Самым популярным атрибутом шопинга в советские времена была авоська — непритязательная сетка, которая в сложенном виде умещалась в кармане. Название этой сумочки весьма символично. Русский человек жил тогда с надеждой на неожиданную радость покупки — авось в магазине «выбросят» колбасу или пиво. Вот тогда-то и пригодится припрятанная в закромах одежды сетка. Как это ни печально, но ушедшая в прошлое авоська может вновь появиться в обиходе красноярцев.
Владельцы розничной сети предполагают: во время кризиса на прилавках магазинов останутся только самые ходовые — дешевые — товары. Дорогие изыски станут большой редкостью.
Так что любящим хорошо покушать красноярцам придется находиться в постоянном поиске и надежде — авось в супермаркет завезут неходовой товар.
Аналитики предполагают, что мировой финансовый кризис может вернуть нас назад лет этак на двадцать — к пустым полкам в магазинах и очередям за колбасой. Прогноз, прямо скажем, неприятный. Прослеживается ли сегодня тенденция к возврату в прошлое?
По данным опроса российского фонда «Общественное мнение», 85% россиян в последние месяцы заметили повышение цен на ежедневно потребляемые продукты. При этом две трети опрошенных (64%) говорят о том, что в целях экономии им приходится отказываться от покупки некоторых повседневных продуктов питания.
Среди тех, которыми приходится жертвовать из-за их высокой стоимости, чаще всего упоминаются мясо (40%) и мясные (36%), а также молочные продукты (37%). Несколько реже включаются в этот ряд свежие фрукты (27%), рыба (22%) и рыбная гастрономия (19%). На других продуктах экономят 15% респондентов.
В Красноярске, как отмечают руководители розничных сетей, ситуация иная. Горожане, видимо, пока не ощутили на себе действие мирового финансового кризиса. Количество покупок в супермаркетах и стоимость среднего чека неизменна. А уровень потребления даже выше, чем в прошлом году.
Заместитель начальника департамента экономики администрации Красноярска Александр Трунов замечает: если верить статистике, в сентябре (по сравнению с тем же периодом прошлого года) горожане потребили больше масла животного — на 7,6%, макаронных изделий на 45%, хлебобулочных — на 14%, кондитерских и мучных — на 11 процентов, колбасы съели больше на 3,8%.
Правда, меньше выпили молока — на 32% и напитков — на 5%.
При таком аппетите главное, чтобы продуктов в магазинах хватало. С этим загвоздки пока нет, уверяют руководители сетей розничных магазинов в Красноярске. Крупные ритейлы, как правило, имеют «заначки».
— С товарными запасами пока более-менее нормально, — отмечает руководитель сети супермаркетов «Каравай» депутат городского Совета Эльвира Манакова. — Но когда-нибудь они кончатся. Розничные сети больших запасов не делают, необходимо постоянное их пополнение.
По прогнозам ритейлеров, уже сформированного запаса продуктов красноярцам хватит до января следующего года. Так что еще два месяца можно жить спокойно. А вот после новогодних праздников в магазинах, возможно, появятся пустые полки.
— Даже в стабильные годы после 10—15 января был дефицит товаров, — поясняет Эльвира Манакова. — Это связано с тем, что в декабре большие обороты, поставщики завозят практически весь свой товар. И во время длительных праздников не успевают произвести продукты и привезти их.
Нынешние рождественские каникулы будут вдвойне тяжелыми для розницы. Как бы ни говорили экономисты и ритейлеры о стабильности ситуации в Красноярске из-за его отдаленности от центра, финансирование розницы местными банками постепенно сокращается.
Не секрет, что крупные сети живут за счет кредитов. Руководители розницы уже в октябре ощутили на себе: окончившиеся договора с банками практически невозможно пролонгировать. Финансовые структуры берут в расчет только те компании, что имеют за душой недвижимость (как залог). Да и тем выставляют заоблачные процентные ставки по займам. Количество оборотных средств уменьшается. И розница уже не может кредитовать поставщиков. Чем это грозит?
— Сеть кредитует поставщиков — рассчитывается с ними, — объясняет руководитель розничной сети «Командор» Олег Сипетый. — А те отдают деньги производителям. Если цепочка нарушается, появляются пробелы, механизм ржавеет и работает не так хорошо. А значит — появляются пустые места на полках.
