статья

Как идет модернизация «столицы» Южного хода Транссиба

В Красноярском крае, в горах Восточного Саяна, набирает обороты реконструкция одной из центральных станций на Южном ходу Транссибирской магистрали – Кошурниково, а также подходов к ней. После завершения масштабных работ, включающих запуск нового тоннеля и мостов, пропускная способность этого участка линии Междуреченск – Тайшет вырастет почти в 2 раза.

Станция Кошурниково Красноярской железной дороги - вид сверху
Станция Кошурниково Красноярской железной дороги – вид с западной (южной) стороны. Заметно, как идут работы по расширению станции и укладке новых путей

«Трасса мужества» через Восточные Саяны

Поиск маршрута для новой стратегической железнодорожной ветки, идущей на восток страны через Южную Сибирь, начался еще в 1942 году: при этом погибла изыскательская группа под руководством Александра Кошурникова. Впоследствии именами первопроходцев были названы станции новой линии через Саяны, в том числе и крупнейшая из них – Кошурниково.

Карта Южного хода Транссиба Междуреченск - Абакан - Тайшет
Южный ход Транссиба позволяет из Казахстана, Алтая и Кузбасса через горы Кузнецкого Алатау, Хакасско-Минусинскую котловину и отроги Восточного Саяна напрямую попасть на БАМ, в Забайкалье и на Дальний Восток России

В конце 1950-х проект строительства железной дороги, которая через Саяны соединила бы Южную Сибирь с Иркутской областью, был утвержден, стройку объявили ударной комсомольской, а в начале 1965 года по магистрали уже пошли поезда.

Трасса от Курагино до Манского тоннеля проходит по очень живописным, но сложным местам
Трасса проходит по живописному, но очень сложному горно-таежному ландшафту

Поскольку весь Южный ход КрасЖД Междуреченск – Абакан – Тайшет строился  в сложнейших геологических и климатических условиях и требовал при этом возведения множества сложных искусственных сооружений, в целях экономии дорогу изначально проложили однопутной, хотя и сразу электрифицированной. Впоследствии с ростом грузопотока проблему ограниченных провозных способностей пришлось решать масштабной реконструкцией, которую РЖД планомерно ведет с 2013 года.

Грузовой поезд подходить к Козинскому виадуку
Грузоперевозки по Южному ходу Транссибирской магистрали неуклонно растут

В последнее время в связи с резкой переориентацией грузопотоков в направлении Китая и стран Юго-Восточной Азии роль как Восточного полигона РЖД в целом, так и его «преддверья» – железной дороги из добывающих и промышленных регионов Центральной и Южной Сибири к погранпереходам и российским портам Тихого океана – возросла еще значительнее.

Вторые пути, тоннели и мосты

Всего на участке Южного хода от Абакана до Тайшета через Восточные Саяны расположено 9 тоннельных комплексов. После начала модернизации трассы на 3 из них уже пробиты параллельные тоннели под вторые пути общей длиной 5,5 км. На этих участках уже запущен пропуск поездов одновременно в обе стороны. Еще для одного – Третьего Джебского тоннеля – построен параллельный обход, который также позволил организовать непрерывное двухпутное движение.

Второй Джебский тоннель
На всей линии Междуреченск – Тайшет расположено 10 тоннельных комплексов общей длиной более 20 км. На фото реконструированный под двухпутное движение Второй Джебский тоннель

Помимо этого, на трассе идет активное строительство новых вторых мостов через таежные реки, горные долины и реконструкция старых переправ. Самым впечатляющим стало открытие в 2020 году двухпутного движения на Козинском виадуке, который удалось реконструировать, не прерывая движения на оживленной и важнейшей для страны магистрали.

Состав идет по Козинскому виадуку
Козинский виадук длиной 355 метров и высотой 65 м. При его реконструкции бетонные опоры укрепили методом инъекций, а пролетные строения заменили на более облегченные из композитных материалов

Не останавливается и прокладка вторых путей на ограничивающих перегонах, а также капитальный ремонт с переходом на бесстыковой путь существующих линий Южного хода. Все это позволяет не только увеличить количество грузовых поездов, но и поднять их вес – КрасЖД постепенно переходит на южном дублере Транссиба к составам повышенной массы, 7100 и 12 000 тонн.

