Красноярск, скорее всего, не дождется выполнения мероприятий, которые должна была до конца 2023 года реализовать компания «Мовиста» – концессионер, заключивший трехстороннее соглашение с краем и муниципалитетом по развитию трамвайной сети на пару десятков лет. На сегодня нет ни проектов, ни экспертизы, ни даже подписания всех необходимых документов.
Трамваи «Львенок» прибыли в Красноярск в конце 2021 года. Когда город дождется новых поставок и современных путей, а главное, как решать проблему модернизации этого вида транспорта, сегодня неясно. По концессионному соглашению с «Мовистой» пока одни вопросы
Вопрос в очередной раз подняли на комиссии горсовета 19 октября, которая обсуждала изменения в муниципальной программе пассажирских перевозок до 2025 года. Глава доживающего последние месяцы департамента транспорта мэрии Максим Силкин рассказал в том числе о планах в «трамвайной отрасли».
Конциссионер по договору должен был обновить не только сами трамвайные пути и построить новые линии, но и закупить для Красноярска современный подвижной состав
Силкин сообщил, что по концессионному соглашению на создание имущественного комплекса современного трамвая и реконструкцию старых путей в 2024–2026 годах запланированы (с привлечением средств вышестоящих бюджетов) 6,75 млрд рублей.
Напомним при этом, что сумма сделки с ООО «Мовиста регионы Красноярск» на 20 лет превышает 23 млрд рублей. Компания по соглашению с краем и муниципалитетом обязалась реконструировать 8 км существующих сетей на Красрабе, построить новую ветку в 15 км до Солнечного, модернизировать депо и подстанции, закупить 50 двухсекционных трамваев и так далее.
Торги по трамвайным путям приостановлены по жалобе, но работы уже вовсю идут. Депутаты высказывают свое возмущение этим фактом в соцсетях
Вместо этого работами по демонтажу старых трамвайных сетей на проспекте им. газеты «Красноярский рабочий» сейчас занимается город, а объявленные на городские деньги торги приостановлены по жалобе в УФАС.
Пока еще отвечающий за красноярский транспорт Силкин пояснил, что ремонт трамвайных путей начат от кольца Предмостной и продолжится до Вузовского переулка за сумму в 615 млн рублей из вышестоящего бюджета. Назывались и другие конкретные цифры по «трамвайной программе», но про концессию с «Мовистой» ничего внятного не прозвучало.
Так что по окончании доклада первый вопрос к главе дептранса был задан именно по этой проблеме.
«В какой поре находится сейчас злополучная концессия?» – обратился к Силкину депутат Вячеслав Дюков.
В соцсетях у «Мовиста регионы» все хорошо. Не далее как 17 октября во «ВКонтакте» компании была опубликована новость о том, что первый этап строительства трамвайных путей в Ярославле прошел госэкспертизу, а работы там пройдут до конца года. А на фото – новые трамваи, которые недавно прибыли в Пермь
«Вопрос концессионного соглашения на сегодня прорабатывается в краевой администрации, его держит на контроле губернатор Михаил Михайлович Котюков. Мы будем продолжать работы в данном контексте», – ответил руководитель дептранса.
И тут в беседу вмешался первый заммэра и глава департамента финансов Красноярска Роман Одинцов:
«Не знаю, откуда у вас информация о контроле у руководителя региона», – начал он. И затем пояснил «формальную сторону вопроса».
«Концессионное соглашение заключено, и оно действующее. В соответствии с соглашением концессионер должен был осуществить определенные процедуры и работы. Так, в этом году и в последующие процедура финансового закрытия – это когда стороны подтвреждают наличие всех источников финансирования, подписывают прямое и дополнительные соглашения и прочее – не завершена, хотя должна была завершиться еще летом.
Соглашение с «Мовистой» остается все еще действующим, хотя работы по нему и не выполнены
Кроме того, концессионер должен был разработать проектно-сметную документацию и получить заключение госэкспертизы. Но и тут пока вопрос открытый», – сказал главный по финансам Красноярска.
Так что запланированные на 2023 год мероприятия – под большим вопросом, и «отставание серьезное».
Какой уж там трамвай до Солнечного к новому 2025 году, если инвестор до сих пор не начал даже работ первого этапа и не озаботился проектами?
Отметим, что первым этапом, на Красрабе, «Мовиста» должна была озадачиться еще в ноябре 2022 года, а второй, по ветке через Октябрьский мост, начать в июле 2023-го.
«В этой связи мы полагаем: есть существенные риски по 2023 году, что обязательства по концессионному соглашению не будут выполнены.
Тем не менее формальных оснований по расторжению концессии пока нет: сроки не закончились, а федеральные и краевые средства в объеме более 3 млрд рублей доведены до муниципалитета», – сообщил глава департамента финансов Красноярска. Правда, использовать эти деньги, пока исполнитель не представит все необходимые документы, нельзя.
Пусть причины для расторжения соглашения нет, добавил Одинцов, но есть повод для «серьезного рассмотрения вопроса». Что и делают сейчас в правительстве края, которое является третьей стороной концессии.
Какое решение будет принято в итоге, неизвестно.
Трамвайный вопрос, конечно, власти будут решать, тем более что деньги на это выделены. Но с «Мовистой» или нет, непонятно
Ну а депутаты, одобрив программу перевозок, решили в очередной раз (вслед за предыдущим созывом)
рекомендовать властям рассмотреть законные основания для расторжения соглашения с «Мовистой».
И если такие основания найдутся, пойти на этот шаг.
Далее по теме:
Фото: администрация Красноярска, «Мовиста регионы», ДЕЛА