Наверное, нет другого места в России, где дикий отдых пользуется такой популярностью, как в Сибири, и в особенности – в Красноярском крае. Когда ленивый пляжный отпуск уже приелся, хочется в горы, в тайгу. Это удовольствие другого порядка – тащить рюкзак, превозмогать трудности, сидеть у костра и травить страшные байки.
Но страшилки появляются не на пустом месте. Все-таки есть в лесу что-то, что пугает сильнее медведей, клещей или опасности заблудиться. Вот одна из историй.
Предостерегающую табличку раньше видел всякий, выходя из леса на берег реки. Сейчас ее уже нет – упала и сгнила со временем
Речь пойдет о Богунае – правом притоке реки Кан в районе закрытого города Зеленогорска.
Места там дикие и красивые, но главная их достопримечательность – водопад высотой с четырехэтажный дом. Место издавна манило к себе туристов, и сегодня богунайский водопад известен далеко за пределами ЗАТО. Водят туда группы и из Красноярска. Кто-то даже называет его «местом силы» – в любом случае равнодушных не остается.
Река Богунай течет по скалистой местности, а добраться до нее непросто
...Эта история произошла в начале 2000-х, когда мы только начинали самостоятельно ходить в походы без сопровождения взрослых. Мы – это я и двое моих друзей: Диман и чувак по прозвищу Доход.
Сейчас Диман работает на заводе инженером и гордо зовется Дмитрием Андреевичем. Тогда же он был обычным 15-летним пацаном в синих шортах. От нас с Доходом в этом походе он отличался наличием крутого отцовского рюкзака и сотового телефона. Связи на Богунае ни тогда, ни сейчас не было и нет, но Диман все равно таскал с собой мобильник. У нас с Доходом мобильных в то время еще не было, а уж фотоаппаратов и подавно. Поэтому все приведенные здесь фото были сделаны уже в других походах.
Доход же являл собой классический пример любимого бабушкиного внука: пухлый, совершенно неприспособленный к самостоятельной жизни и до ужаса неуклюжий. Если какая-то неприятность и могла случиться, то она обязательно с ним случалась.
Река Богунай – правый приток Кана
Тропа вдоль реки переходит с одного берега на другой
Но вернемся к нашему походу. Он выдался на выходной день, и поэтому все стоянки, когда мы пришли на водопад, были заняты другими отдыхающими. Народ оккупировал реку и праздно проводил время, купаясь и загорая на камнях. Встать с палатками было негде.
Нас не устроил такой расклад, поэтому было принято решение идти и искать место, где людей не будет.
Пусть рядом не окажется водопада, зато мы сможем остаться в тишине. И мы пошли вверх по реке.
Богунай весной превращается в поток, смывающий все на своем пути
Нужно сказать, что берега Богуная относительно проходимы только в районе водопада и ниже по течению. Выше начинаются бесконечные прижимы и завалы, и найти ровное место для палатки у реки очень трудно. Вдобавок тропа идет только до самого водопада, так как за ненадобностью выше никто не ходит.
Местами река буквально прорывается через каменные нагромождения
Мы преодолели несколько километров по кустам, курумнику и порой прямо по воде и наконец нашли подходящее место.
Это был галечный осередок с огромным валуном в центре. На приверхе островка находилась внушительная куча принесенных течением веток и стволов деревьев. Все это уже успело хорошо высохнуть, обеспечив наш костер топливом.
Мы разровняли гальку, поставили палатку и оставшуюся часть времени готовили еду, понемногу обустраивали лагерь и купались. Ничего из ряда вон выходящего не произошло. Так наступил вечер, а затем и ночь.
Один из сливов Богунайского водопада
В жаркий летний день хорошо окунуться в студеный поток
Я уже засыпал, когда Доход начал ворчать, чтобы Диман выключил телефон: мол, светит в глаза. Я открыл глаза и тоже увидел свет. Тут проснулся Диман. Он заявил, что телефон лежит в кармане палатки, выключенный. В том же кармане лежал и наш единственный фонарик, советский «Жучок».
