Город Лесосибирск, расположенный на Енисее чуть ниже впадения в него Ангары, собираются превратить в полноценный транспортно-логистический узел. Для этого планируют построить новые дороги вглубь приангарской тайги и модернизировать железнодорожную ветку, связывающую этот промышленный центр с Транссибирской магистралью.
Лесосибрск был образован в 1975 году путем объединения поселков Маклаково и Новомаклаково, позже к ним добавился и Новоенисейск. Город тянется на более чем 30 км вдоль левого берега Енисея – промзоны перемежаются жилыми кварталами
Министерство экономики Красноярского края продолжает подготовку комплексного плана развития опорных городов региона, к которым относится и 56‑тысячный Лесосибирск. Будущее этого сибирского города, оправдывая его название, по-прежнему связывают в основном с лесопромышленным комплексом. Но не только.
Лесосибирск как опорный город и транспортный узел среднего течения Енисея и Нижнего Приангарья
Автодорога Высокогорский – Северо-ЕнисеЙский
Ввод в строй (по национальному проекту «Безопасные качественные дороги») Высокогорского моста открыл большие перспективы освоения правобережья Енисея и Ангары.
Главное событие прошлого года – открытие долгожданной мостовой переправы через Енисей. Высокогорский мост уже дал толчок дальнейшему социально-экономическому развитию региона
Сейчас основные работы сосредоточены на модернизации трассы от моста вдоль Енисея в сторону Епишино и далее уже на Северо-Енисейский – к богатым золотоносным месторождениям.
Обновленние трассы вдоль правого берега Енисея разбито на несколько этапов
Как рассказали ДЕЛА в министерстве транспорта Красноярского края, реализация I этапа реконструкции автодороги Енисейск – Высокогорский протяженностью 15,5 км будет завершена уже в этом году. Заключение госконтракта по следующему этапу реконструкции планируется в марте, а ввод этого второго обновленного участка в эксплуатацию – в конце 2025 года.
Срезание горы на участке новой дороги Потапово – Городище в районе Каменки. Этот 15‑километровый участок должны сдать в 2024-м. Общая стоимость работ, которые ведутся по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», – 2,7 млрд руб.
Также уже получено положительное заключение государственной экспертизы на следующий шаг – реконструкцию участка в месте сопряжения дороги с ответвлением на Северо-Енисейский район.
Трасса Лесосибирск – Высокогорский – Мотыгино – Раздолинск
Параллельно идут активные работы и по проектированию совершенно новой автодороги, ведущей от Высокогорского на восток через глухую тайгу Нижнего Приангарья до пгт. Мотыгино на правом берегу р. Ангары.
Вот так должна пройти абсолютно новая автодорога, которая обеспечит жителям Мотыгинского района круглогодичную, не зависящую от состяния паромных и ледовых переправ через Енисей, Тасееву и Ангару, наземную связь с «большой землей»
Строительство новой 135-километровой трассы планируют разбить на два этапа через единственное жилое поселение на всем этом пути: пос. Высокогорский – д. Татарка протяженностью 45 км и Татарка – Мотыгино протяженностью 90 км.
Помимо доступа к богатым лесным ресурсам, дорога позволит круглогодично снабжать многочисленные рудники и горно-обогатительные комбинаты Мотыгинского района. А также стабильно выполнять вывоз обогащенной руды
с ГОКов непосредственно в Лесосибирск. Откуда готовая продукция может отправляться уже железнодорожным или водным транспортом.
В Лесосибирске расположен крупный речной порт Енисейского пароходства с выходом на Транссиб, Норильский промрайон и Севморпуть. Он может обрабатывать более глубоко сидящие суда, чем красноярский, поскольку расположен за Казачинским порогом и ниже впадения в Енисей полноводной Ангары
На данный момент проектная документация по участку автомобильной дороги на отрезке Татарка – Мотыгино (II этап) уже получила положительное заключение государственной экспертизы. А документация по участку Высокогорский – Татарка (I этап) проходит госэкспертизу, которая должна завершиться уже в этом году.
Строительство новой трассы вдоль Ангары разбито на два этапа. На всем 135‑километровом пути через таежную глухомань встречается только один населенный пункт
Ориентировочная стоимость всего строительства по текущим ценам составляет более 23 млрд руб. и будет уточнена после прохождения экспертизы. Для понимания масштабов – это в три раза дороже Высокогорского моста со всеми автомобильными подходами к нему.
