статья /бизнес

Аптечный рынок Красноярска сдерживает натиск федералов

Общее количество аптек, аптечных пунктов и киосков в Красноярске перевалило за пятьсот. При этом подавляющая доля рынка принад­лежит местным компаниям — в отличие от многих других сегментов, где федералы давно отвоевали львиный кусок.

Лекарства
В Красноярске лекарства можно купить в более чем 500 точках

Население Красноярска растет, и это отрадно. По данным Росстата, в нашем городе проживает 1 037 тыс. человек. Но экологическая ситуация в Красноярске аховая — те же самые статистики поместили наш город на 11-е место в рейтинге самых грязных городов страны.  Поэтому проблемы со здоровьем становятся все острее. На помощь стражду­щим красноярцам спешат продавцы загородной недвижимости и кислородных масок, маститые врачи и многочисленные аптеки.

Общий объем их годовой выручки в Красноярске, по оценкам участников рынка, составляет 5 млрд рублей.

Аптек становится все больше, что породило слух о их упоительно-соблазнительной рентабельности. Некоторые красноярцы уверены, что по этому показателю аптечный бизнес даже превосходит незаконную торговлю оружием. Но это мнение немного не соответствует действительности.

«Уровень рентабельности — 6—8%, поэтому аптечный бизнес нельзя назвать высокомаржинальным, — опровергает слухи директор по развитию аптечной сети «Витамед» Евгений Ващенко. — Правильней будет сказать, что он стабильный, надежный, а вот насколько он будет эффективным — задача менеджмента».

Еще ниже рентабельность главной государственной аптечной сети нашего региона.

«Ценовую политику ГПКК «Губернские аптеки» жестко регулирует министерство здравоохранения Красноярского края. Рентабельность нашей сети колеблется от 1 до 2,5%» , — говорит Алла Анипкина, главный специалист информационно-издательского центра ГПКК «Губернские аптеки».

Аптеки торгуют товарами первой необходимости, от которых зависят жизнь и здоровье человека. Но даже эта стабильная отрасль ощущает на себе кризисные явления.

«С 2012 по 2014 год — это период стагнации рынка, снижается потребление в упаковках, но растет цена (инфляционная составляющая). На выходе мы получаем тот же товарооборот, — комментирует Ващенко. — Ситуация очень похожа на динамику 2008—2010 годов».

Лекарство
В «сытые» времена люди переключаются на БАДы

Санкции напрямую не влияют на фармацевтический бизнес, потому что крупнейшие зарубежные концерны давно перевели свои производства на территорию России.

Но вот поднявшиеся курсы доллара и евро грозят удорожанием импортных лекарств. Впрочем, население, уверяют представители рынка, пока не должно ощутить на себе этих скачков.

«В аптечной сети «Губернские аптеки» пока не происходит никакой замены дорожающих европейских препаратов на более дешевые аналоги, так как существуют большие запасы лекарственных средств на складах и долговременные контракты с подрядчиками с фиксированными ценами», — комментирует Алла Анипкина.

Товарооборот аптек — это лакмусовая бумажка экономической ситуации.

Как показывает мировая практика, когда уровень жизни населения растет — увеличивается потребление БАДов и лекарств для профилактики, а не для лечения, «когда прижмет».

Ключевые позиции на рынке занимают сети. Почти 90% красноярских аптек входят в состав той или иной сети.

«Аптечный рынок города находится в стадии укрупнения игроков, — размышляет Ващенко. — То есть в последние годы выросла доля аптечных сетей, единичные участники малоэффективны с позиции рентабельности бизнеса».

Крупнейший участник рынка — сеть «Губернские аптеки». В крае работают 133 аптеки, 98 аптечных пунктов, 26 аптечных киосков сети.

«В нашей стратегии — развитие существующих торговых точек, — комментирует Анипкина. — Но не исключаем, что будем открываться в растущих районах города, как например, произошло в Солнечном, где мы открыли новую аптеку. Ее востребован­ность оказалась высокой, аптека работает круглосуточно».

