Международному аэропорту Норильск на севере Красноярского края предстоит новая большая модернизация: главные воздушные ворота Севера обретут перрон на 8 самолетов, посадочную площадку и две рулежные дорожки. Проект новых объектов на днях успешно прошел Главгосэкспертизу.
Аэропорт Норильск (Алыкель) находится на юге полуострова Таймыр в 35 км от города. Воздушное сообщение – единственная связь Норильска с «большой землей» (если не считать перевозки грузов по Енисею и Севморпути), и значение аэропорта невозможно переоценить. Теперь он получит новые объекты авиатранспортного обеспечения.
«На первом этапе строительства аэродромной инфраструктуры планируют создать посадочную площадку для вертолетов, перрон на 8 мест стоянки воздушных судов с якорными креплениями, площадку противообледенительной обработки воздушных судов. На летном поле обустроят рулежные дорожки, в том числе одну выводную», – рассказал эксперт Главгосэкспертизы Дмитрий Братко.
Аэропорт Норильска – важный авиационный узел всей центральной части российской арктики
И посадочная площадка, и рулежки будут оснащены современным светосигнальным оборудованием. И это только первый этап реконструкции. На втором этапе в аэропорту будут построены служебно-пассажирское здание, ангары для воздушных судов, сервисный центр для техобслуживания самолетов и их ремонта, гараж и необходимая инфраструктурная сеть.
Воздушная гавань станет удобнее для пассажиров: предполагается, что число регистрационных стоек вырастет, причем 6 из 13 будут использоваться для международных рейсов. В аэропорту появятся современные багажные ленты и зал ожидания с новыми магазинами и кафе.
В проектировании аэропортовых объектов участвовали несколько компаний, но генеральным проектировщиком выступило столичное ООО ПСП «Качество и надежность». Застройщиком является также московское ООО «УНИКОМ-М».
В этом году одному из самых северных аэропортов России исполнилось 59 лет. Он начал строиться в 1961-м по завершении проектных и изыскательских работ в районе железнодорожной станции Алыкель на базе бывшего военного аэродрома. Запуск нового пассажирского объекта состоялся в 1964-м, когда аэропорт принял первый Ил-18 из Москвы. Вначале аэровокзалом служили два приспособленных ж.-д. вагона. Правда, полностью возведение аэропорта завершилось в 1966-м. Вскоре в Заполярье начали летать Ту-134, а затем и Ту-154. С 1986 года в Норильске стали садиться Ил-86, а в середине 1990-х – «Боинги».
Четыре года назад завершилась реконструкция 2,8-километровой ВПП аэропорта Норильска
Большой проект был реализован в аэропорту уже в нынешнем веке – капитальный ремонт «взлетки», реконструкция аэровокзала и модернизация инфраструктуры. Работы велись в 2016–2020 гг. по специально разработанной схеме, без остановки воздушного сообщения. Финансировалась модернизация по механизму частно-государственного партнерства: так, компания «Норникель» вложила в реконструкцию аэропорта более 5 млрд рублей.
Воздушные ворота Арктики ждет дальнейшее обновление и развитие
Теперь аэропорту им. Николая Урванцева (имя известного полярного исследователя было присвоено ему в 2018 году), который с 2023 года имеет статус международного, предстоят новые большие перемены. И это расширит его возможности, как и возможности развития Красноярской Арктики в целом в соответствии с принятым на сегодня экономическим курсом на север и восток.
Фото: Артем Финн