статья

Возбуждение дела как способ саморекламы

Управление Федеральной антимонопольной службы РоссииКрасноярское УФАС России обнародовало неутешительную статистику: по итогам 2007 года Красноярск лидирует по количеству признанных нарушений закона «О рекламе» - за этот период выявлен 151 случай нарушения Закона.

Для сравнения: в Москве - 124 случая, в Санкт-Петербурге - 32, в Новосибирске - 48.

С чем связаны такие итоги и представители какого бизнеса чаще всего нарушали Закон, рассказал заместитель руководителя - начальник отдела Красноярского УФАС Олег Харченко.

- Олег Петрович, заявление в УФАС может подать любой человек?

- Заявителем может быть юридическое, физическое лицо, а если заявитель «стесняется», то может сообщить о правонарушении анонимно. Но дело не возбуждается сразу же, обязательно нужна проверка, которая бы подтвердила факт нарушения Закона.

- Всегда ли заявления обоснованны?

- Конечно, нет. Например, был случай, когда человека не пустили на вечеринку выпускников юрфака в ночной клуб «Нирвана». После он инициировал заявление от общественной организации о том, что реклама вечеринки призывает к противоправным действиям, потому что на баннере изображен пистолет.

Олег Харченко, заместитель руководителя - начальник отдела Красноярского УФАС
Олег Харченко, заместитель руководителя -
начальник отдела Красноярского УФАС

Или другой пример: пенсионера немножко раздражало, что из его окна открывался вид на рекламный щит с молодыми девушками - он написал заявление.

В третьем случае заявителями стали члены клуба «Кому за тридцать», которым не нравилось, что рядом с клубом была размещена откровенная реклама джинсовой одежды...

Вообще в 2007 году было рассмотрено 805 заявлений, в 72 случаях нарушения не были установлены.

- Говорит ли количество обращений о бдительности красноярцев?

- Есть определенные социальные прослойки: раньше на лавочках сидели, сейчас пишут в УФАС. Хотя, конечно, много и обоснованных жалоб, по которым дело возбуждается и заявитель привлекается в качестве участника процесса.

- На нарушителя налагается штраф, но его сумма, как правило, не сопоставима с ценой за рекламу...

- За последние годы штрафы увеличились, но как? Конечно, по сравнению со стоимостью рекламной кампании это незначительные суммы. Максимальная сумма штрафа - 500 000 рублей, но такой штраф практически никогда не налагается, потому что максимум применяется при отягчающих обстоятельствах, неоднократном нарушении Закона и так далее.

Отрасль развивается, в рекламу вливаются немалые средства. И если речь идет о масштабной кампании, то 40 000 рублей - сумма необременительная. Но способ прекращения нарушения закона «О рекламе» - это не только и не столько штраф. Рассматривается дело, выдается предписание о прекращении нарушений - снять рекламу с распространения, внести соответствующие изменения, за неисполнение предписания предусмотрен штраф до 500 000 рублей.

- Какой максимальный штраф был в 2007 году?

- Это были штрафы, взысканные по игорному бизнесу, — 300 тысяч рублей.

- А если рекламная кампания закончилась до того, как принято решение по делу?

- Некоторые дела рассматриваются достаточно долго. Иногда случается, что вывесили рекламу на месяц и, пока дело рассматривали, кампания уже прошла. Ее сняли и говорят комиссии УФАС: «Нарушение устранили добровольно, сняли рекламу с распространения». В этом случае мы смотрим договор: сняли ли ее добровольно или просто по истечению срока размещения. Реклама становится более изощренной.

