статья

Компактное метро испанским методом: как сэкономят на строительстве красноярской подземки

Красноярские метростроители рассказали о способе прокладки линий подземки. По мнению руководителя МКП «Управление по строи­тельству красноярского метрополитена» Игоря Иванова, она может заработать уже в 2024 году. Однако в минтрансе пока дают сдержанные оценки по поводу сроков начала и завершения работ.

Метро европа станция

Путаница в сроках

О переносе сроков запуска метро Иванов заявил на строительном форуме за круглым столом, посвященном красноярской подземке. Новость стала неожиданностью, поскольку ранее глава «КрасноярскТИСИЗ» Олег Митволь сообщал, что при условии проведения работ без срывов поезда метро поедут под Красноярском 1 сентября 2023 года. А в документации по планировке территории под размещение метро­политена сказано, что запуск первой очереди проектируемой линии от станции «Высотная» до станции «Ленинская» (6 станций) планируется в 2022 году.

«По опросам специалистов и России, и наших, если начать в 2020 году расконсервацию и доставку материалов и оборудования, в 2024 году с новыми технологиями вполне возможно, что мы можем запустить линию для эксплуатации и пустить первых пассажиров в этот прекрасный вид транспорта», – пояснил Игорь Иванов.

При этом метростроителям еще только предстоит получить разрешение Главгосэкспертизы. По словам представителя заказчика проекта – КГКУ «Краевое транспортное управление» – документы были сданы 26 декабря, а положительное решение «ожидается уже в марте», «критических» замечаний пока нет.

Схема метрополитена Красноярск

Однако министр транспорта края Константин Димитров оказался не столь оптимистичен.

«Мы уверены, что в конце 2020 года мы получим положительное заключение Главгосэкспертизы по нашему проекту, готовому к реализации», – заявил он.

Вместе с тем, чиновник добавил, что

«мы еще не говорим, что начнем строить в этом или следующем году, это все‑таки следующий шаг».

На данный момент, по его мнению, важнее «определиться с концепциями, подходами, архитектурными моментами».

Строительство метро Красноярск

Министр отметил очень сжатые сроки, в которые пришлось готовить проект метро – на работу отвели всего полгода.

«Я думаю, в истории проектирования метрополитена будет зарегистрирован рекорд не только российский, но и мирового масштаба. А если еще и с первого раза получится пройти Главгосэкспертизу, то действительно пригласят в Книгу рекордов Гиннеса», – полагает он.

Схема метро Красноярск

Большому городу – компактное метро

Что касается «инновационной» концепции подземки, то она предполагает оптимизацию проекта. О деталях рассказал Игорь Иванов.

«Мы предлагаем подземный станционный комплекс уменьшить на один вагон:

будет не пять вагонов, а четыре.

Сцепка эксплуатируемого метро при его вводе в эксплуатацию будет состоять из трех вагонов. Это даст нам уменьшение подземного пространства в разы. В Новосибирске сейчас используется сцепка из четырех вагонов, но платформенные участки построены для пяти. У нас предложение: построить для четырех, но использовать три», – пояснил Иванов.

Метрополитен Красноярск расчеты

Таким образом, длина платформы составит всего 60 метров, а длина всего станционного комплекса – 190 метров.

Также было решено уменьшить размеры электродепо и служебных помещений. Перегонные тоннели между пятью станциями («Высотная» – «Проспект Мира») останутся в прежнем виде.

«На остальные станции мы предлагаем различные методы, которые популярны сегодня в стране. Это либо наземные линии, либо на эстакадах. Омск пошел по этому пути, защитил в 2014 году проект на Главгосэкспертизе и уже построил станцию. Она достаточно серьезно смотрится, хотя многие специалисты говорили, что это неэффективно», – сказал Иванов.

Игорь Иванов Красноярский метрополитен
Игорь Иванов подробно рассказал о способе строительства метро

Кроме того, красноярское метро лишится функции бомбоубежища, что также позволит сократить расходы – не придется строить специальную инфраструктуру вроде фильтров, герметичных затворов и камер для запаса воды.

«Метрополитен, согласно новым законам, может решать вопросы касательно оборонных нужд, их выполняют другие структуры. Потому здесь тоже возможны вопросы по экономии», – объяснил Иванов.