Грузовой поезд на проходит 1-й Джебский тоннель. Рядом идет строительство второй ветки, а сверху проходит региональная автодорога Саяны
Грузовой поезд проходит Первый Джебский тоннель. Рядом идет строительство второй ветки, а сверху расположена региональная автодорога «Саяны» Красноярск – Кускун – Минусинск

«На начало модернизации 963-километровая линия Междуреченск – Тайшет более чем наполовину (550 км) состояла из однопутных участков. На данный момент мы уже построили 265 км вторых путей, в этом году сдаем еще почти 50 км. Большая работа по увеличению пропускных и провозных способностей Южного хода ведется поэтапно согласно утвержденным параметрам модернизации всего Восточного полигона Транссиба и БАМа», – рассказал начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин.

Станция Кошурниково

Грузопоток на Южном ходу «ассиметричный» – в четную сторону (на восток) идут главным образом экспортные составы с углем из Кузбасса и Хакасии, а также иные промышленные грузы с предприятий Сибири. Обратно чаще всего возвращаются порожние составы и небольшой поток импорта из Китая и других азиатских стран.

Станция Кошурниково Красноярской железной дороги - вид сверху
Станция Кошурниково – вид с восточной (северной) стороны

Примерно на половине пути через Восточные Саяны, перед самым сложным горным участком Джебь – Щетинкино, расположена одна из важнейших станций дороги – Кошурниково. После нее, поднявшись вдоль р. Кизир, трасса начинает преодолевать водораздельные хребты, сильно петляя на крутых подъемах. Впереди до ст. Щетинкино 4 тоннеля, 16 крутых поворотов (включая два на 180°) и перепад высот в 220 метров.

Общий вид Джебской петли
Общий вид и схема Джебской железнодорожной петли – самого сложного участка Южного хода Транссиба, расположенного на высотах 630–805 метров над уровнем моря. Именно на ст. Кошурниково тяжелогруженые поезда готовятся преодолевать этот участок

Схема Джебской железнодорожной петли

На станции Кошурниково составы останавливаются, если необходимо – переформируются для преодоления сложного участка. А самое главное, к ним подцепляют второй толкающий локомотив.

Тяжелые поезда преодолевают этот участок двойной тягой

– один трехсекционный локомотив тянет груженые вагоны спереди, а второй такой же подталкивает состав сзади.

Грузовой состав с толкачем на перегоне Джебь - Щетинкино
Грузовой поезд подходит к Джебской петле. На фото виден один трехсекционный локомотив в голове состава и еще один такой же, подталкивающий состав в хвосте

Сейчас «столица» трассы от Абакана до Тайшета в связи со все возрастающим грузопотоком работает практически на пределе своих возможностей. Поэтому Красноярская железная дорога проводит масштабную реконструкцию станции – по сути, ее новое строительство.

Демонтаж старой рельсошпальной решетки на станции Кошурниково
Демонтаж старой рельсошпальной решетки на станции Кошурниково

В рамках развития Кошурниково уже запущена новая тяговая подстанция, активно идут работы обновлению всей путевой инфраструктуры (протяженность 10 из 12 станционных путей увеличат до 1,2 км), укладке новых стрелочных переводов, реконструкции инженерных сетей и системы энергообеспечения.

Новейший локоматив Ермак серии 3ЭС5К
В Кошурниково находится и оборотное депо. В текущем году на КрасЖД поступит 51 новейший трехсекционный электровоз «Ермак» 3ЭС5К мощностью 9840 кВт (13 380 л. с.), а всего за последние 6 лет на дорогу поступило 223 таких локомотива и еще 62 двухсекционных 2ЭС5К

Осенью станцию переведут на современное компьютерное управление с микропроцессорной системой централизации стрелочных переводов и светофоров.

Примечательно, что, как и вся модернизация Южного хода Транссиба, работы здесь ведутся в условиях сохранения движения поездов: станция работает, как обычно.

Работы по укладке новых станционных путей
Работы по укладке новых станционных путей в восточной горловине ст. Кошурниково

Последний этап реконструкции станции завершится в следующем году, и пропускная способность Кошурниково вырастет с текущих 1800 поездов в месяц до 2500–3000 тяжеловесных составов массой в 7100 тонн и выше. К этому времени за ее восточной горловиной будет открыт новый тоннель под вторые пути, а два прилегающих к ней перегона станут полностью двухпутными.

Первый Джебский тоннель

Практически сразу севернее (в восточном направлении) за Кошурниково идут активные работы по расшивке очередного лимитирующего участка – перегона ст. Кошурниково – раз. 570 км. Здесь, в горах Восточного Саяна, завершается строительство второй параллельной ветки Первого Джебского тоннеля и мостов через р. Джебь.