Но свет был. Это был странный синий луч, он проходил сквозь палатку чуть выше наших голов.
Может быть, на самом деле луч был другого цвета, но наша палатка была синей, и она окрасила его.
Было ясно, что это не чей-то фонарик – фонарик не может дать такой сфокусированный свет. Луч больше напоминал лазер, но довольно широкий – около пяти сантиметров в диаметре. Рассмотреть его подробно не удалось, так как он исчез очень быстро после того, как был замечен.
Нам стало не до сна. Откуда взяться лучу? Справа от палатки почти вплотную возвышался упомянутый валун размером с УАЗ-«буханку». Слева было метров пять галечника и около десяти-пятнадцати воды.
По берегу не было тропы, вдобавок он был очень крут и завален упавшими деревьями. Не верилось, что кто-то пошел бы там ночью.
Мы аккуратно расстегнули молнию палатки и высунули головы. В костре еще тлели угли, не давая никакого света. Небо было в тучах. Темно, хоть глаз выколи. Никаких подозрительных звуков. Мы принесли еще дров, запалили костер, еще немного пообсуждали увиденное и снова легли спать, придя к выводу, что луч нам просто померещился из-за сильных физических нагрузок.
Я лежал, вслушиваясь в шум воды. Вдруг к нему стали примешиваться другие звуки. Издалека, очень незаметно, нарастало пение. Как будто пел церковный хор. Пение становилось все громче, солисты начали фальшивить, сбиваться с ритма и вскоре мне стало казаться, что наша палатка стоит посреди базарной площади.
Вокруг стоял шум-гам, кто-то разговаривал, играла музыка. Причем различить каких-то конкретных слов не удавалось. Как будто пленку проигрывали задом наперед.
Я поделился своими ощущениями с Диманом. Тот ответил, что тоже уже минут десять слушает пение. Обладая техническим складом ума, он объяснил это долгим влиянием однообразного шума, которое якобы может привести к слуховым галлюцинациям. Я согласился и стал слушать дальше. Никакого страха у меня не было.
Только не давали покоя отдельные фразы, которые звучали гораздо ярче и четче, чем остальной шум. Если пение звучало одновременно отовсюду, то направление источника голосов явно определялось, в этом не было никаких сомнений. Голоса появлялись то справа, то слева.
Я снова пристал к Диману, и мы начали прислушиваться вместе. Не прошло и минуты, как прозвучала очередная фраза.
Я повернулся к другу. Он уже смотрел на меня, в глазах его было удивление и ужас одновременно. Он тоже это слышал.
Вот такие выворотни порой встречаются в лесу. Они нагоняют жути, неожиданно появляясь среди кустов
Следующее слово прозвучало прямо над нашими головами. Как будто кто-то нагнулся над палаткой и тихим голосом что-то сказал.
Так родители будят детей, которым снится кошмар, стараясь сделать переход из мира снов в реальность как можно более мягким.
Я не разобрал, что это было за слово, уловил только окончание — «...ет». Было всего два слога, что-то вроде «привет» или «ответ».
Наш костер, разведенный недавно, уже не давал света – сухие палки быстро прогорают. Нам стало страшно. Нужно было выйти из палатки и подкинуть дров. Пока мы решали, кто пойдет наружу, проснулся Доход. Мы рассказали ему о случившемся. Он сделал вид, что не поверил ни слову, но выйти и подбросить дров в костер наотрез отказался.
Днем в лесу совсем не страшно. А вот ночью мерещится всякое
Тогда мы с Диманом решили сделать это вдвоем. Доход запаниковал. Он не хотел ни выходить со всеми в темноту, ни оставаться в палатке один. Выход из ситуации он нашел очень быстро: пока мы все втроем еще находились внутри, он лег и моментально заснул, прекратив таким образом контакт с ужасающей реальностью.
