На этой неделе в торговых сетях должны появиться первые места по продаже товаров красноярских производителей. Продукты аграриев в супермаркетах начнут выделять в рамках реализации закона о дополнительных мерах поддержки предприятий АПК края.
В магазинах местное продовольствие выставят на специальных прилавках — либо оно будет «сверкать» на полке ценниками и стикерами со знаком «Енисей-продукт».
Ранее ДЕЛА.ru уже писали, что выбранный министерством сельского хозяйства и агропромышленной политики края логистический оператор — НП «Красноярский краевой продовольственный альянс» — разработал единый стиль оформления мест продаж местной продукции и специальный знак «Енисей-продукт». С помощью этого планируется выделять на полках магазинов товары, которые были произведены краевыми предприятиями АПК.
Продукция красноярских сельхозпроизводителей
будет продвигаться под единым знаком «Енисей продукт»
При этом директор партнёрства Александр Васильев отмечал, что «Енисей-продукт» отличается от прежде разработанного знака с шишкой тем, что не обязывает производителя проходить добровольную сертификацию (см. подр. «Красноярские продукты будут продавать под фирменным знаком «Енисей-продукт»).
В соответствии с законом «О дополнительных мерах поддержки субъектов агропромышленного комплекса Красноярского края», который депутаты приняли в июле 2011 г., на продвижение товаров в сети логистическим операторам выделяется 20 млн руб. На эту сумму партнёрство должно разработать единый стиль оформления мест продаж и обеспечить их появление в 500 торговых точках по всему краю.
В комплект «Енисей-продукта» входят буклеты, ценники, «гирлянды», плакаты, стикеры, шелфтокеры (панели, прикрепляемые к прилавкам), вывески, видеоролики и аудиоролики.
Красноярские точки продаж оснастят полным комплектом POS-материалов
В соответствии с идеологией оформления мест продаж круглая форма знака означает «бесконечность и созидание, олицетворяющее производство продуктов питания». Верхний элемент — солнце — подразумевает жизнь и источник света. Два нижних — вода (река Енисей) и природа (плоды щедрой земли его берегов).
Авторов концепции знака в партнёрстве не раскрывают, но говорят, что «кто бы это ни делал, всё равно это было под нашим непосредственным кураторством и надзором».
По словам заместителя директора по маркетингу НП «Красноярский краевой продовольственный альянс» Глеба Громкова, название знака — тоже творчество оператора, так как оно не было прописано в законе края о дополнительных мерах поддержки.
«Это уже результат деятельности партнерства, а Минсельхоз эти работы просто предусмотрел в законе, — пояснил Громков. — Я не могу пока назвать, какие суммы были потрачены на разработку дизайна мест продаж, потому что ещё не все работы просубсидированы из бюджета».
На сегодняшний день принять «Енисей-продукт» готовы 190 магазинов по всему краю.
Договоры были заключены с крупными красноярскими сетями — «Каравай», «Командор», «Красный Яр», «Универсам №5» (ООО «Никса»), «Красноярский хлеб». Также размещать местное продовольствие отдельно подрядилась небольшая сеть магазинов в Канске. «Оформление мест продаж начнётся на этой неделе, — сообщил ДЕЛА.ru Громков.
— Первопроходцами, скорее всего, будут «Каравай» и «Никса». По закону количество торговых точек планируется довести до 500. Сроки здесь также определены законом. Он был принят 9 июня 2011 г., то есть времени на его реализацию в этом году критично мало. По нашей информации, прорабатывается вариант пролонгации действия закона на следующий год, так как для того, чтобы знак вошёл в сознание красноярских покупателей, нужно больше времени».
Громков отметил, что появление отдельных мест в торговом зале под товары красноярских предприятий АПК должно обеспечить ежемесячный прирост объема их реализации на 3%. Планируется, что показатели будут достигнуты за счёт увеличения продаж основного перечня продуктов, производимых в крае, — мясо, молоко, макароны, кондитерские изделия, яйца, курица, рыба, овощи.
Наибольшую выгоду от закона имеют товаропроизводители, которые больше всего нуждаются в продвижении, считают в партнёрстве. По сути, планируется не только рекламировать за бюджетные деньги продукцию местных аграриев, но и субсидировать её продажу.
Ретейлер также заинтересован в дополнительном пиаре, но уже в меньшей степени, рассказал Громков. «Мы ведем информационную кампанию, и, соответственно, сети получают дополнительное привлечение внимания к себе, — пояснил замдиректора по маркетингу НП.
— Здесь есть и патриотический аспект, и финансовый, потому что сети могут получать субсидию в зависимости от того, как они продают товар. В законе указано, что организации торговли субсидируются в размере 10% от объема роста закупа продовольственной продукции местных производителей.
