статья

Красноярск-2020: фантазии и реальность

Красивое сочетание 2020 – именно этот год чиновники разного уровня не раз выбирали для того, чтобы заглянуть в прекрасное будущее. Конечно, нафантазировали тогда немало – хотя то, что экономику страны вдруг начнет пожирать вирус, не могли предположить и в страшном сне.

А сейчас вспомним, какие проекты обещали Красноярску, с высоты настоящего 2020-го. Что не сбылось, а что, как ни странно (до пришествия коронавируса) имело реальные очертания?

Отметим, что стратегию социально-экономического развития Красноярска до 2030 года недавно приняли в мэрии. В новом документе есть кое-что и из планов 12-летней давности. 

Красноярская агломераця в 2020 году. Рисовать - не кули ворочать
Красноярская агломерация в 2020 году.
Как выяснилось по итогу, рисовать – не кули ворочать

В ноябре 2008 года в правительстве России утвердили Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года. Впрочем, как показало время, никто не занимался ее реализацией даже в самом начале, поскольку уже тогда грянул очередной экономический кризис. А дальше только становилось хуже: дешевела нефть, портились отношения с Западом, утекали капиталы, чужие и свои санкции втыкали палки в колеса. В результате часть положений той стратегии стала майскими указами президента, а часть сгинула как не было.

Красноярск всегда тянулся за Москвой. И у него была своя стратегия к 2020 году и свои большие проекты…

Красноярская агломерация

Предложение создать из Красноярска и его окрестностей (причем не таких уж и ближайших) некое большое образование впервые прозвучало на КЭФ в 2007 году, при губернаторстве Александра Хлопонина.

Красноярская агломерация какой должна быть

Схему территориального планирования Красноярской агломерации можно отыскать в недрах  документов краевого правительства. Документ был разработан по госконтракту 2008 года между Управлением капитального строительства и столичным институтом «Гипрогор». Для работы над ней в институт передали еще два глобальных документа, Стратегию социально-экономического развития Красноярской агломерации и комплексную инвест-программу, разработанные Корпорацией «Красноярск-2020».

Она в свою очередь была создана весной 2008 года для «строительства» агломерации поначалу как государственное предприятие с учредителем – администрацией края,  через год приватизированное и превратившееся в ОАО.

В схеме Красноярской агломерации требовалось проработать направления ее «пространственного развития». Для создания комфортной среды, развития бизнеса, улучшения качества жизни (мантры за 12 лет не изменились). Все это должно было соответствовать общероссийской Стратегии – 2020.

Смелые мечты будущего Красноярска

В Красноярскую агломерацию предполагалось включить Сосновоборск, Дивногорск, Березовский, Манский, Емельяновский и Сухобузимский районы, где вместе проживало около 40% всего населения края и половина его городского населения. Все части агломерации, указывалось, находились в пределах 1,5-часовой транспортной доступности, в зоне радиусом 60 км.

Новые города и промплощадки

Создание большого территориально объекта подразумевало новый уровень кооперации между всеми ее участниками. А также строительство городов с нуля.

Всем городам в схеме распределили роли.

Красноярск планировали сделать финансово-деловым, производственным, транспортным, научным, образовательным, торговым центром.

Транспортная инфраструктура несбывшейся Красноярской агломерации
Транспортная инфраструктура несбывшейся Красноярской агломерации

Дивногорску предполагалось отдать функции туристско-рекреационные,

Сосновоборску – промышленно-производственные и сельскохохяйственные, а также научно-технические.

Емельяновскому району из-за аэропорта отводилась роль международного транспортного узла,  также планировалось развивать здесь сельское хозяйство и объекты отдыха.

В Березовском районе предполагали добычу минерального сырья, занятия сельским хозяйством, лесозаготовками.

В Манском также планировали лесозаготовки, добычу сырья, новые заводы по выпуску стеклотары и стройматериалов.

В Сухобузимском – развитие сельского хозяйства и опять же лесозаготовок.

Ну а «пустые места» хотели заполнить новыми жилыми образованиями. В схеме говорится, что по итогам оценки территории в пределах агломерации было выявлено более 85 тыс. га под «поиск площадок для многофункциональ­ного градостроительного освоения».

