В сети полностью прекратил работу некогда популярный красноярский автомобильный портал 24auto.ru. Этому способствовал конфликт между создателями ресурса – Андреем Ивановым и Артемом Потехиным.
Иванов и Потехин создали сайт 24auto.ru в 2003 году еще будучи друзьями. Каждый стал владельцем 50% компании, которую назвали ООО «Мета Дизайн».
Портал обрел популярность, особенно у автомобилистов. На страницах ресурса размещались объявления о купле-продаже машин, новости транспортной тематики, действовал форум. Но в какой-то момент дружба между учредителями закончилась, а вместе с ней со временем и деятельность их сайта.
Сейчас страница недоступна,
но до недавних пор, вводя его адрес в адресную строку, пользователь попадал на портал Auto.ru – происходила переадресация. Сейчас переадресация есть, если только писать 24aVto.ru, а не 24aUto.ru. От портала остался только форум, работающий по отдельному адресу «24autoforum.ru».
Складывается впечатление, что установить, кто инициировал конфликт, уже достаточно сложно: каждая из сторон выдвигает свою версию. Но раскол произошел в тот момент, когда портал занял ведущую позицию среди автомобильных сайтов края. Андрей Иванов в это время уехал в Таиланд, собираясь заниматься проектом удаленно, а Артем Потехин остался в Красноярске в роли директора совместной компании.
Иванов полагает, что партнер «начал обманывать» его, а когда «услышал в свой адрес претензии, решил захватить компанию целиком, проект продать, «слить» каким-то образом в Auto.ru и забрать все деньги себе».
«В 2014–2015 годах размер суммы, которую Потехин скрывал от меня, доходил до полумиллиона в месяц», – рассказал Иванов ДЕЛА.ru.
Подозрения появились у него после визита в Красноярск и возвращения к делам сайта. Тогда Иванов предложил Потехину целиком продать ресурс, поделив деньги. Покупателем должен был выступить известный портал Drom. Потехин вроде бы согласился, но затем резко передумал.
В результате к Drom отошла только доля Иванова. Из данных kartoteka.ru следует, что в 2016 году он реализовал принадлежащую ему половину ООО «Мета Дизайн» Егору Николаеву – учредителю Drom.
В том же году от имени «Мета Дизайна» были созданы два новых юрлица: ООО «24АВТО.РУ» и ООО «24АВТО.РУ РЕСУРС». Затем между ООО «Мета Дизайн» и ООО «24АВТО.РУ» была совершена сделка по отчуждению в пользу ООО «24АВТО.РУ» прав на товарный знак, а в пользу ООО «24АВТО.РУ РЕСУРС» – по отчуждению прав на администрирование доменных имен «24auto.ru» и «24avto.ru».
Таким образом, «Мета Дизайн» уже ничего не связывало с 24auto.ru напрямую. Но впоследствии суд признал эти сделки недействительными.
А уже 1 июня 2017 года Потехин объявил о стратегическом партнерстве с Auto.ru. Заявлялось, что Авто.ру будет делиться своей экспертизой, технологиями и предоставит средства на развитие. А команда 24auto.ru – интегрировать базу объявлений с базой Авто.ру, представлять интересы партнера при общении с дилерами из Сибири и продолжать заниматься проектом.
«Учитывая стремительное развитие рынка и растущую конкуренцию, сотрудничество с Авто.ру будет для нас оптимальным решением», – заявил тогда Артем Потехин.
Артем Потехин
Как утверждает Андрей Иванов, по факту Потехин передал Auto.ru клиентскую и пользовательскую базы, базу сайта, объявлений – всего, в чем заключается бизнес. Вероятно, не безвозмездно.
«Свою долю Auto.ru он не продавал. Получается какая-то странная схема. Менеджеры перевели клиентов, сказали, что «теперь нужно платить туда», посетителей перевели с сайта на сайт с помощью переадресации», – говорит Иванов. – Фактически доступ к предприятию в начале 2016 года был мне закрыт. Когда я выяснил, что из компании исчезают деньги, и предъявил претензии Потехину, он распорядился, чтобы со мной никто из сотрудников не общался. Закрыли базы 1С. Я не имел никаких данных о деятельности предприятия, которым владел. С тех пор я все узнавал через судебные разбирательства путем запроса документов в банках, у контрагентов и налоговой службы».
Потехин же считает, что после того, как Drom стал владельцем половины компании, против него и 24auto.ru была развернута обширная юридическая атака, и сотрудничество с Авто.ру стало чуть ли не единственным выходом.