Цифры и факты

  • В течение 2007 года Красноярским УФАС России рассмотрено 805 фактов, указывающих на событие правонарушения. Выявлено 733 нарушения. По фактам распространения ненадлежащей рекламы выдано 15 постановлений о наложении штрафов на сумму 1 820 000 рублей.
  • По итогам 2007 года в Красноярске было признано 151 нарушение закона «О рекламе».
  • Динамика общего количества рассмотренных фактов нарушения законодательства о рекламе: в 1999 г. - 144, 2000 г. - 166, 2001 г. - 329, 2002 г. - 331, 2003 г. - 359, 2004 г. - 618, 2006 г. - 621, 2007 г. - 805.
  • Основное количество нарушений приходится на нарушения в рекламе финансовых услуг: выявлено 375 фактов нарушения, возбуждено 87 дел, в 79 случаях возбуждены дела по фактам распространения рекламы с использованием слова «кредит» без наименования лица, предоставляющего кредит.
Олег Харченко: «Иногда рекламодатели и рекламисты рассчитывают на скандал. Подчас возбуждение дела - это тоже определенный способ рекламирования.»
Олег Харченко: «Иногда рекламодатели и рекламисты рассчитывают на скандал. Подчас возбуждение дела - это тоже определенный способ рекламирования.»

- С чем вы связываете рост количества нарушений?

- В 2006 году приняли новый Закон «О рекламе», началась некоторая паника, но у многих возникло ощущение «А... новый закон, ну и бог с ним».

Стоит отметить, что реклама финансовых услуг стала лидером по количеству нарушений законодательства. В Красноярский край пришло много новых банков, фондов (пенсионных, паевых). И практически все игроки вошли на рынок одновременно: край по уровню доходов оказался достаточно привлекательным для финансового бизнеса. Реклама стала более агрессивной, явно нарушающей Закон.

Не так давно мы рассматривали дело в отношении «Урса-банка»: кредитные пластиковые карты, условия просто великолепные. Все в рекламе есть, кроме одного, процентная ставка по этим кредитам - 40%.

Или, например, дело по «Енисейскому объединенному банку». В рекламе было сказано: рассмотрение заявки на ипотечный кредит - 1 день. Заявитель сообщил, что его заявку рассматривали не 1 день, а 2 недели. Произошло это в октябре прошлого года, когда был банковский кризис, за две недели стоимость квартиры заявителя выросла на много тысяч рублей.

Все заявления у нас непростые, а в ряде случаев они служат цели получения дополнительной рекламы от государственного органа.

- Даже так?

- Иногда рекламодатели и рекламисты рассчитывают на скандал. Подчас возбуждение дела - это тоже определенный способ рекламирования. Потому что таким образом «нарушители» получают бесплатное упоминание в СМИ. Кто бы знал, что на заборах повесили пару плакатов «про уху», если бы не началось рассмотрение дела? Или «Икорное заведение» казино «Монте-Кристо». Информация об этой рекламе была опубликована во множестве СМИ, а в итоге директора оштрафовали на 4000 рублей. К нам даже из Бурятии обратились прокурорские работники и сказали: «Вы так раззвонили про дело о «Монте-Кристо», что наши предприниматели украли идею и тоже в Бурятии «Дни икры» организовали». Представители «Монте-Кристо» даже устную благодарность нам выразили за объективное и, самое главное, гласное рассмотрение дела...

- Может, дела рассматривать дела быстро и негласно? Почему это так затягивается?

- Процедура возбуждения и рассмотрения дела занимает определенное время. Если есть вероятность неоднозначного толкования, то мы обязаны провести экспертизу, получить заключение. Ведь есть определенная процедура, если чуть-чуть от нее отступить, то арбитражный суд не будет смотреть, было нарушение или нет, уху ел кто или не ел. Не привлекли эксперта в сложном случае - решение незаконное.

- То есть прекратить нарушение до окончания дела невозможно?

- Можно прийти и сорвать рекламу. Шутка. По закону есть ответственный орган с соответствующими полномочиями - это Федеральная антимонопольная служба и её территориальный орган, который и отвечает за соблюдение закона «О рекламе». Вообще прямой, ниже пояса, лобовой рекламы становится все меньше. Реклама становится все более креативной, изощренной, требует большего анализа с нашей стороны, а он, естественно, отнимает время.

- Ваше пожелание рекламодателям и рекламистам, которые планируют рекламные кампании в 2008 году.

- Пожелание стандартное: возьмите Закон «О рекламе» и еще раз его перечитайте, посмотрите правоприменительную практику в России. Многие новации правоприменения до Красноярска еще не дошли, но дойдут обязательно.

Наталья БЕМ
«Журнал о рекламе»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).