Самыми примечательными были планы строительства нового города-спутника Красноярска между Шуваево и Таскино – на 50–200 тысяч жителей,

с малоэтажной застройкой и максимальным сохранением лесного массива. Город рисовали для «разгрузки» Красноярска. Городскую среду планиро­валось создавать «с чистого листа». Были варианты разместить здесь инновационную зону или вынести на территорию высшие учебные заведения вместе с кампусами.

Еще один город с населением 50 и более тысяч человек мог быть создан на Кузнецовском плато в Березовском районе.

Строить усадьбы, чтобы размещать не влезающих в столицу края красноярцев, хотели и за пределами города – в Сухобузимском, Борске, Миндерле, Шиле, Таскине, Устюге, Маганске и прочих поселках.

Воздушная подушка и трамвай

Чтобы агломерация была действительно слаженно работающим организмом, требовались надежные транспортные связи. Здесь разработчики проявили фантазию. Связать между собой старые и новые города и поселки должен был «скоростной агломерационный транспорт» – легкое метро, суда на воздушной подушке и модернизированные дороги – «автомагистрали безостановочного движения».

Красноярские трамваи должны были лететь над дорогам
Красноярские трамваи уже должны лететь над дорогами

«Пригородно-городской» метрополитен предлагалось провести до СФУ, Студенческого городка, Сосновоборска и Железногорска,

завода «Крастяжмаш» и проектируемого города-спутника рядом с Шуваевым. (При этом были и планы создать в Красноярске производство современного рельсового пассажирского транспорта для собственных нужд).

Вокруг Красноярска должна была сформироваться кольцевая дорога – и южный обход города с выходом к новому пятому, «западному», мосту через Енисей. Были также планы создать дорогу-дублер от Красноярска до Железногорска, построить в районе последнего мост через Енисей и подвести к нему железнодорожную ветку от Транссиба, а также проложить отдельную дорогу от Красноярской ГЭС до Минино и далее до Красноярска.

«Отдельно ставится вопрос реализации проекта по созданию канатных дорог через реку Енисей», – говорилось в схеме. Что означало, смутно помнится, «полет» с «Красивого берега» Академгородка сразу на Столбы.

В документе изначально содержались даже

предложения об использовании дирижаблей,

а на схеме планирования агломерации обозначили места, где летательные аппараты должны были высаживать и забирать пассажиров.

«Внедрением в транспортный кластер инновационных видов транспорта – судов на воздушной подушке и дирижаблей – может быть достигнут мультипликативный эффект», – считали авторы фантастической концепции.

При этом суда планировалось клепать на судоверфи Красноярска, а дирижабли строить в поселке Подгорном в пустующих цехах.

Схема скоростного трамвая в КрасноярскеСхема планирования Красноярской агломерации была подписана тогда еще министром строительства и ЖКХ края Николаем Глушковым. В июле 2010 года документ передали в министерство регионального развития РФ на утверждение. После этого он должен был вернуться в минстрой, а затем рассмотрен и окончательно утвержден на заседании краевого правительства. Произошло это или нет, архивы новостей умалчивают.

Центр всего

Примечательно, что Красноярск планировал в итоге «агломегапроекта» стать не только географическим, но и экономическим и социальным центром России. И даже установить по этому поводу памятный знак с рабочим названием «Красноярский край – центр России» (или, скромнее, «Начало дорог Красноярского края»). Проект знака успели одобрить на КЭФ–2008, но далее следы его теряются.

Красноярская ЭКСПО – 2020

Проект Красноярской агломерации тесно связан с идеей проведения в Красноярске международной выставки ЭКСПО – 2020. В 2007–2008 годах власти всерьез обсуждали такую возможность. Подготовкой и проведением Всемирной выставки как раз  и должна была заниматься «Корпорация – 2020». В перечень дел входили презентации, выставки, разработка генплана и прочих бумаг, подготовка к созданию всей необходимой инфраструктуры. Кроме того, «Корпорации» следовало привлекать средства на проект, включая частный капитал.

Представительная делегация с замгубернатора во главе даже ездила в Шанхай, который тогда готовился к ЭКСПО – 2010: особо впечатлились аэропортом и университетом. Планировалось создать оргкомитет мирового форума. Упоминались в статьях того времени и такие маниловские прожекты, как

строительство павильонов выставки вдоль трассы от Красноярска до аэропорта.