Сэкономить решили даже на персонале, заложив беспилотное управление.

По мнению проектировщиков, к моменту, когда красноярское метро будет готово, такая функция уже будет вовсю использоваться в России. Сейчас же беспилотное метро только зарождается в стране.

Показатели инновационного метро

Метрополитен Красноярск расчетыНе метрополитеном единым

Таким образом, экономя, проектировщики сделали работу подземки во многом зависимой от остальных видов экологического транспорта, который собираются развивать в Красноярске – городской электрички и трамваев. Без должного взаимодействия с ними метро может оказаться непопулярным.

Если все заработает как надо, ожидается, что годовой пассажиропоток метро составит сперва 57 млн, а к 2033 году – уже 72,3 млн человек. Но только при условии, что Красноярск к этому времени разрастется до 1,4 млн жителей.

Метро инновационное красноярск

Даже сам министр транспорта края Константин Димитров подтвердил, что

окупаемость стала одной из первоочередных задач при проектировании метро.

«Мы не добьемся 70 млн пассажиропотока на одной линии, если действительно не сделаем комфортные пересадочные узлы и увязку других видов транспорта. Мы видим развитие в Красноярске трамвая, скоростного трамвая, видим развитие городской электрички. Мы каждый год с удовольствием видим его развитие», – сказал он.

Схема метрополитена Красноярск

Испанский метод строительства

На сегодняшний момент в Главгосэкспертизу сданы изыскательские и проектные работы по шести станциям – «Высотной», «Копылова», «Вокзальной», «Площади Революции», «Проспекту Мира» и «Ленинской». Еще по трем – «Красному Яру», «Аэровокзальной» и «Октябрьской» - сданы только изыскательные работы.

«Октябрьскую» собираются сделать не просто станцией, а мощным транспортно-пересадочным узлом. Он свяжет метро с правым берегом – за счет использования скоростного трамвая, которой в будущем планируют пустить через Октябрьский мост.

Схема рельсового транспорта Красноярск

«Это будет очень крупный узел: с переходом, трамвайным соединением и продлением к железной дороге», – поделился планами Игорь Иванов.

Стройку метро планируется вести испанским методом,

когда в одном тоннеле движутся два поезда, а платформы расположены по обе стороны от путей.

«Эффект серьезный, потому что дает сокращение по проходке и по другим показателям. Эти тоннели проходятся крупными туннелепроходческими комплексами, которые также у нас имеются», – заявил Иванов.

Испанский метод строительства метро

Таким образом, по его словам, на строительство всех девяти станций с учетом новшеств потребуется 69 млрд рублей.

«Отмечу, что на сегодняшний день построено выработок на 8 млрд рублей. Потому у нас

проект выходит где-то порядка 77 млрд рублей в целом», –

подсчитал глава управления метростроя.

Названия станций поменяют

Ранее проектировщики «КрасноярскТИСИЗ» показали эскизы станций метрополитена. Министр назвал их «всего лишь мыслями подрядчика».

«Подрядчик должен был их проработать, и в пакете документов при сдаче в Главгосэкспертизу эскизы должны быть. Но это никаким образом не говорит о том, что они такими и будут. Не проектировщикам решать, как будут выглядеть станции, а нашим архитекторам», – сказал Димитров.

Станция метро Красноярск

Главный архитектор Красноярского края Константин Шумов сообщил, что в ближайшее время в Красноярске продет экспертная сессия по определению двух основных позиций облика метро. Первая связана с переименованием станций и отражением в названиях «красноярскости», вторая – с выбором их внешнего вида.

«При всем уважении к вождю мирового пролетариата, название станции «Ленинская» в центральной части города вызывает некоторые сомнения. Предполагается сделать экспертный опрос, послушать культурологов и историков и отразить в названиях станций нашу с вами идентичность. Что касается образных характеристик, мы провели переговоры с институтом искусств, с институтом архитектуры и дизайна СФУ. В рамках дипломного курсового проектирования и в рамках действия института города в ближайшее время будут выполняться концептуальные работы, связанные с поиском художественного образа станций», – сказал главный архитектор.

Он пообещал, что все предложения вынесут на суд экспертов и будут обсуждать с горожанами.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»