В Красноярске на пр. Мира продолжается снос ставшего печально знаменитым здания кафе «Кантри». И пока хозяйка продолжает судиться с мэрией, требуя многомиллионные компенсации, жители города уже задаются вопросом, что теперь будет на этом месте. Но оказалось, что сама земля под «Кантри» продолжает оставаться в частной собственности.
Работы по разбору бетонно-кирпичной коробки на главном проспекте города в самом разгаре. По предварительным оценкам, потребуется не менее полумесяца, чтобы полностью избавиться от остатков строения на тротуаре. Ограничения движения тем временем отменили – демонтаж стараются проводить аккуратно, частично вручную, чтобы не повредить соседнее здание. А главное, чтобы никакой кирпич не прилетел на голову горожанам.
Между тем, сами красноярцы все чаще задаются двумя основными вопросами.
Кто виноват в появлении «Кантри»
Большинство так и не понимает, как мэрия Красноярска выдала разрешение на реконструкцию с появлением этого недоразумения посреди города. И требуют наказать виновных.
Напомним, что расследование так и не выявило фамилий конкретных ответственных чиновников прежней администрации города. Каждый из них вроде как и не совершил ничего «противозаконного». А в итоге получилось то, что получилось.
Старое «Кантри» было вот таким и не вызывало у красноярцев большого отторжения. Воздвигнуть на его месте двухэтажную кирпичную коробку захотели к Универсиаде
Сначала изменение «красных линий» на пр. Мира прошло через процедуру общественных слушаний и было утверждено мэром Эдхамом Акбулатовым, а после прохождения всех инстанций вице-мэр Олег Животов поставил подпись под разрешением. При этом чиновник заявлял, что «руководствовался действующим законодательством»
и просто не имел права не поставить подпись,
поскольку у бизнесменши были в порядке все необходимые согласования.
Да и нанятые предпринимательницей красноярские архитекторы восхищались построенным зданием, заявляя, что оно «выглядит очень деликатно».
В ходе судебных разбирательств выяснилось, что по мнению архитектурно-градостоительных экспертов, кирпичная коробка даже улучшает восприятие старинного особняка – объекта культурного наследия по Мира, 87
Так что у Ольги Грималюк вполне есть шансы отсудить компенсацию от красноярцев – ведь получается, что у нее были все необходимые документы, и реконструкцию она сделала вполне законно. Это потом мэрия дала «задний ход», когда бизнесвумен уже понесла значительные расходы.
Были получены все необходимые согласования и разрешения для реконструкции, по сути вылившейся в новую стройку «архитектурного шедевра»
Поскольку конкретных виновных городских чиновников не нашли (горожане в соцсетях выдвигают предположения, что не очень-то и старались искать), то в случае выигрыша процесса Ольге Грималюк, скорее всего,
заплатит бюджет города – то есть все красноярцы из своего кармана.
Вот каким зеленым было это место раньше. Борис Ряузов: У телеграфа, 1978 год
Что будет на месте «Кантри»
Второй вопрос, которым задаются жители, – что будет на месте снесенного «Кантри». И здесь все также запутанно.
Дело в том, что судебное решение подразумевает только снос самого строения и никак не касается земли, на которой оно стояло.
Но этот тротуар на пр. Мира находится в частной собственности.
Согласно выписки из Росреестра, земля на углу пр. Мира и ул. Диктатуры Пролетариата находится в частной собственности. Регистрации права № 24-24-01/158/2012-655 от 12.07.2012
Как так получилось, что целый кусок пешеходной части главной улицы города стал частными владениями, в администрации Красноярска ДЕЛА пообещали рассказать позже. Как и о дальнейших планах мэрии на этот участок.
Между тем, большинство горожан предлагают вернуть на это место сквер, который был у Центрального телеграфа (ныне Управление Федеральной почтовой связи по пр. Мира, 102).
Палисадник у Главпочтамта Красноярска, 1970-е годы
Но, скорее всего, предложение нереализуемо. Ведь это было в те времена, когда не только деревьев в центре Красноярска было намного больше и они были «выше и зеленее», но и территорию города не распродавали направо и налево по кусочкам.