Аэроэкспресса в аэропорт Красноярска так и не появилось
Аэроэкспресса в аэропорт Красноярска, несмотря на Путина, так и не появилось

Но разум восторжествовал: принять десятки миллионов гостей со всего мира городу на Енисее было невозможно, и от идеи отказались. Реальная ЭКСПО – 2020 была запланирована на октябрь в Дубае. Правда, начиная с марта обсуждается вопрос о ее переносе в связи с коронавирусной эпидемией.

КРАЙ инновациям

2020-й год выглядел привлекательно и для того, чтобы заселить в него инновации. В 2011-м году по указу губернатора Льва Кузнецова в крае утвердили Стратегию инновационного развития до 2020 года с громким (и двусмысленным, скажем так) названием «Инновационный край – 2020».

В ней опять же шла речь о смене уклада и сценария, научно-техническом потенциале. А также заявлялись планы по созданию, к примеру, «не менее трех производств высокотехнологичной инновационной продукции для ведущих мировых производителей высокотехнологичной продукции».

Говорилось и о создании «узнаваемого бренда края» на международном уровне.

В целом в инновационную сферу предполагалось направить около 180 млрд рублей.

Начало 2010-х – время, когда власти строили планы о строительстве Красноярского технопарка и Нанотехнологического центра. Осенью 2011-го создали отдельное министерство инноваций и инвестиций. «Кончилось» оно в 2014 году.

И все эти годы край бежал от сценария ресурсно-сырьевого развития к инновационному. Однако и сейчас, в 2020-м, среди главных проектов территории заявляется новая нефтегазовая провинция. А главная проблема города – невозможный воздух.

Что еще обещали стране в 2020 году?

Дата прогноза – июнь 2007 года, место – XI Петербургский экономический форум. При трех разных сценариях

Ожидание к 2020 году (реальность начала 2020 года)

  • Население. 138 млн человек (146,7 млн человек).
  • Инфляция. Не более 3,5% (3%).
  • Рост ВВП. От 3,3 до 6,6% в год, Россия входит в пятерку крупнейших экономик мира (1,3% за год и 12-е место по уровню развития экономики в мире).
  • Цена доллара. От 31 до 45 руб. (63 рубля).
  • Доход на человека. 46 тыс. рублей (32,6 тыс. рублей, 2018 год).

А это обещали Красноярску – и ДО ВИРУСА все БЫЛО не так плохо

Использованы данные Красноярскстата

Ожидание к 2020 году (реальность начала 2020 года).

  • Добыча нефти. 48 млн т (23,9 млн тонн в 2019 году).
  • Добыча газа. 20 млрд кубометров (8,1 млрд кубометров).
  • Объем строительства. Рост в 3 раза за 10 лет (рост в 2 раза, с 67,6 млрд рублей до 141,8 млрд рублей).
  • Оборот торговли. Рост в 2 раза (рост в 2 раза, с 279,2 млрд до 576,9 млрд рублей).
  • Объем платных услуг. Рост в 1,5 раза (рост в 2,3 раза, с 74,6 млрд до 175,3 млрд руб.).
  • Статус миллионника. К 2014 году (в апреле 2012 года).
  • Население Красноярска. 1090 тыс. человек (1095 тыс. человек).
  • Скоростной трамвай. До 2015 года (нет до сих пор).
  • Дорога Курагино – Кызыл. До 2020 года (отсутствует).
  • ВРП. В 1,5 раза (в 2,5 раза, с 740,2 млрд в 2008 до 1,88 трлн в 2017 году).

Цитата из прошлого

Замгубернатора края Андрей Гнездилов, 2011 год:

«Меня можно назвать фантазером. Но я в перспективе вижу Красноярск самым удобным, современным, комфортным для проживания городом в СФО… В городе через 10 лет будут работать множество видов предприятий, в том числе IT-предприятия, в которых будет не только достойный продукт, но и достойный уровень заработной платы. Сейчас мы находимся на пороге принятия решений, которые приведут нас к новому Красноярску — современному, экологически чистому городу, отвечающему самым высоким требованиям и стандартам. И думаю, что эту задачу в ближайшее десятилетие можно выполнить».

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).