Администрация Красноярска и УСК «Сибиряк» в течение нескольких лет системно нарушали закон при освоении Предмостной пощади и прилегающей территории – к такому выводу пришли в краевом УФАС.
Согласно выводам надзорного органа, мэрия в период руководства Эдхама Акбулатов с нарушениями отдала застройщику несколько земельных участков вокруг здания бывшей «Планеты Красноярск», а затем незаконно продлила сроки аренды этих участков. Чиновники выводы антимонопольщиков сейчас оспаривают в суде.
Напомним, о том, что на площадке за зданием, в котором в прошлом размещались ночные клубы «Шоу Азарт» и «Планета Красноярск», рядом с Предмостной площадью будет строиться торгово-развлекательный центр размером с «Планету», впервые активно заговорили в 2014 году.
Осваивать территорию намеревалась компания «Сибиряк» депутата горсовета Владимира Егорова.
Тогда застройщик заявлял, что площадь объекта составит 130 тыс. кв. м, в том числе 70 тыс. — подземная стоянка. Закончить строительство планировалось за 2,5 года, вложив в него 8 млрд рублей, попутно благоустроив прилегающий участок набережной и построив разворотное кольцо для транспорта.
В итоге земляные работы на площадке начались лишь в 2016 году, но вскоре остановились на стадии котлована. В 2017 году подрядчик вел работы на набережной, но также бросил их на середине.
Как следует из материалов, опубликованных на сайте красноярского УФАС, в ноябре 2016 года антимонопольщики по жалобе прокуратуры возбудили дело в отношении мэрии Красноярска и установили, что
земля для строительства была предоставлена ООО УСК «Сибиряк» незаконно.
Речь идет о трех земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0700159:947, 24:50:0700159:945, 24:50:0700159:946. Они окружают здание, в котором размещалась «Планета Красноярск». Территория включает раскуроченную набережную.
Примерная граница участков, переданных мэрией застройщику
Фото 2ГИС
В УФАС установили, что при предоставлении участков был нарушен Земельный кодекс – «имело место ненадлежащее опубликование информации о возможном или предстоящем предоставлении участка для строительства».
Отдавать территорию набережной и разворотное кольцо можно было только через размещение муниципального заказа. Кроме того, как оказалось, эти участки захватывают землю под бывшей «Планетой Красноярск», то есть «сформированы с нарушением земельного законодательства».
В УФАС пришли к выводу, что «при предоставлении земельных участков созданы преимущественные условия ООО УСК «Сибиряк»,
что свидетельствует о нарушении администрацией закона о защите конкуренции.
Однако право на предоставление земли «Сибиряку» возникло на основании актов мэрии еще от 2013 года, и по ним истек срок давности. Поэтому дело о нарушениях закрыли. Но история на этом не закончилась.
В конце 2016 года у «Сибиряка» истекли первоначальные трехлетние договоры аренды на участки с кадастровыми номерами 24:50:0700159:945, 24:50:0700159:946, и мэрия с готовностью продлила их «для завершения строительства объекта «Удерживающие конструкции набережной
и остановочной площадки на Предмостной площади».
На этот факт обратила внимание прокуратура, и данные снова передали в УФАС.
Антимонопольщики, изучив их, пришли к выводу, что с учетом предыдущих выводов надзорных органов «заключать договоры аренды земельных участков для завершения строительства было недопустимо», а действия по их передаче
«совершены сторонами умышленно в целях обхода публичных процедур»,
«что свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий для ООО УСК «Сибиряк».
Там отметили, что строительство удерживающих конструкций набережной
и остановочной площадки на Предмостной площади было необходимо «Сибиряку» как подготовительный этап для строительства ТРЦ. Предоставление компании земли под эти цели позволило застройщику без торгов получить дополнительный участок под коммерческий объект.
«Предоставив земельные участки для строительства объектов благоустройства, администрация исключила возможность размещения муниципального заказа на строительство данных объектов.
Вина администрации, ООО «УСК «Сибиряк» – в том, что им было известно о предоставлении земельных участков с нарушением требований закона, и заключать договоры аренды для завершения строительства было недопустимо», – сказано в решении УФАС.
«В действиях ответчиков имело место сложное продолжаемое нарушение антимонопольного законодательства, которое складывалось из ряда деяний, направленных на достижение одной цели – создать преимущественные условия для деятельности ООО УСК «Сибиряк», – отмечается в документах.
В итоге антимонопольщики признали мэрию и «Сибиряк» нарушившими
п. 4 ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» и предписали чиновникам расторгнуть договоры аренды спорных участков со строителями и отменить выданное разрешение на строительство конструкций набережной и разворотного кольца.
В администрации с выводами антимонопольщиков не согласны
– в Арбитражный суд подан иск о признании решения и предписаний УФАС недействительными. Предварительное судебное заседание по вопросу намечено на 19 июня.