Пробелы на прилавках могут появиться в отделах, торгующих дорогими продуктами, считают сетевики. Уже сегодня заметна тенденция к сокращению ассортимента. У покупателя уменьшается количество наличных, он начинает приобретать более ликвидные — дешевые — товары, а изыски постепенно исчезают из чеков. Ритейлеры предполагают, что в конце концов поставщик перестанет завозить деликатесы в розницу как невыгодный товар.
Ставка сделана
Вопрос взаимоотношений с банками — сегодня самый больной у сетевиков.
— Если говорить о стабилизации розничного рынка, в первую очередь нужно поддержать ритейл, — считает Эльвира Манакова. — Ведь розница — координатор всех телодвижений. Она определяет необходимый товар, подтягивает ресурсы и сам продукт.
Похоже, это прекрасно понимают представители властей всех уровней. Вопрос о поддержке розницы рассматривался в краевом правительстве. Но пока антикризисные меры — в стадии обсуждения. Федерация пошла немного дальше: решение о поддержке крупных продуктовых сетей уже принято. Но, как говорят, руководители розницы, в Красноярске деньги еще не появились. И доберутся ли — неизвестно.
— Думаю, до нас это, к сожалению, не дойдет, — говорит Олег Сипетый. — Скорее всего, для целевых кредитов будут выбраны 10—12 крупных федеральных сетей. Хотя нам не помешала бы гарантия краевого правительства или администрации Красноярска. Первое время можно было бы ею прикрыться перед банками.
Представители власти парируют: они не могут оказывать влияния на финансистов. Сегодня и край, и город сделали ставку на поддержку малого бизнеса. И прежде всего — производителей продуктов питания. Представители власти считают: именно местные товаропроизводители способны накормить красноярцев в условиях кризиса.
Краевым бюджетом предусмотрены преференции сельхозпредприятиям, в городе действует программа погашения части процентной ставки по кредитам малому и среднему бизнесу. К новому году финансисты прогнозируют повышение курса доллара до 30 рублей. Аналитики отмечают, что правительство намеренно «задирает цену». Поставщики уже сегодня ведут разговоры о постновогоднем повышении стоимости импорта. А возросший курс доллара сделает цену на привозные товары не подъемной для простого покупателя. Как следствие — охотнее будут разбираться более дешевые продукты местных производителей.
Розница пока вынуждена выкручиваться самостоятельно.
— Мы выпутаемся, — обещает руководитель сети «Командор». — Поддержка была бы огромным плюсом, но мы не залезли в гигантские долги — вели консервативную политику. Всегда имели «жирок» — мало ли что. Сейчас это «жирок» тает. Но, думаю, больших проблем в работе не будет.
Владельцы сетей предпочитают не прятать деньги «под подушку», опасаясь кризиса, а вкладывать в собственный бизнес. В ожидании января некоторые компании уже внесли производителям предоплату за продукты — закупили «для себя».
Время остановиться
Финансовый кризис пугает ритейлеров своей неизвестностью, но не рассматривается только в черных тонах. Руководители крупных розничных сетей говорят: в том, что сейчас происходит в стране, есть свои плюсы.
— Если раньше шла гонка за захват территорий влияния, сейчас все принимают решение остановиться, — считает Олег Сипетый. — Стоп-фактор произошел вовремя. Если бы кризис наступил через пару лет, сложнее было бы соскакивать с иголки «халявских» денег. Сейчас есть время остановиться и посмотреть на стандартные вещи — расходы, технологичность, систему управления бизнесом.
Руководители крупных ритейлов понимают: они проигрывают западным коллегам в качественных процессах. В условиях стагнации экономики есть время подтянуть производительность труда, подобрать первоклассных управленцев.
— Сейчас кадровая политика улучшится, — считает Олег Сипетый. — Во время отсутствия безработицы люди перестали держаться за место, а это не вызывало желания профессионального роста. Легкая конкуренция заставляет человека совершенствоваться, лучше работать. Специалисты останутся в цене. У нас был большой дефицит управленцев. Сейчас появились кандидатуры. На управляющих должностях будут наиболее адекватные люди.
Сетевики предполагают: после недолгих потряхиваний на рынке появятся и деньги. Не просидишь весь кризис на кубышке с деньгами. А вот структура продовольственного рынка в Красноярске может измениться. Мелкие сети объединятся или поглотят друг друга. Тяжелые времена всегда легче переживать вместе.