Холдинг «Юнитмедиа» предлагает новую услугу на рынке PR. Предложение можно определить как «автоматическая онлайновая пиар-служба». Интересно? Вот и нам тоже.
«Перед лицом разразившегося кризиса затраты на рекламу и PR попадают в число статей бюджета, первыми подлежащих секвестированию. При этом никто не отменяет потребности крупных и мелких компаний в присутствии в информационных потоках. Обеспечить полноценное PR-сопровождение бизнеса в условиях тотальной экономии бюджетов призвано новое «Агентство корпоративных новостей» (АКН), открытое холдингом «Юнитмедиа».
Фраза взята в кавычки, потому что принадлежит не РЕКЛАМЕ-МАМЕ. Она взята из ленты «Сибирского агентства новостей», входящего в холдинг «Юнитмедиа». Несмотря на явно рекламный характер «новости», сам проект показался нам настолько интересным, что мы решили разобраться поподробнее, что же несет красноярскому PR-рынку это амбициозное и в определенной степени новаторское начинание.
Лишь немногие способны
совмещать «хороший гламур»
с «хорошим пиаром»
Для начала - что же, собственно, предлагается. У АКН работает сайт topPRnews.ru. Авторизовавшись, вы получаете личный кабинет, в котором можете оформлять заказы на ту или иную услугу. Добавить свою новость (пресс-релиз) на сайт любая компания может бесплатно. Рассылка пресс-релиза более чем в 1000 изданий стоит 2200 руб. «Пакет» из 4-х рассылок предполагает 10-процентную скидку и обойдется в 8 тыс.
Написание плюс рассылка одного релиза будет стоить уже 5 тыс. руб. При этом, по информации сайта, используются любые документы и материалы заказчика. Также предполагается общение с уполномоченными сотрудниками и утверждение получившегося текста. «На все — про все» АКН берет 48 часов. На «пакет» также действует скидка — 4 составленных и разосланных пресс-релиза обойдутся в 18 тыс. руб.
И все это счастье — в полностью автоматизированном режиме. Заказ и оплата услуг не требуют офлайнового взаимодействия с сотрудниками агентства. Все вопросы решаются через интернет и по телефону.
«Наш новый сервис — это, с одной стороны, информационное агентство, специализирующееся на бизнес новостях, а с другой — агентство, оказывающее PR услуги, — объясняет специфику своего нового проекта президент холдинга «Юнитмедиа» Игорь Юсьма. — Разрабатывая сервис, мы стремились к максимальной автоматизации процессов, что позволило нам существенно снизить себестоимость PR-услуг и предложить очень демократичный уровень цен».
Игорь Юсьма решил заработать на «PR-полуфабрикатах»
Нет сомнений, что время для подобного проекта выбрано очень дальновидно. В эпоху относительной экономической стабильности штаты многих предприятий обзавелись «необязательными» сотрудниками и даже целыми «необязательными службами».
Не секрет, что PR-менеджеры и PR-службы на многих предприятиях выполняют исключительно представительскую функцию. «Чтобы было». А степень «представительности» определяется длиной ног, частотой хлопанья ресниц и звонкостью голоса в телефонной трубке. Не то, чтобы такая девочка ничего не делала на работе, — просто, в силу неопределенности функционала, ее может «мотать» от корпоративных вечеринок и газеты предприятия до поздравительных открыток и визиток.
Впрочем, так дело обстоит далеко не у всех. Есть конторы, которым хорошие пиарщики нужны позарез. Крупные предприятия и объединения, работающие на стыке экономики и «большой» политики. Предприятия, где от благоприятного имиджа напрямую зависит расположение клиентов, а значит, и объем продаж. И многие другие.
Казалось бы, кризис — самое время в «оптимизировать» персонал. Однако ясно, что PR-специалистов второго типа «автоматический пиарщик» от АКН заменит вряд ли. Все-таки уровень задач явно не тот. А от «специалистов» первого типа руководство предприятий вряд ли захочет отказаться по все тем же соображениям престижа. Разве уж кризис совсем припрет...
Это некоторые собственные размышления РЕКЛАМЫ-МАМЫ. А вот что думают о новом проекте известные красноярские, и не только красноярские, пиарщики.