Дрова лежали за костром, на противоположной от палатки стороне. Мы аккуратно выбрались наружу, стараясь не хрустеть галькой. Никаких движений в лесу, никаких посторонних звуков. Шумит Богунай, на небе по-прежнему тучи. Поводов для беспокойства, в общем, не было. Мы даже немного посмеялись, еще раз обсудив ночное пение.
Диман остался сидеть у входа в палатку, а я расслабился и пошел к костру. Пять метров, что может произойти?
Очередной «леший» на пути
Я обошел костровище, нагнулся, взял пару палок и… не смог выпрямиться. Я даже не смог поднять глаза. Меня будто парализовало. Я стоял согнувшись, смотрел на палки у меня в руках и чувствовал на себе взгляд.
Кто-то или что-то смотрело на меня спереди, прямо из темноты. И чем дольше я стоял, тем ближе подбиралось это нечто.
А я не мог ничего сделать. В голове мелькнула мысль о Пане, древнегреческом боге природы, насылавшем ужас, панический ужас. Наверняка наш Леший, или кто там еще живет в лесах Сибири, тоже владеет такими приемами.
Меня спас Диман, доставший фонарик и начавший жужжать им на всю округу. Он решил, что я нашел среди дров что-то интересное, и тоже решил посмотреть. Жужжание спугнуло нечто в темноте, оно отвело от меня взгляд, и я реально почувствовал это. Схватив побольше дров и закинув их в костер, я ретировался в палатку, стараясь не поворачиваться к темноте спиной.
Диман мне не поверил. Он сказал, что у него не было никакого подобного ощущения, и даже вызвался в следующий раз сам пойти за дровами в одиночку, если это понадобится. Мы снова легли спать.
Голосов я больше не слышал, лес молчал, и даже река стала шуметь как-то тише. Атмосфера тяжелела. Воздух уплотнился, стал ватным и не пропускал звуки.
Затем послышались шаги по гальке, и около палатки раздался стук. Стучали деревом по дереву – как стучат в дверь, только паузы между стуками были чуть-чуть дольше. Ровно настолько, чтобы все тело успевал наполнить ужас.
Единственным деревом рядом, если можно так его назвать, был ивовый куст. Но все его попытки отрастить более-менее нормальную крону сводились на нет весенним паводком. Может быть, стучали палкой о палку, но уж очень близко ко входу. Что произошло дальше, я не помню – в самый напряженный момент я заснул мертвым сном, с головой забившись в спальник.
Мы так и не поняли, что произошло с нами в ту ночь.
Утром мы осмотрели территорию вокруг и не нашли никаких следов. Да и не рассчитывали увидеть их на камнях.
Но спустя несколько лет, во время очередной ночевки на Богунае, загадочного обитателя тайги все же удалось заметить.
Начиналось все так же: облачная ночь и пение, к которому к тому моменту все уже привыкли. Один из нас, человек бесстрашный и ни во что потустороннее не верящий, в это время ходил к реке все с тем же «жучком».
Подходя к лагерю, он заметил за одной из палаток огромного человека с рогами, похожими на оленьи.
Палатка скрывала его до пояса. Человек стоял прямо, вытянув одну руку вперед – то ли сжимал кулак, то ли куда-то указывал. Наш товарищ от неожиданности перестал жать на рычаг фонарика, и тот погас. Рогатый человек исчез.
Видео Богунайского водопада:
...Похожие истории могут в Сибири рассказать многие, кто подолгу бывает в тайге: лесники, заядлые туристы, любители экспедиций к заброшенным деревням и старинным приискам. Порой то, что случается в таких путешествиях, сложно объяснить рационально. Но и тем, кто не верит в духов и леших, поход на Богунай и в другие уголки необъятных красноярских лесов оставит незабываемые впечатления.