Строительство Первого Джебского тоннеля вид восточного портала
Поворотный Первый Джебский тоннель – восточные (северные) порталы. Справа его первая ветка 1960-х годов, слева идет возведение второго тоннеля

Проходка нового 267-метрового инженерного сооружения была завершена в декабре 2023-го всего за полгода буровзрывным способом. Тоннелепроходчики шли друг навстречу другу с двух сторон, всего было извлечено более 12 тысяч м3 скального грунта.

Первый Джебский тоннель видизнутри
В новом тоннеле все готово для начала обустройства верхнего строения пути

К тоннелю уже подведены все инженерные коммуникации, выполнены обустройство гидроизоляции и бетонирование внутренней обделки, а сейчас идут работы по укладке рельсов на железобетонных рамах с применением специальных демпферных матов. Такая технология верхнего обустройства пути позволит снизить деструктивное воздействие от тяжелых поездов, повысит безопасность и увеличит срок эксплуатации сооружения.

Перед западным порталом второй ветки Первого Джебского тоннеля также уже возводят опоры для нового моста через р. Джебь
Перед западным порталом второй ветки Первого Джебского тоннеля также уже возводят опоры для нового моста через р. Джебь

Еще остались работы по созданию железнодорожных подходов-ответвлений от основного хода к новому тоннелю и мостам, обустройству порталов и созданию зоны безопасности.

Работы на восточном портале Первого Джебского тоннеля
Восточный портал второго Первого Джебского тоннеля

Открыть двухпутное движение по двум перегонам Южного хода с западной и восточной стороны ст. Кошурниково и через новый тоннель планируется до конца 2025 года.

После этого на одном из самых загруженных участков Восточного полигона РЖД исчезнет еще одно барьерное место.

Что дальше

После завершения работ в районе Кошурниково КрасЖД останется расшить последний важный и пока еще однопутный тоннель – Козинский. Необходимо к его единственной ветке длиной 1,4 км добавить вторую.

Козинский тоннель на трассе Абакан-Тайшет
Последний однопутный Козинский тоннель. Скоро рядом начнут пробивать вторую ветку для организации пропуска поездов одновременно в обе стороны и на этом участке Южсиба

«На самом сложном перевальном перегоне Южного хода Джебь – Щетинкино нам осталось ликвидировать последнюю однопутную перемычку в 3 км, где пока построен тоннель только под один путь. Сейчас проводятся тендеры на строительство 2-го Козинского тоннеля длиной 1360 м. Ориентируемся, что к 2027 году мы завершим его сбойку», – отмечает Алексей Туманин.

Джебская петля общий вид снизу
Через несколько лет «расшивка» самого сложного и узкого места полностью завершится, и железнодорожники бросят все силы на другие участки трассы

Тогда все наиболее масштабные работы по увеличению пропускной способности Южсиба на горном участке от Абакана до Саянской будут завершены, и красно­ярские железнодорожники полностью сконцентрируются

на равнинном участке от ст. Саянской до самого Тайшета.

«На данный момент из 16 перегонов этого направления 13 еще являются однопутными. Но на всех мы уже ведем строительные работы. Инвестиции РЖД в развитие Красноярской железной дороги с каждым годом прирастают: в 2023 году это было порядка 44 млрд рублей, из которых 25 млрд пошли на модерни­зацию Южного хода. В этом году инвестпрограмма запланирована на уровне выше прошлогоднего в 1,5 раза. В том числе 32 млрд пойдут на проекты увеличения пропускных способностей участка Междуреченск – Тайшет», – поясняет Алексей Туманин.

Поезд идет по Южному ходу Транссиба
Грузопотоки неуклонно растут, а значит, модернизация и расширение пропускной способности Южного хода Транссиба будет продолжаться

Таким образом, у КрасЖД впереди еще много работы, чтобы выполнить поручение руководства страны – увеличить к 2030 году провозную способность Восточного полигона, частью которого является Южный ход дороги, с нынешних 120 млн до 210 млн тонн.

Фото: ДЕЛА и КрасЖД

© ДЕЛА.ru

 

новости

Железная дорога Кызыл – Курагино оценена в триллион На Восточном экономическом форуме, обсуждавшем глобальные планы, всплыл подзабытый проект железной дороги из Южной Сибири и Центральную Азию. Первый заместитель…

Красноярское метро от Шахтеров до мэрии – как пройдет По строительству Красноярского метро пришла очередная экспертиза – на этот раз о сохранности объектов культурного наследия от ул. Шахтеров до мэрии…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).