой Евгении Кузнецовой «Акулина в бизнесе». Вы принимали участие в ее создании?

Ну, если и принимал, то больше как персонаж, который в книге упо­минался. Или иногда Евгения Георгиевна обращалась с тем, чтобы хро­нологию каких-то событий уточнить, хотя у нее и самой все записано и по полочкам разложено. Первую часть книги дала прочитать, спросила мое мнение. Не более. Между прочим, когда книга уже вышла и впервые в руки мне попала, то, пока снова всю не прочитал, из рук не выпустил.

Чем сейчас занимается Евгения Георгиевна? Пивную тему, бизнес часто обсуждаете?

Если эта тема и всплывает в наших разговорах, то только по моей инициативе, да и то нечасто — у меня уже прошли времена юношеского максимализма, когда я мог говорить о работе сутки напролет. Сейчас только если происходят какие-то важные события или перемены, мы их как-то обсуждаем в семье.

А Евгения Георгиевна, на мой взгляд, живет жизнью счастливого человека, который добился всего, чего хотел, и заслужил время для общения с семьей, внуками, со старыми друзьями, компания которых собралась в Питере. При этом она ведет очень активную жизнь, много путешествует. Где-то я ей даже завидую.

В наше время родители редко желают детям повторения своего пути и работы в той же сфере. Но у вас в семье уже два поколения рабо­тают в пивоваренной отрасли, нет мыслей продолжить традицию?

Я вообще-то на эту тему просто не думал — у меня старшей дочери всего 15 лет исполняется, ей еще предстоит колледж окончить, затем уни­верситет, и о будущей ее профессии мы пока не задумывались.

Хотя характер у Маши настолько сильный — видимо, и мой, и бабушкин, и мамин вместе собрались, — что, по-моему, она вырастет сильным управ­ленцем, способным добиться успеха в бизнесе. Ну а будет это пиво­варенный бизнес или какой-то другой — не столь принципиально. Вот что меня реально волнует, так это кому оставить коллекцию моих старинных пивных бутылок (смеется).

И насколько ваша коллекция обширна?

Даниил БриманСегодня в ней около 200 бутылок, на 99% от отечественных производителей. Основу кол­лекции составляют бутылки дореволюци­онные, или, скажем так, выпущенные до 1924–1925 гг. Они захватывают времена НЭПа, когда в России еще было много част­ных пивоварен. Есть в ней уникальные экзем­пляры, которых до настоящего времени до­шло, возможно, вообще 2—3 штуки.

Пивная бутылка — это ведь бытовое стекло, которое в отличие от фарфора или хрусталя не передают из поколения в поколения, хорошо, если в чулане что-то где-то завалялось. Но у меня в коллекции есть бутылки середины XIX века — возможно, вообще первые стеклянные пивные бутылки в России. По клеймам, по этикеткам, по форме таких бутылок можно проследить эволюцию промышленного дизайна, географию распространения, широту вкусов на протяжении полутора веков.

Есть в коллекции, кстати, и бутылки советского периода — казалось бы, какой дизайн может быть во времена тотальной унификации, когда пиво по всей стране разливалось в стандартные полулитровые «чебурашки». Но клейма, клейма! Есть бутылка, выпущенная к 20-летию советского Азер­байджана, к Олимпиаде-80… Я думаю, со временем эта коллекция могла бы стать частью музея пивоваренной отрасли, а может быть, промышленного дизайна.

Аркадий Баташев
Газета «Вечерний Красноярск»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Древности Боготольского переулка Красноярска масштабно раскопают В Красноярске объявили закупку по поиску подрядчика для проведения больших археологических раскопок на Афонтовой горе. На научные исследования выделяют…

Дмитрий Герасимов: «Нельзя лечить только зубы: мы смотрим на здоровье человека в целом» Лечить зубы приходится всем. И у многих по-прежнему живо представление о том, что визит к стоматологу – это очень страшно и, скорее всего, больно…

Наталья Герасимова: «Лучшее, что взрослые могут сделать для детей, – это вкладываться в отношения с ними» Образование детей – в руках родителей, а при той скорости изменений, которые происходят сейчас, никакая школа мира не успеет дать все необходимое…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).