Экономия на рекламе тоже возможна, но она для сетей не очень существенна, а вот для предприятий АПК, которые на самом деле рекламой практически не занимаются, это существенное подспорье». Кроме того, местные торговые сети получают небольшое конкурентное преимущество перед федеральными, на которых действие закона не распространяется, добавил Громков.
Местные предприятия АПК рекламой практически не занимаются. Для них рекламная кампания «Енисей-продукта» будет существенным подспорьем
«За счёт закона мы имеем возможность договариваться в таких условиях, что и торговля, и производители заинтересованы в предоставлении конкурентных цен и нужных объёмов, — считает генеральный директор сети супермаркетов «Красный Яр» Татьяна Павловская.
— В этом смысле закон объединяет интересы и позволяет находить более приемлемые условия сотрудничества. То есть не просто «У меня есть цена, не купите вы — купит другой», а всё-таки есть желание найти общий язык с обеих сторон. У нас, к примеру, есть интерес в приросте, а не просто намерение выйти на тот же уровень в 40% местного продовольствия в общем товарообороте. В принципе, нас эта цифра устраивает, но если есть возможность её увеличить до 50% и больше, то стоит постараться».
Согласно закону на поддержку предприятий АПК и торговли из бюджета будет направлено по 40 млн руб. Генеральный директор сети супермаркетов «Командор» Олег Сипетый полагает, что выделение местных товаров на полках как минимум не ухудшит ситуацию с объёмами их продаж.
«Мы уже определили магазины, в которых появятся первые места продаж продукции красноярских производителей, — рассказал ДЕЛА.ru Сипетый. — Украшение выделенных полок — это, конечно, дополнительный плюс, но на самом деле важнее выкладка товара, чтобы он постоянно присутствовал на видном месте и был высокого качества.
Почему мы идём на это? Просто товары местных производителей по определению более свежие, а значит, привлекательные для покупателя. Пока мы оформляем выделенные места продаж не во всей сети, а только в семи магазинах. Пройдёт месяц-полтора — и посмотрим, есть ли эффект от размещения на отдельной полке. Если будут значительные улучшения по объёмам продаж — скажем, от 5 до 10%, — то в этом случае уже стоит транслировать такой подход на всю сеть. По сути, хуже в принципе быть не может, но если результат останется тот же, то просто надо будет что-то поменять».
Вместе с тем, по мнению Сипетого, с местными производителями намного легче решить вопросы логистики и договориться по цене. Руководитель сети «Красный Яр» также придерживается точки зрения, что продвижение товаров в розничной торговли создаст предпосылки для того, чтобы красноярские продукты смогли конкурировать по цене с поставками из других регионов и Средней Азии. На данный момент те же овощи ретейлу дешевле закупать у соседей.
Ранее заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики края Евгений Стрельцов говорил, что в результате реализации закона до конца года ожидается около 400 млн руб. совокупного прироста продаж продукции красноярских аграриев. Чиновники уже высказали намерение продвигать местное продовольствие ещё 1-2 года (см. подр. «Продвигать красноярские продукты будут ещё два года»).
ссылка на комментарий
Елена Нагибина
Директор «Красноярской продовольственной компании»
Конечно, я положительно отношусь к идее поддержать продукцию местных производителей. Но считаю, что это окажется эффективным, только если кампания по продвижению местной продукции под знаком «Енисей-продукт» будет организована правильно.
Если же все будет как в прошлый раз, когда красноярские товары продвигали, маркируя наклейками с шишкой, — наша компания тоже принимала в том проекте участие, — тогда ничего хорошего в нововведениях я не вижу. В прошлый раз, кроме дополнительных затрат, мы как производители не получили ничего.
Эффект от кампаний продвижения возникает только тогда, когда существует осведомленность людей о том, что это за продукт и зачем он появился. Настоящее создание бренда «Енисей-продукт» предполагает немалые вложения.
Ведь чтобы донести информацию о товаре до конечного потребителя, недостаточно просто сделать ему рекламу в местах продаж, выделив место на витрине и налепив наклейки. О чем это скажет покупателю? Смысл проекта в том, чтобы люди покупали свое, местное, но как они смогут, просто глядя на ценники и флажки в магазине, узнать о том, что именно эта характеристика товара имеется в виду?
Для того, чтобы информированность населения была массовой, требуется посыл, недешевый пиар бренда, нужны телереклама, билборды, множество статей в прессе, муссирование темы во всех новостях. Методика выбора должна быть такой: человек идет в магазин и ищет продукцию с конкретным знаком после того, как уже узнал о ней.
«Красноярской продовольственной компании» проект интересен, и мы не исключаем возможности того, что станем его участниками. Но только в случае, если, как это получилось с шишкой, нам не придется нести дополнительные неоправданные затраты. Хотелось бы также четко видеть перед собой программу продвижения нового бренда от начала до конца.