Квинтет самых больших сетей города составляют также «Витамед» — 38 торговых точек. Далее следуют «ФармСибКо», «Пион-Фарма» и «Аптека Радуга» — в каждую из этих сетей входят примерно по два десятка аптек. Осваивают наш рынок и крупнейшие общероссийские компании, такие как та же «Аптека Радуга», «Фармакопейка», «Ригла», «Будь здоров!».

«Это оттянуло некую часть локальных потребителей у остальных игроков рынка, но ситуация не критична, представленность «федералов» на нашем рынке невелика: сказывается удаленность региона, — сообщил Ващенко.

Кроме того, местные игроки имеют исторически сильные позиции в Красноярске. Аптечный рынок в городе начал развиваться давно, и конкуренция «из местных» на нем была высока всегда.

Так что на сегодня на федеральные сети приходится лишь десятая часть красноярского аптечного бизнеса. По крайней мере, пока.

Чтобы понять основные приоритеты клиента аптеки, достаточно поставить себя на его место. Предположим, что у вас плывут зеленые круги перед глазами, а в животе начались колики. Чем быстрее лекарство окажется в руках — тем лучше. Поэтому аптека должна находиться рядом с потенциальным покупателем, по пути с работы домой. Не случайно очень много новых точек отрываются во дворах, буквально друг напротив друга.

Второй важный фактор — большой ассортимент. Всего крупнейшие сети хранят на своих складах до 9 тыс. наименований товаров.

«Вопрос цены актуален, как правило, для красноярцев с низкими доходом. Они в целях экономии поедут на другой конец города, чтобы отовариться в «бюджетной» аптеке. Для людей со средним и высоким достатком цена не столь принципиальна», — сообщил Ващенко.

Главное, чтобы она держалась на среднегородском уровне. Это знают в аптеках, поэтому цены на большинство товаров — средние. А часть позиций продают подороже.

Большинству покупателей аптек не важны ее оформление и разные дизайнерские изыски.

«Важны квалифицированное фармацевтическое консультирование, грамотный персонал. Ну и, конечно, различные программы лояльности для покупателей», — сообщила Алла Анипкина.

Накопительные карты, дисконтные программы, маркетинговые акции, бонусы и скидки весьма ценятся клиентурой.

У аптечного рынка есть свои сезонные колебания. Наиболее активные продажи наблюдаются с сентября по март — в основной период простудных заболеваний.

Аптека
Аптеки подбираются поближе к дому, но с каждым годом заметно растет число онлайн-покупок лекарств

В ХХI веке без онлайн-торговли никуда, поэтому почти треть аптечных сетей в нашем городе представлены в интернете.

Каждый год продажи в этом сегменте увеличиваются на 15—20%.

Покупателям не нужно выходить из дома, многих привлекает цена — в сети лекарства стоят в среднем на 10% дешевле, чем в стационарных торговых точках. Но у онлайн-аптеки есть и минусы, и главный — невысокая оперативность: заказы выполняются в течение нескольких часов.

© ДЕЛА.ru

 

ещё по теме на Dela.ru

Инвестиции в будущее

Инвестиции в будущееКрасноярская клиника ИПМ — первое медицинское учрежде­ние за Уралом, которое вос­пользовалось возможностями программы поддержки малого бизнеса Европейского Банка реконструкции и развития. Клиника стала пионером по выведению своей деятельности на уровень, который соответствуеют требованиям международного стандарта ISO и …

Частная скорая: год на красноярском рынке

Частная скорая: год на красноярском рынкеРовно год назад, в августе, в Красноярске появилась первая служба частной скорой помощи. Можно сказать, что за год существование альтерна­тивного государственным услугам варианта экстренного медицинского обслуживания стало привычным фактом для красноярцев. Итогами своей работы в компании считают как …

новости

Ул. Ладо Кецховели уплотнят новыми жилыми высотками

Ул. Ладо Кецховели уплотнят новыми жилыми высоткамиМэрия за последние месяцы выдала сразу несколько разрешений на строительство новых жилых...

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»