Сергей Дубинцов
ОАО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания»:
— Если я правильно понял идею господина Юсьмы — сделать лайт-версию внешней пресс-службы для компаний, которые не могут себе позволить штатных пиарщиков, — то это, конечно, удачная идея. Знаю по своему опыту: в городе достаточно компаний, у которых время от времени появляется повод что-то сказать общественности. И они начинают искать знакомых, агентства, фрилансеров для того, чтобы им помогли «сваять» релиз или организовать обычную пресс-конференцию. Мне кажется, при удачной раскрутке сервиса коллеги из «Юнитмедиа» займут эту нишу.
Другое дело, насколько непросто будет продвигать этот сервис среди тех, кому засветиться нужно пять-семь раз в год. А для тех, кому пиар действительно нужен, «облегченная» пресс-служба, мне кажется, не помощник. Поскольку работа пиарщика — это, как вы понимаете, далеко не только написание и рассылка пресс-релизов.
Василий Дамов, PR-консультант, исполнительный
директор «Сибирского медиа-института»:
— Идея автоматизации процесса написания и рассылки пресс-релизов, безусловно, очень интересна. Однако, как мне кажется, самым интересным в ней может стать именно вторая часть — распространение. Я просто не совсем понимаю, как можно написать пресс-релиз без «живого» общения с представителями компании.
Мы, работая с предприятиями самого разного уровня, подчас тратим только по 2-3 часа, чтобы собрать у нужных специалистов информацию для пресс-релиза, а потом еще день-два - на ее согласование. И стоит это, кстати, почти столько же, сколько указано в тарифах нового проекта. Если у компании есть необходимость написать в месяц 4 пресс-релиза, плюс получить какие-то консультации — это стоит всего 10-12 тысяч рублей, но это, подчеркну, живой человек и живое общение. Что, как мне кажется, всегда лучше.
Что касается грамотной рассылки, то здесь ниша действительно есть. Но тут, опять же, возникает резонный вопрос: написание 4 релизов и их, положим, «грамотная рассылка» — 18 тысяч. Это цена вопроса для вполне среднего PR-фрилансера. Если добавить 7 тысяч, то мы получаем ставку вполне штатного пиарщика, которого в оставшееся время можно занять другими видами работ.
Так что я бы не сказал, что этот проект — приговор для пиарщиков малого и среднего бизнеса. Впрочем, всё-таки нужно сначала посмотреть, как это работает. Насколько я понимаю, Игорь Александрович не берется за изначально пустые и провальные проекты.
Сергей Попов,
Агентство маркетинговых коммуникаций «Система»:
— Однозначно, это шаг вперед для развития рынка пиар-услуг. Другой вопрос — насколько коммерчески выгоден этот проект. Существует ряд информационных агентств, которые размещают пресс-релизы бесплатно. Обычно пиар службы предпочитают со СМИ и ИА работать напрямую, а не через публикации в интернете.
Если честно, я очень сомневаюсь, что компании будут распространять новости и пресс-релизы через специализированный банк данных «Агентства корпоративных новостей». Они скорее обратятся напрямую к интересующим их компаниям и агентствам.
Явных коммерческих перспектив нового интернет-агентства я не вижу, рассматриваю его только в качестве «бонуса», интересного для аналитиков. Успешность «Агентства корпоративных новостей» зависит от его способности писать «вдумчивый» пресс-релиз. То есть за низкие цены выдавать хороший продукт. В этом случае интернет-агентство может конкурировать с «обычными» PR-службами.
Илья Стахеев, директор по PR Агентства
маркетинговых коммуникаций «Б-52» (Новосибирск):
— Если честно, пиар-новация в такой форме, как «Агентство корпоративных новостей», губит саму идею пиара. Журналисты любят, когда с ними разговаривают люди, а не роботы. А компании любят, когда их новости публикуют, а не кидают рассылкой, превращая пресс-релизы в спам.
Пресс-релиз — это всего лишь средство оповещения об информационном поводе, субпродукт, чтобы журналисты уже сделали из него готовый продукт — новость, статью, комментарий. А АКН предлагает пресс-релиз как конечный продукт. Это все равно, что кормить людей свежеморожеными котлетами, и еще за это деньги брать.
Умному пиарщику такие услуги не нужны, у него цели другие: не «запуливать» новость в массовую рассылку, а донести ее до целевой аудитории. А крупным компаниям «впадать в маразм» и с помощью роботов пытаться себя «пропиарить» смысла нет — проще и дешевле предоставить это сотруднику. Отдать за написание пресс-релиза три тысячи рублей просто жалко.
Так что пиарщикам можно сидеть спокойно и не бояться, что их вдруг погонят с рабочих мест на улицу из-за того, что появились компьютерные PR-услуги.