«Иванов знал всю нашу внутреннюю кухню. Соответственно, им было легко это сделать. Он писал заявления в полицию, налоговую, ФСС, ПФР и т. д., чтобы они проверили деятельность компании. Уговаривал сотрудников, чтобы они написали на меня заявления в суд или полицию. Благодаря этому органы досчитали нам довольно внушительные суммы налогов, которые мы оплатили в бюджет», – отвечает Артем Потехин.
Сотрудники, якобы видя все это, начали увольняться. Работать в такой ситуации было все сложнее и сложнее, и в итоге «было принято решение о партнерстве с Авто.ру, в которую ушла часть оставшихся людей», отметил Потехин.
Борьба за компанию продолжалась, посыпались новые судебные иски. Неожиданно выяснилось, что кто-то поставил за Иванова ряд подписей на протоколах о собрании участников ООО «Мета Дизайн».
«В компании по уставу каждые три года должен был переизбираться директор. Потехин как прошлый директор был обязан созывать и проводить собрание учредителей, предлагать кандидатуру. Я как учредитель тоже мог предлагать. Он ничего этого не сделал – просто печатал протокол, кто-то подписывался за меня. Такие процедуры он провел без моего участия в 2012 и 2015 годах», – поясняет Андрей Иванов.
Кроме того, утверждает Иванов, подписи от его имени были поставлены и на банковских документах.
«Банк по судебному запросу прислал три протокола по выплате дивидендов. Там тоже мои подписи были подделаны и, соответственно, распределение прибыли происходило не по уставу. Потехин выплачивал себе большую сумму, чем мне», – сказал он.
Потехин же считает иначе:
«Он отказался от своей подписи на всех более-менее значимых документах, заявив о фальсификации. У нас было проведено несколько экспертиз, и одни говорят, что подписи категорически его, другие – что нет».
«Иванов был в курсе всей бухгалтерии компании, я ему отправлял ежемесячные отчеты о финансовых показателях и выписки из банка. Он эти финансовые операции регулярно согласовывал по электронной почте. Проблема в том, что это не было оформлено подписанными Ивановым документами.
При этом Иванов каждый месяц получал дивиденды от деятельности компании в том же размере, что и я. В тот момент времени у него не возникало вопросов, что за деньги он получает от компании. Это и стало основой дел, на которые ссылается Иванов, когда говорит, что я ему недоплачивал. По моему мнению, он занимается рейдерством под управлением юристов и (Егора, учредителя Drom) Николаева», – говорит Потехин.
24авто.ру был когда-то самым популярным красноярским автосайтом
Судебные разбирательства еще не окончены, и стороны заняты взаимными обвинениями.
«Мы Потехину много раз предлагали договориться, чтобы закончить судебные разбирательства и что-то с проектом решить: либо Drom выкупает его долю, либо наоборот. Сейчас, по моему мнению, все настолько далеко зашло, что выйти с положительным результатом из этой ситуации у него не получится», – считает Иванов.
Артем Потехин с претензиями в свой адрес категорически не согласен.
«Я отражаю все иски ко мне и к юрлицам. Мы никаким образом не затягиваем процессы, они идут своим чередом, как предусмотрено законом. Иванов, Николаев и их юрист знают мой номер и могут в любое время написать или позвонить. Юрист так вообще пишет регулярно и присылает все новые и новые угрозы юридической расправы. Мы постоянно предлагаем выходы из ситуации, приносим проекты мировых в суд, но вторая сторона все время их отклоняет, предлагая очевидно нереалистичные варианты», – говорит он.
«Нереалистичными вариантами» Потехин называет поступающие предложения о покупке доли.
«Со стороны «Дрома» я получал «предложения» формата «выкупи у нас дорого или мы выкупим у тебя дешево», но и то не официально, а в разговоре», – говорит он.
Drom как владелец половины доли «Мета Дизайна» намерен взыскать с него деньги в любом случае – независимо от того, пойдет он на уступки или нет. Речь идет о возмещении убытков, которые понесла «Мета Дизайн» после того, как 24авто.ру перестал работать.
«С Потехина будут взысканы все убытки, которые предприятие понесло. На данный момент решения судов на 3,5 млн рублей уже вступили в силу, еще одно дело на 30 млн рублей за 2015–2016 годы рассматривается.
Иск по 2017–2018 годам еще не подан, но за эти годы сумма будет не меньше 30 млн рублей. Если суммировать все убытки, которые теоретически можно доказать в судах, получится между 60 и 100 млн рублей. Это очень большие деньги», – считает Андрей Иванов.
С 24auto.ru же, по всей видимости, покончено окончательно.
«Если бы была возможность договориться сейчас, сегодня или завтра, то шансы на реанимацию проекта были бы. Люди помнят бренд, многие ему все еще привержены. Вернул бы проект лидерские позиции – большой вопрос. Но он мог бы работать», – считает Иванов.