статья

Через Восточные Саяны пробит новый железнодорожный тоннель

На Южном ходе Транссибирской магистрали в отрогах Саянских гор на Красноярской железной дороге произвели сбойку очередного тоннеля. Работы идут в рамках реконструкции трассы Междуреченск – Тайшет для расширения грузопотоков Восточного полигона РЖД.

1-й Джебский тоннель восточный портал
Торжественная церемония проведения сбойки на восточном портале 1-го Джебского тонеля

Грузы из центра России в сторону морских портов Дальнего Востока идут через Красноярский край двумя путями: по основному историческому ходу Транссиба и через так называемый Южный ход, который начинается в Кузбассе и выходит в конечном итоге все к тому же Тайшету. Уже оттуда разветвляются Транссиб и БАМ.

Транссиб и Южный ход Транссиба Южсиб - карта
По южной ветке для перевалки в дальневосточных портах с целю доставки в Юго-Восточную Азию следуют составы с высококачественным углем добытым на Кузбассе, в Хакасии и Тыве, а также другие многочисленные транзитные грузы

Южная трасса очень сложна по своему профилю (пересекает две горные системы Сибири) и пока еще обладает меньшей пропускной способностью, чем основной широтный ход Транссибирской магистрали. Дело в том, что в 1960-е годы она была построена в однопутном исполнении: соответственно и мосты, и тоннели на ней также были предусмотрены только для одностороннего пропуска составов.

Трасса Абакан - Тайшет в пределах Джебской петли
Трасса на участке от Курагино до Аргазы вынуждена много петлять, преодолевать водоразделы сибирских рек (главные из которых Кизир, Сисим и Мана) и «пробивать» горные хребты. Изначально ее строили на один путь и сейчас приходится расширять

Последние годы участок Южсиба в пределах Красноярской железной дороги в рамках II этапа расширения Восточного полигона активно модернизируется – укладываются дополнительные вторые пути и обновляются существующие, возводятся новые мостовые переходы через реки и горные ущелья, пробиваются новые тоннели в добавок к уже существующим.

Одним из таких сооружений и стала вторая параллельная ветка 1‑го Джебского тоннеля на перегоне ст. Кошурниково – путевой пост 570 км.

Видео строительства и сбойки тоннеля:

Это один из самых сложных по рельефу участков, уступающих разве что Джебь – Шетинкино с его двумя 180-градусными петлями, тремя идущими друг за другом тоннелями и знаменитым Козинским виадуком. Но и здесь из-за крутых подъемов для пропуска грузовых составов часто приходится использовать дополнительные подталкивающие локомотивы.

Новый 267-метровый тоннель был пробит в сжатые сроки – всего за полгода.

Выемка грунта в тоннеле после взрывных работ
Выемка грунта в тоннеле после взрывных работ

Как рассказал заместитель начальника Красноярской железной дороги Иван Борисов, к основным работам приступили в июле, а буквально через 6 месяцев уже произошла сбойка.

Вывоз скальной породы из тоннеля
Вывоз скальной породы из тоннеля

Сами работы шли непросто – со стороны западного портала пришлось столкнуться с очень неустойчивыми породами (суглинки и сама глина) – приходилось метр за метром пробиваться с помощью усиленной обделки аркобетоном. Дальше, в самой скале проходка осуществлялась уже буровзрывным способом – на 2 метра вглубь закладывалась патронированная взрывчатка, проводился ее подрыв и отрывалась горная порода, которую уже и вынимали.

В общей сложности было извлечено более 12 тыс. кубометров скального грунта.

Тоннель в Саянских горах Красноярская железная дорога
Порталы уже реконструированного на две параллельные ветки железнодорожного пути 2‑го Джебского тоннеля

Теперь строителям необходимо углубить основание тоннеля и выполнить его обделку, уложить пути (планируется использовать передовую безбалластную технологию на железобетонных рамах с демпферными амортизирующими матами), обустроить подходы к сооружению, установить контактную сеть и пр.

Поезд идет вдоль реки Кизир н атрассе Абакан - Тайшет Красноярской железной дороги
В этом году уже двухпутным стал и очередной участок трассы вдоль Кизира

Помимо самого тоннеля проект модернизации перегона предусматривает и укладку 4,2 км новых путей – для этого необходимо построить еще и новый мост через р. Джебь.

Открыть двухпутное движение поездов по всему перегону планируется в 2025 году. После этого данный участок Южсиба перестанет быть лимитирующим –

его пропускная способность увеличится в 3 раза.

Манский тоннель Красноярская железная жорога
Большинство лимитирующих тоннелей на трассе уже реконструировали – для них пробили вторые ветки и запустили встречное движение. На фото Манский тоннель под Аргазинским перевалом, отделяющим Восточный Саян от равнин Канско-Рыбинской котловины

Всего на трассе Междуреченск-Тайшет расположено 10 тоннельных комплексов общей протяженностью более 20 км (без учета вновь строящихся). Из них на 4‑х уже построены вторые ветки, и они стали двухпутными – в том числе самые большие Нанхчульский тоннель (2,4 км) в горах Кузнецкого Алатау и Манский тоннель (2,5 км) в отрогах Восточного Саяна.

Вторую ветку 1-го Джебского сдадут через полтора года и затем приступят к расширению Козинского (1,4 км) тоннельного комплекса.

Мосты через реку Абакан - железнодорожный и автомобильный
Через самый крупный левобережный приток Верхнего Енисея – р. Абакан – вскоре также начнут строить второй железнодорожный мост и путь

Кроме того уже начато возведение второго моста через р. Кан, а впереди у красноярских железнодорожников еще один крупный объект на Южном ходе – мостовой переход через реку Абакан. Как рассказал на прошедшем в декабре в Москве IV Железнодорожном съезде начальник КрасЖД Алексей Туманин,

«на следующий год у нас также большие планы по строительству вторых путей, в том числе и моста через реку Абакан и дальше перехода на Подсиний и Минусинск. На сегодня это самая узкая точка, которая нас придерживает».

Козинский виадук и перегон Джебь-Щетинкино Красноярская железная дорога
Грузовой поезд на обновленном Козинском виадуке на перегоне Джебь-Щетинкино. Вдали виден тоннель, сквозь который проходят составы, чтобы повернув на 180° поднятся на виадук

Все эти меры по ликвидации узких лимитирующих участков Южсиба позволят обеспечить к 2025 году запланированную провозную способность РЖД в сторону погранпереходов с КНР и к экспортным портам Тихого океана в 180 млн тонн.

Но на IV Железнодорожном съезде руководством России поставлена уже новая задача – 210 млн. тонн к 2030 и 255 млн к 2032 году. А это значит, что Восточный полигон – Транссиб и БАМ, в том числе и Красноярскую железную дорогу, ждет новая обширная программа модернизации.

Фото: КрасЖД

© ДЕЛА.ru

 

новости

Школьников познакомили с дронами на фестивале «Дотянуться до неба» В этом году Красноярск впервые принял Всероссийский фестиваль беспилотной авиации «Дотянуться до неба». На мероприятие позвали не только экспертов…

Минэкологии всерьез берется за пригороды Красноярска На днях министр экологии Красноярского края Владимир Часовитин заявил о «наступлении» на атмосферные выбросы в агломерации Красноярска –…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).