Сроки выполнения работ будут зависеть от наличия источников финансирования дорожного фонда Красноярского края, но пока власти ориентируются на 2025–2030 гг.
Также в планах дальнейшее развитие данного направления от Мотыгино до Раздолинска (асфальтобетонная трасса – ориентировочная стоимость ее реконструкции составляет 3,6 млрд) и к богатым рудным месторождениям сурьмы и золота в районе Южно-Енисейска.
В планах также восстановление покрытия и модернизация существующих дорог, ведущих от берега Ангары на север
Продолжится и планомерное приведение в нормативное состояние главной региональной автодороги 04К-044 Енисейск – Красноярск (Енисейский тракт): на ближайшее время запланированы ремонтные работы еще на 17 км трассы.
Кроме того, правительство Красноярского края уже задумалось и о строительстве автодороги Лесосибирск – Ачинск, идущей примерно параллельно ж.д.-линии. Но это, как пояснили ДЕЛА в краевом минтрансе, пока что дело отдаленного будущего.
Железная дорога Лесосибирск – Ачинск – Транссиб
Ответвление от станции Ачинск на северо-восток к месту объединения многочисленных лесопильных заводов в крупные ЛПК начали прокладывать в 1955 году, станцию Лесосибирск открыли в 1961-м, но только в 1967 году вся дорога целиком была принята в постоянную эксплуатацию.
Железнодорожная ветка Ачинск – Суриково – Большая Кеть – Пировский – Абалаково – Лесосибирск длиной 274 км через западно-сибирскую тайгу была построена в однопутном исполнении и без электрификации. Как оказалось, ее пропускной способности вполне достаточно и сейчас
Так же, как и при строительстве примерно в то же время ветки Южного хода Транссиба, в целях экономии средств железную дорогу сделали однопутной, с разъездами и станциями. Но, в отличие от трассы Абакан – Тайшет, ее еще и не стали электрифицировать.
По железной дороге вывозят продукцию ЛДК, ЛХК и других деревообрабатывающих производств Лесосибирска и обеспечивают связь с портами
Сейчас дорога активно используется для транспортировки различных лесных грузов, в меньших объемах – руды. В летние месяцы по ж.-д.-ветке от НПЗ и Транссиба до нефтеналивного речного терминала в Абалаково и до глубоководного порта в Лесосибирске доставляются для перевалки на речной транспорт грузы для Северного завоза.
На дороге есть и пассажирское сообщение – от Лесосибирска через Ачинск можно добраться до Красноярска на поезде
Как рассказали ДЕЛА в Красноярской железной дороге, текущая пропускная способность участка – 12 поездов в сутки, и это пока даже превышает существующую потребность Лесосибирского промышленного кластера в грузовых железнодорожных перевозках.
Перспективы развития Лесосибирска по-прежнему связаны с более глубокой переработкой древесины: например, строительством целлюлозно-бумажного и биохимического производств. Железнодорожники готовы обработать необходимые для этого потоки грузов
Недавно был реализован проект технического перевооружения станции Лесосибирск – внедрена микропроцессорная система управления, а на текущий год запланирован капитальный ремонт пути на участке Абалаково – Лесосибирск.
При этом при необходимости есть возможность вывозить еще больше грузов, используя действующую инфраструктуру.
«Если спрос на перевозки вырастет, то его позволят обеспечить имеющиеся пропускные резервы. Кроме того, Красноярская железная дорога готова увеличить объемы погрузки и за счет формирования длинносоставных поездов – технологии вождения тяжеловесных грузовых составов мощными тепловозами серии 3ТЭ10», – пояснили нашему изданию в КрасЖД.
Дорога способна перевезти больше грузов, чем могут дать сейчас Бирилюсский, Пировский районы края и вся промышленность Енисейска и Лесосибирска
При этом железнодорожники все-таки прорабатывают и возможность дальнейшей модернизации ветки на перспективу в увязке с развитием всего Лесосибирского промышленного кластера и ростом грузопотоков с Нижнего Приангарья.
Символы Лесосибирска напоминают о его роли в экономике в качестве крупнейшего лесопромышленного центра Сибири
Так что если все планы властей Красноярского края будут реализованы, Лесосибирск должен стать полноценным транспортно-логистическим узлом и в целом межрайонным центром всего Нижнего Приангарья и Среднего Енисея.
Фото: КрУДор, КрасЖД, ЕРП,
Андрей Логвинович, Михаил Драбкин